Способности второго порядка


Второй тип связей, перекрестных, косвенных, проникающих в глубь разви­тия, можно назвать гетерогенными зависимостями между частя­ми воспитания (формирования, сказали бы мы.- К. П.) и сто­ронами (подструктурами.- К. П.) развития формирующегося человека» 12. В применении к формированию способностей гомо­генный тип не выходит за рамки одной подструктуры, а гетеро­генный должен пониматься как формирование качеств личности, лежащих на пересечениях различных подструктур.
Понятия «гомогенные» и «гетерогенные формирующие воз­действия» можно заменить (а в известной мере и объяснить) по­нятиями «непосредственные» и «опосредованные формирующие воздействия». Физическая тренировка в процессе гимнастики го­могенна, непосредственна, а физическое воспитание гетерогенно и опосредованно. Именно эта связь гомогенного (непосредствен­ного) и гетерогенного (опосредованного) в формировании лично­сти и способностей позволяет уяснить соотношение способностей и умений. Способности и умения. С. Л. Рубинштейн в своем докладе на I съезде общества пси­хологов писал: «Развитие человека в отличие от накопления «опыта», усвоения знаний и способов действия (умений, навы­ков)- это и есть формирование его способностей»13. В другом месте он продолжил эту мысль: «а развитие способностей чело­века- это и есть то, что представляет собой развитие, как та­ковое в отличие от накопления знаний и умений» 14. Приведен­ный тезис был понят как созвучный третьему и последнему при­знаку способностей, сформулированному в 1941 г. Б. М. Тепло­вым, очень широко подхваченному, но также, как и приведен­ный тезис С. Л. Рубинштейна, не всегда правильно понимаемо­му. Напомним этот признак: «понятие «способности» не сводит­ся к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработа­ны у данного человека» 15.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.