Связь между свойствами темперамента и отношениями личности


Относительная независимость проявлений темпера­мента от содержания отношений личности также слу­жит одним из основных критериев его различения.
Наряду с этим существует и прямо противополож­ная связь между свойствами темперамента и отноше­ниями личности.
Динамические особенности поведения, обусловлен­ные отношением личности, могут быть выражены в та­кой степени, что противоположные им особенности, обус­ловленные типом нервной системы, вовсе не проявляют­ся. В этом случае отношение личности маскирует общий тип нервной системы.
Вне школы, в определенных семейных ситуациях и среди подруг на своем дворе, а также при посещении кино она была разговорчивой, эмоциональ­ной, подвижной, общительной, т. е. проявляла свойства, соответствующие ее типу нервной системы. Объяснялось такое различие в поведении в школе и вне школы отри­цательным отношением Тоси М. к школе и к учению, от­сутствием учебных интересов, отчужденностью от детского коллектива. Когда с нею была проведена длительная и систематическая индивидуальная воспитательная работа и ее удалось сблизить с детским коллективом в классе, расширить круг ее интересов и изменить отноше­ние к учению, поведение девочки в школе стало совер­шенно соответствовать установленному у нее типу нерв­ной системы.
В работе Н. К – Кустарниковой, о которой говорится в моей статье «Роль темперамента в эмоциональной ре­акции на отметку», последовательность развития была иной. Испытуемый М. лет по результатам фи­зиологических испытаний принадлежал к слабому типу нервной системы, и его поведение в школе соответство­вало этому типу. Однако у него удалось воспитать боль­шую уверенность в своих силах, и в результате целый ряд его проявлений в школе не стал соответствовать его типу нервной системы. Исчезла прежняя слезливость и подавленность при получении плохой оценки, ученик стал гораздо более работоспособным и настойчивым.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.