Свойства общего типа нервной системы


Свойства общего типа нервной системы, лежащие в основе темперамента, представляют собой, по учению И. П. Павлова, наиболее общие свойства, влияющие на всю деятельность человека и животных в целом. Поэто­му очень мало вероятным представляется предположе­ние, что отношения личности могут развиваться и осу­ществляться в деятельности совершенно независимо от темперамента.
Между тем такого рода утверждение лежит в основе целого ряда идеалистических положений. Одно из них заключается в том, что свойства темперамента, будучи реальными свойствами, совершенно безразличны к желаниям личности. Любое свойство темперамента может быть совместимо с любым отношением личности.
Иллюстрацией такого решения вопроса может служить теория Эллпорта. У него свойства темперамента влияют на те индивидуальные особенности, которые ха­рактеризуют индивидуальный стиль деятельности. Эти особенности представляют собой своеобразное одеяние, которое может быть одето на любое отношение личности. Раз­личение диспозиций «вооруженности» от диспозиций «на­правленности» идет от Штерна.
Весьма сходно с этим положение, очень распростра­ненное в советской психологии. Так как один и тот же тип темперамента может быть присущ людям самой различной идейной направленности, то заключают, что свойства темперамента никак вообще не связаны с со­держанием мотивов и отношений личности, безразличны по отношению к ним.
Игнорирование темперамента в исследованиях лично­сти имеет определенный методологический смысл. В свойствах темперамента физиологическая обусловлен­ность психики проявляется с наибольшей очевидностью. Между тем в формировании остальных свойств личности физиологическая обусловленность гораздо труднее до­ступна для изучения и поэтому более скрыта. В идеали­стических теориях личности игнорирование темперамен­та — необходимое следствие отрицания материальной физиологической обусловленности психики. Признание абсолютной взаимной независимости отношений лично­сти от темперамента с логической необходимостью со­держит в себе идеалистическое игнорирование физиоло­гической основы.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.