Развитие внимания


Если у человека постоянно неопрятный вид, то это говорит об отсутствии у него всякого интереса к окружающим.
Еще одной подсказкой для понимания человека служит расстояние на котором он с вами общается. Если он придвигает свой стул ближе к вам, то это можно воспринимать как дружеское расположение. Если вас разделяет значительное состояние, значит, существует невидимый барьер.
Можно даже научиться улавливать неприметные мускульные реакции человека на изменчивый поток его мыслей.
Есть много признаков, по которым можно определить, что человек нервничает во время разговора. Это заметно по тому, как он без конца закидывает ногу на ногу, то распрямляет их, или напряженно сжимает ручки кресла, или по скованной манере держаться. Тогда мы задаем себе вопрос: почему этот человек нервничает? Иначе говоря, что он скрывает или с чем ведет внутреннюю борьбу? Ответ на эти вопросы поможет нам многое объяснить. 
Достоевский отмечал: “Смех человека может сказать о его характере гораздо больше, чем скучное психологическое обследование”.
О многом может поведать интонация голоса. Даже не расслышав слов, по одной только интонации можно понять смысл сказанного. Отчетливый, ясный голос говорит об искренности, твердый о мужестве, а если голос проникает вам в самую душу, это говорит об интересе к людям. Если человек мямлит или бормочет себе под нос так, что вы изо всех сил напрягаетесь, чтобы его расслышать, ясно, что он не горит желанием сблизиться с вами.
Фрейд отмечал, что, когда человек пишет или говорит витиевато, справедливо спросить, каким же образом он собирается нас “надуть”? Прямота высказываний говорит о честности, но если ваш собеседник чрезмерно многословен по вполне ясному вопросу, или в его голосе звучит нервная дрожь, или, или он, как говорится, ходит вокруг да около, опасайтесь нападения с тыла.

На фасаде одного из зданий И.П. Павлов велел высечь слово «наблюдательность», напоминая тем самым своим сотрудникам, сколь высоко ценит он именно это качество.
Все великие исследователи обладали исключительной способностью к сосредоточению мысли на главном предмете. Очевидно, каждый человек способен существенно развить в себе умение сосредоточиваться.
Главный элемент сосредоточения – внимание. Неумение сосредоточить свое внимание в данный момент на решающем, на главном – беда многих. Недаром говорят – самый короткий путь сделать много дел – делать в одно время одно дело. (Правда, говорят, Наполеон умел делать семь дел одновременно. В 1887 г. французский психолог Полан показывал свою способность читать слушателям одно стихотворение и в то же время писать другое. Он мог декламировать стихи – и в то же время перемножать многозначные цифры.
Тренировки на развитие внимания полезно подразделить на три формы:
Общая внимательность. Не давая себе никакого предварительного задания, выясните, что осталось замеченным от впечатлений, с которыми столкнулись.
Направленная внимательность. Дается задание на внимательное рассматривание названного объекта. После чего спрашивают о чем-либо к этому объекту относящемся, что можно было уловить при рассматривании, хотя не предупреждали заранее о том, что именно будет предметом вопроса. (Телеигра «Кресло», например).
Целевая наблюдательность. Дается задание наблюдать определенные детали некоторого явления, и лишь затем показывается это явление.
Во время тренировок вы заметите следующее. Как ни странно, но обычно мы видим лишь то, с чем уже знакомы; мы редко замечаем что-либо новое, до тех пор нам неизвестное, даже если оно находится прямо перед нашими глазами.
Не обязательно знать сколько ступенек на лестнице, сколько окон или балконов в доме напротив. Но заметить, когда отдельные окна открывают или где включают свет, – уже результат наблюдательности, пристального внимания, способности улавливать связи и подмечать зависимости. (Иногда отсутствие внимания, доходящее до рассеянности, может привести к трагическим последствиям. Плейшнер шел по Цветочной улице и не заметил на окне знака о провале конспиративной квартиры).
Очень важно уметь не только внимательно наблюдать, но и слушать. Оказывается, это не только простое умение, как кажется на первый взгляд.
