Своеобразие отдельных сторон психофизической организации


Но отсутствие со сто­роны ребенка жалоб на усталость не устраняет объек­тивных причин, вызывающих утомление мышц, истощо­ние энергии. Отсюда ясно, что в этих условиях нель­зя руководствоваться одним лишь самочувствием ре­бенка: необходим внимательный контроль за его состоя­нием.Кроме меньшей силы и работоспособности мускула­туры, младшего дошкольника отличает неустойчивость тела, вследствие которой маленький ребенок, чтобы увеличить площадь опоры, стоит и ходит широ­ко раздвинув ноги, некоординированнность и неуклюжесть движений, обилие ненужных сопутствую­щих движений, несовершенство даже основных, так на­зываемых естественных движений (ходьба, бег).
При ходьбе маленький ребенок беспорядочно раз­махивает руками, шаркает ногами, принимает непра­вильные положения тела; прыжок ему еще не дается. Как раз те мышцы, работа которых особенно нужна для удержания тела и отдельных частей его (головы, ног) в прямом положении, – мышцы-разгибатели и в особенности спинные и затылочные мышцы – в раннем детстве слабо развиты.
Указанные моменты являются основной причиной не­правильных поз, принимаемых так часто ребенком. Если правильное физическое воспитание не приходит на по­мощь, эти нездоровые позы (опущенная голова, согну­тая спина, запавшая грудь) становятся привычными и вредно влияют на весь организм, затрудняя кровообра­щение и дыхание, вызывая неправильный рост костей.
Наряду с перечисленными недостатками в мускула­туре и в движениях у маленького дошкольника появля­ются уже новые < формы движений, недоступные преды­дущему возрасту. Понемногу ребенок научается коор­динировать работу мелких мускулов кисти руки и обнаруживает влечение к таким занятиям, которые тре­буют их деятельности. Застегивание и расстегивание, рисование, лепка, первые опыты пользования ножница­ми – все это является школой усовершенствования ра­боты мелких мускулов и приобретения новых ручных умений.
Воспитатель должен помнить, что указанные дви­жения требуют затраты не столько мышечной, сколько нервной энергии, проявляющейся в напряжении внима­ния, в точности регулирования работы отдельных мы­шечных групп.
Воспитатель должен поощрять, побуждать, изредка даже требовать, но гораздо чаще напоминать детям, по­казывать, помогать.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.