Соотношение рациональных и эмоциональных проблем
Гуманистическая сущность призвания врача естественно связана с учетом всех отмеченных особенностей больного человека. Оказывая помощь больному, воздействуя на него различными физическими, химическими и другими средствами, настоящий врач никогда не забывает о личности, о том, что его отношение с больными-это прежде всего социальное отношение. Поэтому требования деонтологии превращаются для врача в профессиональный такт, в единственно возможную форму реализации его призвания.Учет психологии конкретного больного (общая и нозологическая форма), сознания и чувства болезни, их влияния на личность в целом, обратного воздействия личности на психофизиологическое состояние – все это необходимо врачу не для абстрактного констатирования, а для действенной и эффективной организации лечебного режима, управления поведением и образом жизни больного в интересах его скорейшего выздоровления и возвращения к нормальной трудовой деятельности. Другой, не менее важной, задачей лечащего врача является воспитание у больных решимости после выписки из больницы подчинить себя здоровому образу жизни в интересах сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний. На этом пути существенно повышается социальная активность врача, его роль в формировании личности. Именно с этой точки зрения врачу необходима солидная подготовка в области психологии, этики и теории личности.
Возрастание нравственных начал при регулировании общественных отношений в развитом социалистическом обществе охватывает и область медицины, поэтому теоретический анализ сложного процесса нравственного формирования личности врача привлекает постоянное внимание исследователей. Во взаимодействии врача и больного проявляются как индивидуальные особенности личности больного, так и нравственно-психологические свойства врача, обнаруживается специфика развития различных структур их личностного сознания.
Важными структурными элементами индивидуального сознания являются разум и чувства. Исследование их взаимодействия имеет длительную историю. Начиная с античности философы пытались решить эту проблему. Мы встречаемся с определенной рационалистической традицией в интерпретации взаимоотношения эмоционального и рационального начал в человеческом сознании. Анализ рационалистических концепций человека, несмотря на различия, существующие между ними, позволяет обнаруживать определенную общность в их оценке и характеристике эмотивности в структуре человеческого сознания: эмоциональное рассматривается как момент рационального, его производное, а моральное сознание – как разновидность научного в его практической Реализации.
Метки: проблема, регулирование, соотношение
Страницы: 1 2