Временные связи


В ходе исследований был обнаружен особый вид временных связей («условно-условных», по А. Г. Иванову-Смоленскому; «динамических», по Е. И. Бойко; «сенсорных», по нашей терминологии), получаемый без специального безусловного подкрепления и отличающийся большей лабильностью по сравнению с классическими условными связями. Однако этот вид временных связей регистрируется и в условнорефлекторной деятельности животных (Подкопаев, 1934; Нарбутович, Подкопаев, 1936; Воронин, 1952).
Наши более ранние исследования (Кольцова, 1967) показали, что любая форма обобщения базируется на выработке систем временных связей, но в зависимости от того, обобщаются непосредственные или словесные раздражители, изменяется и характер системности. При обобщении непосредственных стимулов успешное формирование системности происходит только при количественном преобладании в ее структуре классических условных связей над сенсорными, т. е. имеет значение включение подкорковых отделов мозга. Ограничение безусловного подкрепления — а значит, и ограничение участия подкорки — приводит к затруднению в выработке системы условных связей и часто сопровождается явлениями невротизации.
Процесс обобщения при действии словесных сигналов существенно различается у детей младшего и старшего возраста по функциональной структуре систем временных связей. Для детей 3—4 лет выработка системности на словесные сигналы представляет процедуру, близкую к образованию системности на непосредственные раздражители, и требует наличия в ней около 50% классических условных связей. У детей 6—7 лет оказывается возможным формирование длинных цепей сенсорных связей при минимальном количестве классических. Этот факт показывает, что словесные сигналы у детей младшего возраста еще очень тесно связаны с конкретными образами и по характеру действия но отличаются разительно от непосредственных стимулов, нужно отметить, что до сих пор многое остается не н механизме образования и функционирования систем условных связей.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.