Способности и личность


Гегель, который свои психологические воззрения в наиболее систематической форме сформулировал в «Философии духа» (1806), считал, что субъективный дух в своем развитии проходит три ступени: души, сознания и личности8. Соответственно этому в «Антропологии» он рассматривал душу как субстанцию индиви­да, в «Феноменологии» – сознание как субъект «Я» и в «Психо­логии» – личность, которая осознает себя как конкретную целост­ность. Идея единства духа и личности, пройдя через века, легла в основу всей идеалистической психологии. Она и поныне состав­ляет основу современной идеалистической философии и психоло­гии персонализма. Персоналисты, начиная с основоположника учения, американ­ского философа Б. Боуэна (1847-1910), а также проповедника персонализма в России А. А. Козлова (1831-1901), немецкого психолога В. Штерна (1871-1938), философов Г. Лотце, Гейх-мюллера, Л. М. Лопатина и кончая современными персонали­стами США (Р. Флювеллинг, Э. Брайтман), Англии (У. Кэрр), Франции (Э. Мунье), ФРГ (Г. Аншютц), Австрии (П. Гефштет-тер) и другими, считают личность «индивидуальной» субстанцией, нейтральной по отношению не только к физической, но и к пси­хической сущности человека. (Противопоставление понятий в индивидуальность» и «личность» нашло отражение и v некото­рых советских психологов и философов.) Субстанциональна личность для персоналистов является тем «ядром», которое окружено эмпирически познаваемыми «сферами»»: темпераментом характером, способностями и т. д. Этот взгляд еще недавно бы принят и в советской психиатрии в виде широко распространенного понятия «ядро личности», которое фигурировало к сожалению, и «а последнем V съезде невропатологов психиатров.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.