Своеобразие отдельных сторон психофизической организации
Но отсутствие со стороны ребенка жалоб на усталость не устраняет объективных причин, вызывающих утомление мышц, истощоние энергии. Отсюда ясно, что в этих условиях нельзя руководствоваться одним лишь самочувствием ребенка: необходим внимательный контроль за его состоянием.Кроме меньшей силы и работоспособности мускулатуры, младшего дошкольника отличает неустойчивость тела, вследствие которой маленький ребенок, чтобы увеличить площадь опоры, стоит и ходит широко раздвинув ноги, некоординированнность и неуклюжесть движений, обилие ненужных сопутствующих движений, несовершенство даже основных, так называемых естественных движений (ходьба, бег).
При ходьбе маленький ребенок беспорядочно размахивает руками, шаркает ногами, принимает неправильные положения тела; прыжок ему еще не дается. Как раз те мышцы, работа которых особенно нужна для удержания тела и отдельных частей его (головы, ног) в прямом положении, – мышцы-разгибатели и в особенности спинные и затылочные мышцы – в раннем детстве слабо развиты.
Указанные моменты являются основной причиной неправильных поз, принимаемых так часто ребенком. Если правильное физическое воспитание не приходит на помощь, эти нездоровые позы (опущенная голова, согнутая спина, запавшая грудь) становятся привычными и вредно влияют на весь организм, затрудняя кровообращение и дыхание, вызывая неправильный рост костей.
Наряду с перечисленными недостатками в мускулатуре и в движениях у маленького дошкольника появляются уже новые < формы движений, недоступные предыдущему возрасту. Понемногу ребенок научается координировать работу мелких мускулов кисти руки и обнаруживает влечение к таким занятиям, которые требуют их деятельности. Застегивание и расстегивание, рисование, лепка, первые опыты пользования ножницами – все это является школой усовершенствования работы мелких мускулов и приобретения новых ручных умений.
Воспитатель должен помнить, что указанные движения требуют затраты не столько мышечной, сколько нервной энергии, проявляющейся в напряжении внимания, в точности регулирования работы отдельных мышечных групп.
Воспитатель должен поощрять, побуждать, изредка даже требовать, но гораздо чаще напоминать детям, показывать, помогать.
Метки: организация, причины, утомление
Страницы: 1 2