Значение первых трех лет жизни


Значение первых трех лет жизниИнтересные данные получены психологами, работающими в этой области. Так, М. И. Лисина (1978) установила, что если младенцы в 2—4.5 мес имеют насыщенное эмоциональное общение со взрослыми (которое заключается в том, что взрослый ласкает ребенка, наблюдает за ответными проявлениями радости и поощряет их), то в более старшем возрасте они превосходят своих сверстников, не имевших тренировки положительных эмоций, в развитии многих психических функций — раньше овладевают хватаньем, дольше манипулируют с предметами (т. е. у них внимание более устойчивое), раньше освобождаются от малопродуктивных приемов обследования предметов и т. д.
Таким образом, есть полное основание сказать, что первые 3 года жизни являются критическим периодом для развития эмоциональной сферы ребенка. Из приведенных здесь данных можно видеть, что первая сигнальная система развивается в первые 3 года очень интенсивно, в тесной связи с эмоциональной сферой. В отношении второй сигнальной системы данных в литературе значительно меньше. В советской психологии придается большое значение работе по развитию умственных процессов в младшем дошкольном возрасте. На это указывает Д. Б. Эльконин (1958), А. А. Люблинская (1959), об этом же говорит В. А. Запорожец (1978), но предупреждает против форсирования развития ребенка.
В исследовании А. А. Люблинской детально прослежено, как формируется отвлеченное мышление ребенка, какую роль играет в этом процессе речь, как постепенно меняется характер ориентировочной и игровой деятельности при включении речи, опосредованных через нее новых представлений.
Поскольку игра, по определению психологов, является ведущей деятельностью ребенка, то именно через игру рекомендуется развивать у маленьких детей процессы овладения речью, формирование общих представлений, понятий. К трехлетнему возрасту дети осваивают в общей форме грамматический строй родного языка, имеют уже значительный запас слов; однако характер речевых реакций в этот период свидетельствует о конкретности мышления.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.