Способности второго порядка


Способности второго порядкаПомимо степеней сформированности свойств личности каждой подструктуры, т. е. степени тренированности, упражненности, обученности и воспитанности их, неодинаковых у тех или иных линостей, надо уметь видеть также различные у этих личностей способности к их тренируемости, упражняемости, обучаемости и воспитуемости. Именно эти способности (их можно назвать способностями второго порядка) определяют степень легкости перехода соответствующих потенциальных спо­собностей в актуальные.Пути формирования личности часто перекрещиваются одни с другими, подобно тому как в структуре личности ряд ее свойств связан с ее различными сторонами (в этом ведь и смысл струк­туры!). Воспитание моральных качеств ведь нужно начинать с обучения тому, «что такое хорошо и что такое плохо». Переклю­чение внимания, связанное с подвижностью нервных процессов, надо тренировать, а дисциплинированным вниманием следует управлять в общей системе морального воспитания личности. Но все же эмпирически найденные виды формирования лично­сти, обозначаемые на практике соответствующими терминами, достаточно четко адресуются каждый соответствующей под­структуре. Понимание изложенного соответствия видов формирования личности и ее основных подструктур, по нашему мнению, помо­гает внести ясность в теорию и практику не только обучения, воспитания и развития9, но и формирования способностей. Ведь все перечисленные виды формирования личности являются вме­сте с тем и видами формирования способностей. Правда, для не­которых психологов связь видов формирования с соответствую­щими подструктурами личности еще непривычна и вызывает бездоказательные возражения, как, например, было при обсуж­дении нашего доклада на IV съезде психологов 10, что нашло от­ражение в соответствующем обзоре Поэтому следует особо подчеркнуть, что, хотя каждый вид формирования, взятый сам по себе, и недостаточен для формирования способностей в целом, но он необходим для этого.
Б. Г. Ананьев выдвинул интересную концепцию о гомогенных и гетерогенных типах соотношений между различными видами формирования и развития человека: Гомогенными являются связи между физическим воспитанием и физическим развитием, умственным образованием и умственным развитием, нравствен­ным воспитанием и нравственным развитием и т. д.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.