Способности второго порядка
Второй тип связей, перекрестных, косвенных, проникающих в глубь развития, можно назвать гетерогенными зависимостями между частями воспитания (формирования, сказали бы мы.- К. П.) и сторонами (подструктурами.- К. П.) развития формирующегося человека» 12. В применении к формированию способностей гомогенный тип не выходит за рамки одной подструктуры, а гетерогенный должен пониматься как формирование качеств личности, лежащих на пересечениях различных подструктур.
Понятия «гомогенные» и «гетерогенные формирующие воздействия» можно заменить (а в известной мере и объяснить) понятиями «непосредственные» и «опосредованные формирующие воздействия». Физическая тренировка в процессе гимнастики гомогенна, непосредственна, а физическое воспитание гетерогенно и опосредованно. Именно эта связь гомогенного (непосредственного) и гетерогенного (опосредованного) в формировании личности и способностей позволяет уяснить соотношение способностей и умений. Способности и умения. С. Л. Рубинштейн в своем докладе на I съезде общества психологов писал: «Развитие человека в отличие от накопления «опыта», усвоения знаний и способов действия (умений, навыков)- это и есть формирование его способностей»13. В другом месте он продолжил эту мысль: «а развитие способностей человека- это и есть то, что представляет собой развитие, как таковое в отличие от накопления знаний и умений» 14. Приведенный тезис был понят как созвучный третьему и последнему признаку способностей, сформулированному в 1941 г. Б. М. Тепловым, очень широко подхваченному, но также, как и приведенный тезис С. Л. Рубинштейна, не всегда правильно понимаемому. Напомним этот признак: «понятие «способности» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» 15.
Страницы: 1 2