Известно, что 80 % времени бодрствования у большинства людей уходит на различного рода формы общения, а половина этого времени приходится на слушание. А мы используем лишь около 25 % нашей способности слушать.
Психологи установили: хотя почти половина рабочего дня во многих профессиях уходит на то, чтобы работающие слушали других, большинство слушать по-настоящему не умеет. Почти к каждому можно обратиться со словами: «Послушайте, вы же не умеете слушать!»
Дефекты слушания оборачиваются не только огромными потерями, а иногда и катастрофами, и авариями, и неприятностями.
В 1977 г. на Канарских островах произошло столкновение двух авиалайнеров. Погиб 581 человек. И только потому, что пилоты самолетов слушали передаваемые по радио команды не так, как надо было слушать.
В одной больнице медицинская сестра не очень внимательно слушала, что говорил больной о несовместимости его организма с весьма обычным лекарством. В результате несложной инъекции больной погиб.
В конце рабочего дня продавщицы часто путаются и подают не тот товар, что просил покупатель.
По данным американских психологов, в США главной причиной расторжения супружеских союзов является неумение мужей и жен слушать друг друга…
Прежде всего, большинству из нас мешают слушать привычки. Их можно перечислить в шести пунктах:
1. Наш ум не хочет ждать. Наши мысли бегут в 4-10 раз быстрее, чем речь большинства людей. И вот пока мы ждем, когда будут произнесены слова, наш мозг то отключается от того, что говорится, то опять включается… В результате в нем оседает лишь несколько слов, и мы теряем смысл сказанного.
2. Нам кажется, что это мы уже знаем, поэтому мы слушаем вполуха.
3. Мы спорим, а не слушаем: сколько раз вы не улавливали имени нового знакомого только потому, что ваши мысли были заняты его внешним видом или манерами.
4. Мы слушаем, будучи все время занятыми: мы пытаемся слушать, отдавая часть своего внимания газете, радиоприемнику, телевизору.
5. Мы забываем самое главное: внимаем словам, а не мыслям.
6. Наши эмоции оглушают нас: когда кто-либо пытается высказать мнение, противоположное тому, которое мы считаем единственно верным, – мы бессознательно чувствуем, что слушать рискованно, ведь мы можем услышать нечто такое, что заставит нас усомниться в справедливости собственной точки зрения. Мы перестаем мысленно воспринимать говорящего, и начинаем планировать свою собственную словесную контратаку.
А вот 6 способов, рекомендуемых для улучшения навыков слушать.
1. Учитесь медленно сосредоточиваться; практикуйте упражнения типа: «Сколько будет два плюс три минус пять плюс четыре, помноженное на два минус шесть?»
2. Устройте себе радио- или телеэкзамен: прослушайте вместе с кем-нибудь (супругом, детьми) передачу и проверьте, сколько положений, высказанных в этой передаче, вы оба вспомнили; попытайтесь найти общую точку зрения на главную идею, содержащуюся в основных выводах передачи.
3. Отключайтесь от того, что отвлекает ваше внимание; не пытайтесь слушать и одновременно делать еще два или три дела;
4. Учитесь понимать точки зрения, противоположные вашей: следите за своим подсознательным стремлением перестать слушать и придумать «достойный» ответ. Вместо этого готовьте вопрос, относящийся к словам вашего собеседника. Этот вопрос отнюдь не должен «убивать» собеседника, он просто должен дать ему понять, что вы начинаете вникать в смысл сказанного.
5. Повторяйте про себя распоряжения и указания. Если вы не можете этого сделать, вы, без сомнения, не сможете ни точно запомнить их, ни правильно выполнить.
6. Помогайте слушать другим: мы поощряем в наших детях привычку невнимательно слушать, повторяя одно и то же по несколько раз до тех пор пока не привлечем внимание ребенка или не добьемся его послушания. Обращение к ребенку должно произноситься только один раз. Если он не послушался, его следует разумно наказать (выключить телевизор или видик с мультиком), с тем чтобы он научился слушать, что ему говорят, с первого раза. В свою очередь, мы должны сами быть для детей хорошим примером, откликаясь на их слова с первого раза.
