Усиление или ослабление деятельности
Из всего сказанного становится ясным, какое огромное влияние на здоровье оказывает высшая нервная деятельность. В жизни ребенка это влияние вследствие крайней хрупкости, изменчивости и гибкости его психики еще сильнее, чем в жизни взрослого. В интересах здоровья своих детей родители и воспитатели должны настойчиво и продуманно выполнять требования гигиены душевной жизни (психогигиены) ребенка, так же как они обязаны выполнять требования телесном гигиены (уход за чистотой тела, помещения, пребывание на чистом воздухе, питание и т. п.). И первым, основным требованием является: оберегать нервную систему ребенка от преждевременных травм, переутомления и расстройств, разумно охранять и укреплять ее. Прежде чем перейти к изложению тех требований, которые гигиена душевной жизни (психогигиена) предъявляет к воспитанию ребенка в различные возрасты его жизни, целесообразно предварительно рассмотреть вопрос, в чем состоят условия здорового душевного развития ребенка.
Значение их, несомненно, меняется в зависимости от возраста, обстановки, личных особенностей ребенка, однако первое место следует отвести тем условиям, которые имеют для душевного развития ребенка огромное значение. В чем же состоят они?
Это чувство является одной из самых важных предпосылок воспитания здорового человека. На протяжении всего детства, начиная с колыбели, нужно стремиться к тому, чтобы поддерживать в ребенке радостное настроение, воспитывать умение находить радость и позволять ребенку со всей детской непосредственностью отдаваться ей. Как физическая постановка нашего тела (осанка человека), так и душевная установка по отношению к окружающему миру – всецело дело воспитания, результат тех привычек и взглядов, которые прививаются с детства, тех примеров и образцов, которые ребенок видит и слышит со стороны родителей с ранней поры жизни, которым он подражает, которые ему внушаются и таким образом входят в его плоть и кровь, становятся его второй натурой.
Страницы: 1 2