Социальная и нравственная ответственность


Нетрудно видеть, что три обоснования человече­ской свободы, данные Ф. Энгельсом, образуют ту полную объективную основу, на которой развиваются все проявле­ния свободы людей. Проанализируем эти структурные (си­стемные) элементы свободы в их диалектическом единстве и своей относительной самостоятельности.
1. Свобода человека по отношению к природной необхо­димости понимается как господство его над стихийными силами природы, покорение их и управление ими в своих интересах на основе познания законов природы и правильно­го их применения. Степень господства человека над приро­дой зависит от уровня и характера развития производитель­ных сил общества. Люди завоевали себе свободу существу­ющими производительными силами. Марксизм-ленинизм в понимании свободы исходит не только из взаимообусловлен­ности свободы и необходимости, но прежде всего из объек­тивного существования необходимости. Свобода реализуется на необходимости, как на своем базисе. Необходимость первична, она является предпосылкой свободы, а свобода вторична, производна от нее. Поэтому диалектико-материалистическое понимание необходимости является цен­тральным моментом в рассмотрении свободы.
2. Марксистско-ленинское понимание свободы раскрыва­ет ее связь с исторической необходимостью на основе материалистического понимания истории.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.