Схема Юнга
По схеме обработки Юнга, детализированной Джонсом, кроме времени реакции, учитывались: а) внутренние ассоциации (сходство, субъект-предикат, причинные связи); б) внешние ассоциации (сосуществование, тождество, причинная связь в обыденных выражениях, как например кошка — мышка); в) звуковые ассоциации ( лес — лекарь); г) опосредствованные связи (бежать — ружье, через «стрелять»); д) слово для реакции подменяется предметом, на который испытуемый случайно во время эксперимента посмотрит (лес — бумага); е) отсутствие всякой реакции; ж) повторение в реакции (слово-стимул повторяется). Многие авторы, кроме того, большое внимание обращают на степень оригинальности, новизны ответов.
В основу применения ассоциативного эксперимента западные психологи часто берут учение о глубинных, подсознательных или бессознательных пластах личности в духе Фрейда, Адлера, Юнга. Этот метод будто бы должен дать показатели комплексов, сдерживаемых цензурою сознания. К таким показателям комплексов причисляются, например, большое сокращение или большое удлинение времени реакции, реагирование необычное, ничем не связанное со словом-стимулом, повторение слова-стимула в ответе.
Теоретические предпосылки данного метода о руководящей роли бессознательного или подсознательного не могут быть приняты. Но если даже не иметь таких предпосылок, не следует ассоциативному методу придавать большое научное значение. Сознательная деятельность направляется не спонтанно возникающими ассоциациями, а отражаемыми в сознании предметами и явлениями объективной действительности. Стихийный ход ассоциаций не даст ключа к познанию характерологических особенностей.
Существуют и другие проекционные методы. Приведенные примеры достаточны, тем более что описанные в них методы пользуются наибольшим распространением. Прежде всего, следует выделить теоретическую основу этих методов, которые прямым или более косвенным образом связаны с фрейдизмом. Методы Роршаха, и в особенности ТАТ, в соответствующих вариантах могут быть использованы, но в рамках своего непосредственного психологического содержания, в частности метод Роршаха — для диагностики фантазии. Проекционные методы появились как реакция против такого тестирования, в котором все сводилось к получению цифровых показателей, оцениваемых по нормам. Тенденция найти научно обоснованные диагностические методы, пользуясь которыми можно было бы получить показатели направленности как черты характера, является оправданной, но пока еще предложенные методы не вполне удовлетворительны, их надежность и валидность невысока, в интерпретации немало субъективного.
К проекционным можно отнести и упоминавшийся в III главе метод: «сюжеты картин». Если использовать классификацию Олпорта, то этот метод не персептивный, как Роршаха, и не апперцептивный, как ТАТ, а творческий. Есть основания предположить, что именно в творческой деятельности можно лучше найти проекцию характера.
Метки: ассоциации, время, реакция
Страницы: 1 2