Когда слушаете, делайте соответствующие пометки на бумаге (это касается и телефонных разговоров). Никогда не отвечайте на телефонный вызов без бумаги и карандаша в руке.
Научитесь находить самые ценные сведения в полученной вами информации.
Когда слушаете, спросите себя: «В чем цель говорящего? В чем моя цель как слушателя?»
Если вы последуете всем этим советам, то научитесь слушать. Как видите, и проблемам внимания тоже надо уделять внимание.
Увлечения гениев
А что помогало гениям поддерживать свое внимание? Бальзак писал ночью, стоя босыми ногами на студеном каменном полу. Шиллеру же лучше удавались драмы, если он держал ноги в тазу с холодной водой. А вот Прус обожал комфорт и кайф: после каждой удачно сложенной фразы нюхал терпкие духи. Вольтер и Дидро постоянно взбадривали себя крепким кофе. Ибсен предпочитал вдохновляться чаркой доброго вина. И не без успеха. Хотя уже после третьей начинал комкать и рвать подвернувшиеся газеты, бумаги, среди которых нередко приходилось после творческого процесса выискивать и только что написанное.
Английский писатель Ричард Гоутон, оттачивая стиль, многократно вслух повторял каждое предложение, одновременно орудуя ножницами или ножом. Он обстругивал при этом письменный стол и кресло, полосовал салфетки, а однажды изрезал подвернувшееся под руку любимое платье жены.
Анатоль Франс тоже увлекался творчеством до самозабвения. Если кончалась бумага, он продолжал писать на конвертах, квитанциях, пригласительных билетах, визитных карточках. Он имел обыкновение, садясь за еженедельный фельетон, ставить рядом графин с вином и прикладываться к нему во время работы.
Французский баснописец Лафонтен, когда на него находило вдохновение, метался по улицам, не замечая прохожих, с удивлением наблюдавших, как он жестикулирует, топает ногами, во весь голос выкрикивая рождающиеся строки.
Итальянский композитор Сарти сочинял ночью в пустой комнате, без мебели, при свете лампады под потолком. А его земляк Чимароза умудрялся создавать свои оперы-буфф прямо во время шумных приятельских «пирушек», до которых был большой охотник.
Льва Толстого на интеллектуальный труд воодушевляло сугубо мужицкое занятие. Автор «Войны и мира» тачал отличные сапоги. Поэт А. Фет был в восторге от подаренной ему пары и носил ее много лет. А зять М. Сухотин, получив подобный презент, поставил сапоги на книжную полку рядом с собранием сочинений писателя и приклеил книжные «корешки» с надписью: «Последнее произведение графа Л.Н. Толстого».
К счастью, оно оказалось не последним.
Менделеев любил делать чемоданы и дарить их родным и друзьям. Когда ученый мир рукоплескал гениальному химику, узнав о созданной им Периодической системе элементов, хозяин лавки, куда Дмитрий Иванович по обыкновению зашел за материалом для своих поделок, похвастался гостям: «Мой постоянный покупатель, известный чемоданных дел мастер».

ЭКСТЕРНАЛЬНЫЙ ЛОКУС КОНТРОЛЯ

Локус контроля – понятие, характеризующее локализацию причин, коими субъект объясняет собственное поведение и поведение прочих людей, введенное американским психологом Ю. Роттером. Качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности: внешним силам – экстернальный, внешний локус контроля; соответствует поиску причин поведения вне себя, в своем окружении; склонность к внешнему локусу контроля проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность .
Являясь центральным конструктом теории социального научения, локус контроля представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни. Люди с экстернальным локусом контроля полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые силы окружения. «Экстерналы» верят в то, что они заложники судьбы.
Хотя веру в экстернальный или интернальный контроль можно рассматривать как черту личности в смысле индивидуальных различий, Роттер ясно показывает, что экстерналы и интерналы не есть «типы», поскольку каждый имеет характеристики не только своей категории, но и, в небольшой степени, другой. Конструкт следует рассматривать как континуум, имеющий на одном конце выраженную «экстернальность», а на другом – «интернальность», убеждения же людей расположены на всех точках между ними, по большей части в середине. Иначе говоря, какие-то люди очень экстернальны, какие-то очень интернальны, а большинство находится между двумя экстремумами.
