Волевая подготовка
Но сам термин «психологическая подготовка» начали употреблять применительно к профессиональному обучению и, пожалуй, ранее всего в авиации. Так, один из первых советских летчиков, освоивших ночной полет, Бородатов, писал: «Для ночного полета необходима не только техническая сноровка, но и чисто психологическая подготовка нашего строевого летуна, ибо здесь отсутствуют те непременные факторы, благодаря коим, при дневном полете, летчик чувствует себя в воздухе «как дома»5. Новым в приведением высказывании была не сущность необходимых мероприятий, а связь их с термином «психологическая подготовка». Само же это понятие возникло в авиации много раньше. Так, летчик-методист П. Вяткин еще в 1923 г. писал о необходимости подготовки красных военлетов, «…уверенных в себе и самолете, сильных отвагой и готовностью жертвовать собой, спортсменов на деле, способных владеть собой и самолетом во всевозможных условиях полета» 6. Другой летчик-методист, А. Жабров, раскрывая имевшиеся в то время недостатки летного обучения, указывал на «отсутствие предварительной (к летной) земной спортивной отработки (физической и психической) ученика-летчика» и делал вывод: «…Прежде чем сажать на самолет и обучать его (человека – К. П. ) летанию, нужно подготовить его организм и в особенности его чувства гораздо более простыми и дешевыми способами на земле» 7. В приведенных высказываниях П. Вяткин и А. Жабров, как и многие другие, говорили по существу о психологической подготовке, хотя и не пользовались этим термином. О значении психологической подготовки в авиации очень хорошо сказал крупнейший летчик-испытатель М. М. Громов: «Для того чтобы летать надежно, очень важно знать, как управлять самолетом, но еще важнее знать, как управлять самим собой. Мои успехи в авиации часто объясняют отличным знанием техники. Это верно…, но на 1%, а остальные 99% относятся к умению познать, изучить себя и умению совершенствовать
себя»8.
Страницы: 1 2