Способности и личность
Гегель, который свои психологические воззрения в наиболее систематической форме сформулировал в «Философии духа» (1806), считал, что субъективный дух в своем развитии проходит три ступени: души, сознания и личности8. Соответственно этому в «Антропологии» он рассматривал душу как субстанцию индивида, в «Феноменологии» – сознание как субъект «Я» и в «Психологии» – личность, которая осознает себя как конкретную целостность. Идея единства духа и личности, пройдя через века, легла в основу всей идеалистической психологии. Она и поныне составляет основу современной идеалистической философии и психологии персонализма. Персоналисты, начиная с основоположника учения, американского философа Б. Боуэна (1847-1910), а также проповедника персонализма в России А. А. Козлова (1831-1901), немецкого психолога В. Штерна (1871-1938), философов Г. Лотце, Гейх-мюллера, Л. М. Лопатина и кончая современными персоналистами США (Р. Флювеллинг, Э. Брайтман), Англии (У. Кэрр), Франции (Э. Мунье), ФРГ (Г. Аншютц), Австрии (П. Гефштет-тер) и другими, считают личность «индивидуальной» субстанцией, нейтральной по отношению не только к физической, но и к психической сущности человека. (Противопоставление понятий в индивидуальность» и «личность» нашло отражение и v некоторых советских психологов и философов.) Субстанциональна личность для персоналистов является тем «ядром», которое окружено эмпирически познаваемыми «сферами»»: темпераментом характером, способностями и т. д. Этот взгляд еще недавно бы принят и в советской психиатрии в виде широко распространенного понятия «ядро личности», которое фигурировало к сожалению, и «а последнем V съезде невропатологов психиатров.
Метки: личность, способность, теорияСтраницы: 1 2