Влияние речи на высшую нервную деятельность


33Влияние речи на высшую нервную деятельность про­является не только в том случае, когда инструкция или приказ произносится экспериментатором. Даже тогда, когда экспериментатор никакой инструкции не произно­сит, испытуемый в зависимости от своего понимания опыта, отношения к опыту и мотивов всегда мысленно, про себя подразумевает какую – то инструкцию. Так, на­пример, если подкреплением как в методике А. Г. Ива­нова – Смоленского служит конфета, выбрасываемая из особого аппарата, у испытуемого ребенка возникает во­прос: можно или нельзя ее взять и съесть? Ответ, кото­рый дает себе испытуемый на эти вопросы, и есть скры­тая инструкция. Скрытая инструкция физиологически выступает как двигательно – речевые раздражители речи про себя. Эти скрытые речедвигательные реакции играют роль специфического подкрепления. Благодаря этому то, что иногда принимают за безусловную реакцию у человека, например, при электрокожном подкреплении, мо­жет быть вместе с тем условной реакцией на подразу­меваемую инструкцию. Испытуемый полагает, что он должен отдергивать руку на ток. Точно так же то, что принимают за условную реакцию на применяемое в опы­те подкрепление, например, при подкреплении речевым приказом, в действительности может быть условной реакцией на подразумеваемое подкрепление. Испытуе­мый полагает, что, получив сигнал, он должен, не до­жидаясь приказа, нажимать на ключ В. С. Мерлин. В наибольшей степени влияние скрытой инструк­ции, подразумеваемой испытуемым, проявляется тогда, когда мы пользуемся двигательной методикой, так как любое сокращение скелетных мускулов может стать в той или иной степени произвольным. Каков основной путь преодоления этих трудностей? Он заключается, во-первых, в том, чтобы по возможности исключить скры­тую, подразумеваемую инструкцию. Если в опытах над человеком мы пользуемся только безусловным подкреп­лением или подкреплением речевым приказом, экспери­ментальный контроль условнорефлекторной деятельности становится совершенно невозможным, так как мы не знаем, каким именно раздражителем была вызвана дан­ная реакция. Только в том случае, когда мы применяем вместе с сочетаниями условного раздражителя и под­крепления или вместо них предварительную инструкцию, такой экспериментальный контроль становится возмож­ным. Чем точнее и однозначнее предварительная ин­струкция, тем надежнее осуществляется эксперимен­тальный контроль подкрепления. Другой путь заключается в том, чтобы, применяя двигательную методику, пользоваться в качестве пока­зателя типологических свойств таким признаком двига­тельной реакции, который в наименьшей степени зависит от влияния второй сигнальной системы, т. е. в наимень­шей степени произволен. Таким признаком может быть, например, латентное время двигательной реакции. В не­которых работах этот признак успешно применялся как показатель последовательного торможения Н. С. Лейтес, и степени подвижности нервных процессов К. М. Гуревич.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.