Способности второго порядка
Помимо степеней сформированности свойств личности каждой подструктуры, т. е. степени тренированности, упражненности, обученности и воспитанности их, неодинаковых у тех или иных линостей, надо уметь видеть также различные у этих личностей способности к их тренируемости, упражняемости, обучаемости и воспитуемости. Именно эти способности (их можно назвать способностями второго порядка) определяют степень легкости перехода соответствующих потенциальных способностей в актуальные.Пути формирования личности часто перекрещиваются одни с другими, подобно тому как в структуре личности ряд ее свойств связан с ее различными сторонами (в этом ведь и смысл структуры!). Воспитание моральных качеств ведь нужно начинать с обучения тому, «что такое хорошо и что такое плохо». Переключение внимания, связанное с подвижностью нервных процессов, надо тренировать, а дисциплинированным вниманием следует управлять в общей системе морального воспитания личности. Но все же эмпирически найденные виды формирования личности, обозначаемые на практике соответствующими терминами, достаточно четко адресуются каждый соответствующей подструктуре. Понимание изложенного соответствия видов формирования личности и ее основных подструктур, по нашему мнению, помогает внести ясность в теорию и практику не только обучения, воспитания и развития9, но и формирования способностей. Ведь все перечисленные виды формирования личности являются вместе с тем и видами формирования способностей. Правда, для некоторых психологов связь видов формирования с соответствующими подструктурами личности еще непривычна и вызывает бездоказательные возражения, как, например, было при обсуждении нашего доклада на IV съезде психологов 10, что нашло отражение в соответствующем обзоре Поэтому следует особо подчеркнуть, что, хотя каждый вид формирования, взятый сам по себе, и недостаточен для формирования способностей в целом, но он необходим для этого.
Б. Г. Ананьев выдвинул интересную концепцию о гомогенных и гетерогенных типах соотношений между различными видами формирования и развития человека: Гомогенными являются связи между физическим воспитанием и физическим развитием, умственным образованием и умственным развитием, нравственным воспитанием и нравственным развитием и т. д.
Метки: подструктура, порядок, степень
Страницы: 1 2