Социальная и нравственная ответственность
Нетрудно видеть, что три обоснования человеческой свободы, данные Ф. Энгельсом, образуют ту полную объективную основу, на которой развиваются все проявления свободы людей. Проанализируем эти структурные (системные) элементы свободы в их диалектическом единстве и своей относительной самостоятельности.
1. Свобода человека по отношению к природной необходимости понимается как господство его над стихийными силами природы, покорение их и управление ими в своих интересах на основе познания законов природы и правильного их применения. Степень господства человека над природой зависит от уровня и характера развития производительных сил общества. Люди завоевали себе свободу существующими производительными силами. Марксизм-ленинизм в понимании свободы исходит не только из взаимообусловленности свободы и необходимости, но прежде всего из объективного существования необходимости. Свобода реализуется на необходимости, как на своем базисе. Необходимость первична, она является предпосылкой свободы, а свобода вторична, производна от нее. Поэтому диалектико-материалистическое понимание необходимости является центральным моментом в рассмотрении свободы.
2. Марксистско-ленинское понимание свободы раскрывает ее связь с исторической необходимостью на основе материалистического понимания истории.
Страницы: 1 2