Влияние речи на высшую нервную деятельность
Влияние речи на высшую нервную деятельность проявляется не только в том случае, когда инструкция или приказ произносится экспериментатором. Даже тогда, когда экспериментатор никакой инструкции не произносит, испытуемый в зависимости от своего понимания опыта, отношения к опыту и мотивов всегда мысленно, про себя подразумевает какую – то инструкцию. Так, например, если подкреплением как в методике А. Г. Иванова – Смоленского служит конфета, выбрасываемая из особого аппарата, у испытуемого ребенка возникает вопрос: можно или нельзя ее взять и съесть? Ответ, который дает себе испытуемый на эти вопросы, и есть скрытая инструкция. Скрытая инструкция физиологически выступает как двигательно – речевые раздражители речи про себя. Эти скрытые речедвигательные реакции играют роль специфического подкрепления. Благодаря этому то, что иногда принимают за безусловную реакцию у человека, например, при электрокожном подкреплении, может быть вместе с тем условной реакцией на подразумеваемую инструкцию. Испытуемый полагает, что он должен отдергивать руку на ток. Точно так же то, что принимают за условную реакцию на применяемое в опыте подкрепление, например, при подкреплении речевым приказом, в действительности может быть условной реакцией на подразумеваемое подкрепление. Испытуемый полагает, что, получив сигнал, он должен, не дожидаясь приказа, нажимать на ключ В. С. Мерлин. В наибольшей степени влияние скрытой инструкции, подразумеваемой испытуемым, проявляется тогда, когда мы пользуемся двигательной методикой, так как любое сокращение скелетных мускулов может стать в той или иной степени произвольным. Каков основной путь преодоления этих трудностей? Он заключается, во-первых, в том, чтобы по возможности исключить скрытую, подразумеваемую инструкцию. Если в опытах над человеком мы пользуемся только безусловным подкреплением или подкреплением речевым приказом, экспериментальный контроль условнорефлекторной деятельности становится совершенно невозможным, так как мы не знаем, каким именно раздражителем была вызвана данная реакция. Только в том случае, когда мы применяем вместе с сочетаниями условного раздражителя и подкрепления или вместо них предварительную инструкцию, такой экспериментальный контроль становится возможным. Чем точнее и однозначнее предварительная инструкция, тем надежнее осуществляется экспериментальный контроль подкрепления. Другой путь заключается в том, чтобы, применяя двигательную методику, пользоваться в качестве показателя типологических свойств таким признаком двигательной реакции, который в наименьшей степени зависит от влияния второй сигнальной системы, т. е. в наименьшей степени произволен. Таким признаком может быть, например, латентное время двигательной реакции. В некоторых работах этот признак успешно применялся как показатель последовательного торможения Н. С. Лейтес, и степени подвижности нервных процессов К. М. Гуревич.
Метки: инструкция, ответ, приказ
Страницы: 1 2