Соскок с одного стереотипа на другой


У детей 5—6 лет нервные процессы становятся сильнее и концентрированнее и перескакивание на другие стереотипы в речевых реакциях наблюдается редко. В рисовании также преобладает целенаправленная изобразительная деятельность без отклонений от первоначальной задачи. Теперь можно часто наблюдать, что, начиная рисовать, дети ставят перед собой определенную цель: «Буду тебя рисовать!», или: «Сейчас большого кота нарисую!». Если задуманный рисунок не получается, то ребенок все же старается добиться своей цели, хотя бы у него уже возникла новая ассоциация: так, Костя Т., 6 лет, не может нарисовать собаку: «Это не собака, это дом какой-то! Покажи, как собаку рисовать!».

Таким образом, частые соскальзывания с одного стереотипа на другой как в речевых реакциях, так и в рисунках, наблюдаемые в младшем дошкольном возрасте, имеют под собой определенную физиологическую основу, и важно подчеркнуть, что она едина для обеих форм деятельности.
Для понимания этого вопроса представляют интерес данные, полученные в нашей лаборатории Л. Н. Бочериковой (1977) при изучении электрической активности мозга в процессе рассматривания рисунка и рисования. Работа проводилась на трех возрастных группах детей в яслях и детском саду: первая группа — 1 год 8 мес—2 года 6 мес, вторая — 2 года 7 мес—3 года 1 мес и третья — 3 года 6 мес — 4 года 2 мес. Распределение детей по группам осуществлялось в зависимости от уровня развития речи и изобразительной деятельности у них. Здесь мы ограничимся рассмотрением одной серии опытов, где во всех трех группах детям была показана одна и та же картинка — солнце. Все дети знали, что такое солнце, и более старшие сразу же называли картинку: «Солнышко!». Затем детям предлагалось самим нарисовать солнце по этому образцу. На рис. 16, Б—Г показаны типичные для каждой группы рисунки детей.
В состоянии покоя ЭЭГ детей всех трех групп характеризовалась неустойчивостью, полиморфностью, нерегулярностью ритмов. Преобладали медленные колебания в диапазоне дельта- и тета-ритмов.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.