Воспитательные мероприятия


19Индивидуальный подход означает также выбор и осуществление таких воспитательных мероприятий, которые, соответствуя особенностям характера данного ученика, оказываются действенными для него. А. С. Макаренко говорил, что за семь лет его работы в колонии имени А. М. Горького не было двух случаев совершенно схожих.
Иногда в наших школах задача воспитания характера ставится лишь применительно к учащимся, слабым по успеваемости или по дисциплине. Вполне понятно, что педагоги уделяют особое внимание таким школьникам и принимают все меры к их исправлению. Но в индивидуальном подходе нуждаются и лучшие, и так называемые средние учащиеся. У лучших имеется опасность приобрести черты зазнайства, оторванности от коллектива, а средние, как не раз указывал Макаренко, могут быть наиболее опасными в том смысле, что менее известны воспитателю. Кроме того, само понятие «средний ученик» вообще недопустимо. Например, данный ученик средний по успеваемости, но он может иметь хорошие, даже выдающиеся черты, например чуткость и отзывчивость к товарищам.
Чтобы представить более конкретно психологию индивидуального подхода, возьмем вопрос о сознательной дисциплине.
Все психологические причины нарушений дисциплины делятся на три группы.
К первой группе относится непонимание или неправильное понимание требований дисциплины, предвзятое мнение и т. п.
Ученик VIII класса считает, что он не нарушает дисциплину, когда в классе сидит тихо, но не слушает объяснений учителя. «Я сумею приготовить урок по учебнику»,- заявляет он. Очевидно, необходимо разъяснить этому ученику, как надо понимать дисциплину, сформировать четкие требования к поведению в классе, изменить имеющееся у ученика неправильное понимание дисциплины.
Ученица IX класса полагала, что выражение учениками уважения и благодарности педагогам представляет собой «подхалимство». На этом основании она проявляла к учителю подчеркнутую сухость, граничащую с невнимательностью. Классная руководительница спросила девочку, считает ли она подхалимством любовь и уважение к своему отцу. Это заставило ученицу подумать и изменить свое ложное мнение.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.