Учет способностей ребенка
Заставляют задуматься о необходимости лучшей профориентации и следующие данные из неопубликованной работы Г. Г. Голубева, изучившего профессиональную направленность у 712 учащихся первого и второго года обучения трех ПТУ Грозного. 68% поступало в ПТУ по необходимости, причем более половины поступивших не имели почти никакого представления о своей будущей профессии, а у большинства остальных оно было превратным. В течение первого года из всех учащихся потеряло интерес к избранной профессии в одном ПТУ 27%, а во втором – 26 и в третьем-24% (1968 г.).
Выправлять подобные отношения, идущие вразрез с потребностями общества, и формировать правильные отношения – это важнейшая задача профпросвещения в той его части, которая называется профпропагандой. Вместе с тем при всем значении профпропаганды сводить к ней одной все профпросвещение и тем более всю профориентацию было бы неверным. И профпросвещение, и профпропаганда должны начинаться с изучения интересов- в массовом порядке с помощью анкет36, а в индивидуальном-посредством бесед. Изучение интересов и стремлений – это только один этап работы по профпросвещению, за которым должен следовать (а еще лучше предварять его) этап формирования профнаправленности, опирающейся на изучение способностей каждого конкретного ученика. Поставленная задача огромна, но ее уже пытаются решать в наших школах, примером чему служит составленный А. А. Бардиновой сборник37, в котором поделились своим опытом преподаватели химии, математики, физики, сельскохозяйственных дисциплин, литературы и пр. Здесь, однако, отмечается одна психологическая особенность: каждый преподаватель стремится заинтересовать своих учеников только своей специальностью. А это ведь наиболее общая и наиболее вредная ошибка педагога, вытекающая из примитивнейшего педагогического метода (да и мышления)-«делай, как я». До сих пор очень многие педагоги пытаются, не считаясь со способностями ученика и его интересами, в каждом видеть специалиста по тому предмету, который они преподают, вместо того чтобы учить, как использовать знания по этому предмету в самых различных профессиях. Между тем, лишь решив эту задачу, можно не только строить рациональную программу обучения, но и осуществлять в средней школе политехнизацию и профориентацию.
Страницы: 1 2