Тип тестов


Несколько позднее очень точное определение теста дал С. Л. Рубинштейн: «Тесты-это испытание, которое ставит своей целью градуирование, определение рангового места личности в группе или коллективе, установление его уровня. Тест направ­лен на личность, он должен служить средством диагноза и прог­ноза». Несколько дальше он вскрывает методологическую сущ­ность теста, причем и его определение, и его анализ являются наиболее сжатыми и глубокими из существующих. С. Л. Рубин­штейн считал тестирование «…порождением механистической психологии, представляющей себе психику человека как совокуп­ность раздельно действующих механизмов, для которых сущест­вует постоянное однозначное отношение между стимулом и реак­цией»6. А в 1935 г. в период широкого увлечения тестами он писал о необходимости, «учитывая естественные границы тесто­вой методики, дополнять ее другими методологическими средст­вами»7. Эти слова, побудившие нас начать разработку описанно­го ниже метода обобщения независимых характеристик, надо особо напомнить сейчас всем, кто пытается некритически возро­дить тестирование. Хотя есть случаи, когда применение тестов организационно невозможно, примером чему может служить ра­бота М. Д. Утюжникова, выполненная с нашей консультацией8, все же лучшие результаты дает именно та комбинация тестов с другими методами, о которой говорил С. Л. Рубинштейн и кото­рая нами применялась в 20-х и 30-х годах.
В 1929 г., например, мы применяли ряд тестов при изучении типологических особенностей нервной системы у телефонисток. Результаты этой работы были доложены на съезде по изучению поведения человека и послужили основой для дискуссии с веду­щими психотехниками. Но мы были не одиноки. «Тест-наиболее удобно применяемый метод дифференциальной психологии, но это ни в коей мере не обрекает его на невозможность быть примененным при разрешении целого ряда чисто теоретических проблем: значительное количество теоретических проблем в об­ласти психологии не только разрешается при помощи теста, но и впервые было поставлено и решено благодаря тестовой мето­дике»,- писал в 1930 г. М. С. Бернштейн 9~10. Не устаревшие и поныне мысли высказывали в 20-30-х годах авторы, кото­рые писали о значении тестов, но вместе с тем и о их ограничен­ности.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.