Связь между свойствами темперамента и отношениями личности
Относительная независимость проявлений темперамента от содержания отношений личности также служит одним из основных критериев его различения.
Наряду с этим существует и прямо противоположная связь между свойствами темперамента и отношениями личности.
Динамические особенности поведения, обусловленные отношением личности, могут быть выражены в такой степени, что противоположные им особенности, обусловленные типом нервной системы, вовсе не проявляются. В этом случае отношение личности маскирует общий тип нервной системы.
Вне школы, в определенных семейных ситуациях и среди подруг на своем дворе, а также при посещении кино она была разговорчивой, эмоциональной, подвижной, общительной, т. е. проявляла свойства, соответствующие ее типу нервной системы. Объяснялось такое различие в поведении в школе и вне школы отрицательным отношением Тоси М. к школе и к учению, отсутствием учебных интересов, отчужденностью от детского коллектива. Когда с нею была проведена длительная и систематическая индивидуальная воспитательная работа и ее удалось сблизить с детским коллективом в классе, расширить круг ее интересов и изменить отношение к учению, поведение девочки в школе стало совершенно соответствовать установленному у нее типу нервной системы.
В работе Н. К – Кустарниковой, о которой говорится в моей статье «Роль темперамента в эмоциональной реакции на отметку», последовательность развития была иной. Испытуемый М. лет по результатам физиологических испытаний принадлежал к слабому типу нервной системы, и его поведение в школе соответствовало этому типу. Однако у него удалось воспитать большую уверенность в своих силах, и в результате целый ряд его проявлений в школе не стал соответствовать его типу нервной системы. Исчезла прежняя слезливость и подавленность при получении плохой оценки, ученик стал гораздо более работоспособным и настойчивым.
Метки: свойства, ситуация, эмоциональный
Страницы: 1 2