Социальная сущность элементов иррационализма


Со времен А. Шопенгауера и Ф. Ницше по настоящее время на Западе развиваются направления, биологизирующие личность и подменяющие ее социальную сущ­ность элементами мистики и иррационализма. В трудах ряда крупных ученых наблюдается узкобиологическое толкование сущности личности, одностороннее освеще­ние, преувеличение значимости тех или иных отдельных структурных, функциональных и других биологических ее свойств.Углубленное научное исследование таких компонен­тов и систем организма, как конституция, темперамент, биологические влечения, эндокринные и вегетативные функции, весьма необходимо. Но однобокое, чрезмерное выпячивание и возведение указанных факторов и осо­бенностей в ранг ведущих методологически неправильно и малопродуктивно для раскрытия закономерностей та­кого сложного явления, как личность человека.
Исключительно биологизаторский подход к понима­нию сущности человека чреват еще одним пороком: ес­ли природа личности исчерпывается ее биологической субстанцией, то куда же девать ее сознание, самосозна­ние, ее дух? Этот основной и неизбежно возникающий вопрос вызывает поиски, которые приводят либо к при­знанию двух самостоятельно существующих субстан­ций- телесной и духовной, либо к поглощению телесно­го духовным.
Оба варианта ведут науку прямой дорогой к ирра­ционализму и мистике. Подлинно научное понимание человеческой личности решительно опровергает концеп­цию независимой субстанции Я, бесплотного, выхоло­щенного духа, изъятого из конкретного содержания лич­ности и материального субстрата. В действительности же объективно существует целостная единая личность, воплощенная в конкретном живом человеке из плоти и крови, сознательном субъекте, который в своей практи­ческой и теоретической деятельности выступает в каче­стве активного преобразователя природы и общества,!
Естественно, что к собственной личности человек of-носит свое тело, которым он овладевает. Его органы чувств, особенно его голова и руки, становятся мощны­ми орудиями его воздействия на мир. Лишь в качестве материального личность обладает возможностью осуществлять материальное воздействие на окружающую сре­ду и соответствующим образом изменять ее.
Свой внешний облик и телесную выразительность че­ловек также связывает со своей личностью. Эмоциональ­но-волевая и интеллектуальная деятельность индивида объективируется в виде мимической, пантомимической и речевой выразительности.
Свое внутреннее психическое содержание мы отно­сим и нашему Я в меньшей степени, чем наше тело. В состав нашей личности органически входят, несомненно, характер, темперамент и способности. Данное К. Марксом определение личности как совокупности общественных отношений выражает собой не просто персонофицированную социальную категорию, а живого, действующего индивида, имеющего свою человеческую биологию, кон­ституцию, темперамент, характер и, конечно, сознание.
Личность прежде всего определяется способностью познания и своим отношением к познаваемому миру, об­ществу, людям и характером своей деятельности, Нель­зя вовсе обособить личность от той роли, которую она играет в жизни.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.