Схема Юнга


27По схеме обработки Юнга, детализированной Джонсом, кроме времени реакции, учитывались: а) внутренние ассоциации (сходство, субъект-предикат, причинные связи); б) внешние ассоциации (сосуществование, тождество, причинная связь в обыденных выражениях, как например кошка — мыш­ка); в) звуковые ассоциации ( лес — лекарь); г) опосредствован­ные связи (бежать — ружье, через «стрелять»); д) слово для реакции подменяется предметом, на который испытуемый слу­чайно во время эксперимента посмотрит (лес — бумага); е) от­сутствие всякой реакции; ж) повторение в реакции (слово-сти­мул повторяется). Многие авторы, кроме того, большое вни­мание обращают на степень оригинальности, новизны ответов.
В основу применения ассоциативного эксперимента западные психологи часто берут учение о глубинных, подсознательных или бессознательных пластах личности в духе Фрейда, Адлера, Юн­га. Этот метод будто бы должен дать показатели комплексов, сдерживаемых цензурою сознания. К таким показателям комп­лексов причисляются, например, большое сокращение или боль­шое удлинение времени реакции, реагирование необычное, ни­чем не связанное со словом-стимулом, повторение слова-стимула в ответе.
Теоретические предпосылки данного метода о руководящей роли бессознательного или подсознательного не могут быть при­няты. Но если даже не иметь таких предпосылок, не следует ас­социативному методу придавать большое научное значение. Сознательная деятельность направляется не спонтанно возни­кающими ассоциациями, а отражаемыми в сознании предметами и явлениями объективной действительности. Стихийный ход ас­социаций не даст ключа к познанию характерологических осо­бенностей.
Существуют и другие проекционные методы. Приведенные примеры достаточны, тем более что описанные в них методы пользуются наибольшим распространением. Прежде всего, сле­дует выделить теоретическую основу этих методов, которые пря­мым или более косвенным образом связаны с фрейдизмом. Мето­ды Роршаха, и в особенности ТАТ, в соответствующих вариантах могут быть использованы, но в рамках своего непосредствен­ного психологического содержания, в частности метод Рорша­ха — для диагностики фантазии. Проекционные методы появи­лись как реакция против такого тестирования, в котором все сво­дилось к получению цифровых показателей, оцениваемых по нормам. Тенденция найти научно обоснованные диагностические методы, пользуясь которыми можно было бы получить показа­тели направленности как черты характера, является оправдан­ной, но пока еще предложенные методы не вполне удовлетвори­тельны, их надежность и валидность невысока, в интерпретации немало субъективного.
К проекционным можно отнести и упоминавшийся в III гла­ве метод: «сюжеты картин». Если использовать классификацию Олпорта, то этот метод не персептивный, как Роршаха, и не ап­перцептивный, как ТАТ, а творческий. Есть основания предпо­ложить, что именно в творческой деятельности можно лучше найти проекцию характера.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.