Тип тестов
Несколько позднее очень точное определение теста дал С. Л. Рубинштейн: «Тесты-это испытание, которое ставит своей целью градуирование, определение рангового места личности в группе или коллективе, установление его уровня. Тест направлен на личность, он должен служить средством диагноза и прогноза». Несколько дальше он вскрывает методологическую сущность теста, причем и его определение, и его анализ являются наиболее сжатыми и глубокими из существующих. С. Л. Рубинштейн считал тестирование «…порождением механистической психологии, представляющей себе психику человека как совокупность раздельно действующих механизмов, для которых существует постоянное однозначное отношение между стимулом и реакцией»6. А в 1935 г. в период широкого увлечения тестами он писал о необходимости, «учитывая естественные границы тестовой методики, дополнять ее другими методологическими средствами»7. Эти слова, побудившие нас начать разработку описанного ниже метода обобщения независимых характеристик, надо особо напомнить сейчас всем, кто пытается некритически возродить тестирование. Хотя есть случаи, когда применение тестов организационно невозможно, примером чему может служить работа М. Д. Утюжникова, выполненная с нашей консультацией8, все же лучшие результаты дает именно та комбинация тестов с другими методами, о которой говорил С. Л. Рубинштейн и которая нами применялась в 20-х и 30-х годах.
В 1929 г., например, мы применяли ряд тестов при изучении типологических особенностей нервной системы у телефонисток. Результаты этой работы были доложены на съезде по изучению поведения человека и послужили основой для дискуссии с ведущими психотехниками. Но мы были не одиноки. «Тест-наиболее удобно применяемый метод дифференциальной психологии, но это ни в коей мере не обрекает его на невозможность быть примененным при разрешении целого ряда чисто теоретических проблем: значительное количество теоретических проблем в области психологии не только разрешается при помощи теста, но и впервые было поставлено и решено благодаря тестовой методике»,- писал в 1930 г. М. С. Бернштейн 9~10. Не устаревшие и поныне мысли высказывали в 20-30-х годах авторы, которые писали о значении тестов, но вместе с тем и о их ограниченности.
Страницы: 1 2