Учет способностей ребенка


Заставляют задуматься о необходимости лучшей профориен­тации и следующие данные из неопубликованной работы Г. Г. Голубева, изучившего профессиональную направленность у 712 уча­щихся первого и второго года обучения трех ПТУ Грозного. 68% поступало в ПТУ по необходимости, причем более половины по­ступивших не имели почти никакого представления о своей буду­щей профессии, а у большинства остальных оно было преврат­ным. В течение первого года из всех учащихся потеряло интерес к избранной профессии в одном ПТУ 27%, а во втором – 26 и в третьем-24% (1968 г.).
Выправлять подобные отношения, идущие вразрез с потреб­ностями общества, и формировать правильные отношения – это важнейшая задача профпросвещения в той его части, которая называется профпропагандой. Вместе с тем при всем значении профпропаганды сводить к ней одной все профпросвещение и тем более всю профориентацию было бы неверным. И профпро­свещение, и профпропаганда должны начинаться с изучения ин­тересов- в массовом порядке с помощью анкет36, а в индиви­дуальном-посредством бесед. Изучение интересов и стремлений – это только один этап работы по профпросвещению, за которым должен следовать (а еще лучше предварять его) этап формирования профнаправленности, опирающейся на изучение способностей каждого кон­кретного ученика. Поставленная задача огромна, но ее уже пытаются решать в наших школах, примером чему служит состав­ленный А. А. Бардиновой сборник37, в котором поделились сво­им опытом преподаватели химии, математики, физики, сельско­хозяйственных дисциплин, литературы и пр. Здесь, однако, от­мечается одна психологическая особенность: каждый препо­даватель стремится заинтересовать своих учеников только своей специальностью. А это ведь наиболее общая и наиболее вредная ошибка педагога, вытекающая из примитивнейшего педагогиче­ского метода (да и мышления)-«делай, как я». До сих пор очень многие педагоги пытаются, не считаясь со способностями ученика и его интересами, в каждом видеть специалиста по тому предмету, который они преподают, вместо того чтобы учить, как использовать знания по этому предмету в самых различных про­фессиях. Между тем, лишь решив эту задачу, можно не только строить рациональную программу обучения, но и осуществлять в средней школе политехнизацию и профориентацию.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.