Выработка реакций


Выработка реакцийОднако сейчас установлено, что нужно различать выработку реакций на непосредственные компоненты речевого воздействия — голос, интонацию, мимику, сопровождающую речь, и т. д., и смысловое содержание, передаваемое словом, составляющие истинный второсигнальный компонент. Как показывают приведенные в этой книге данные наших наблюдений, у детей конца первого — начала второго года сигнальное значение- приобретают только непосредственные компоненты, именно голос, интонация, мимика и жесты говорящего человека. Смысловое содержание словесных сигналов воспринимается и оказывает определенный эффект значительно позже — с конца второго года.
В развитии слова как «сигнала сигналов» можно выделить несколько степеней обобщения. У детей дошкольного возраста удается констатировать четыре степени обобщения словом непосредственных раздражителей.
1-я степень — слово является эквивалентом комплекса непосредственных ощущений от предмета (например, слово «кукла» как бы замещает сам реальный предмет).
2-я степень — слово обобщает ряд однородных предметов (становится конкретным понятием, например, кукла вообще).
3-я степень — слово объединяет многие разнородные объекты, относящиеся к одной категории (например, «игрушки»).
4-я степень — сведение разных категорий объектов в одну, более широкую («одушевленные предметы», «неодушевленные»).
Каждая последующая степень обобщения словом характеризуется все большим и большим удалением от конкретных, чувственных образов, т. е. все более высоким уровнем абстрагирования.
И. М. Сеченов писал: «Вот эта-то таинственная работа превращения чувственных продуктов в менее и менее чувственные символы, рядом с прирожденной способностью к речи, даст возможность человеку сливать продукты чужого опыта с показаниями собственного (это и значит усваивать передаваемое), составляет в то же время самую характерную черту всего его последующего умственного развития».

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.