Исследования, основанные на роттеровской шкале И-Э, показывают, что экстерналы и интерналы различаются не только по своему убеждению относительно того, где находится источник контроля их поведения. Одно их ключевых различий, отличающих экстерналов от интерналов – это способы, какими они ищут информацию об окружении.
Экстерналы будут менее активно искать информацию о возможных проблемах здоровья. Экстерналы меньше принимают мер, чтобы поправить свое здоровье: курят, не ходят на прием к врачу, не занимаются физкультурой.
Исследования показывают, что у экстерналов чаще бывают психологические проблемы. Тревога и депрессия у экстерналов выше, а самоуважение ниже, чем у интерналов. Экстернальность связывается с плохой адаптацией. Было даже доказано, что уровень самоубийств позитивно коррелирует со средним уровнем экстернальности населения.
Экстерналы намного сильнее подвержены социальному воздействию. Экстерналы менее уверены в своей способности решать проблемы, и поэтому зависимы от мнения других.
Экстернальный локус контроля может привести к неврозу. При работе с неврозами в рамках позитивной семейной психотерапии Н. Пезешкиан использовал притчи, имеющие прямое отношение к осознанию локуса контроля.
В жаркий летний день по пыльным улицам Кешана шел человек со своим сыном и ослом. Отец сидел на осле, а мальчик вел его. «Бедный ребенок, – сказал прохожий. – Его короткие ножки пытаются не отстать от осла. Как может этот мужчина так лениво сидеть на осле, неужели он не видит, что мальчик бежит в изнеможении?». Отец принял этот упрек близко к сердцу, на ближайшем же углу слез с осла и посадил на него мальчика. Но прошло немного времени, как другой прохожий громко сказал: «Какой позор! Маленький пострел восседает как султан, в то время как его бедный старый отец идет пешком». Это замечание очень задело мальчика, и он попросил отца сесть на осла позади него. «Вы когда-нибудь видели что-нибудь подобное? – заметила покрытая чадрой женщина. – Такая жестокость к животному. Спина бедного ослика прогибается, а этот старый бездельник и его сын развалились, как на тахте. Бедное создание!» Объекты критики посмотрели друг на друга и без слов слезли с осла. Но едва они прошли еще несколько шагов, как очередной прохожий стал насмехаться над ними, говоря: «Хвала небесам, что я не так глуп. Зачем вы двое ведете своего осла, когда он не приносит никакой пользы и даже не везет одного из вас?» Отец сунул в рот ослу пригоршню соломы и положил руку на плечо сыну: «Что бы мы не делали, – сказал он, – всегда кто-то не согласен с этим. Я думаю, нам надо самим решить для себя, что мы считаем правильным» .
Смена локуса контроля с интернального на экстернальный имела большое значение для Ф. Перлза. Он писал: «Мой разрыв с фрейдистами произошел несколькими годами позже… Я пытался сделать психоанализ духовным домом, религией. Позже пришло просветление: я должен принять всю ответственность за свое существование на себя» .
Основным теоретическим принципом гештальттерапии является убеждение, что способность индивида к саморегуляции ничем не может быть адекватно заменена. Поэтому особое внимание уделяется развитию у пациента готовности принимать решения и делать выбор.

МЕТОДЫ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ

Сегодня многие жалуются наш нервный век. Слово «стресс» прочно вошло в житейский обиход. Отчего же столь многие из нас подвержены стрессу?
Большинство людей ответ на вопрос, в чем они видят основной источник нервного напряжения, жалуются на недостаток времени и чрезмерное количество дел, которые необходимо выполнить.
Еще одним источником стресс выступают экономические проблемы. Нам через океан американская экономика видится образцом преуспевания. Однако доктор Ричард Эрл, директор Канадского института стресса (есть и такой институт!), утверждает: «Люди сегодня живут в атмосфере неуверенности. Никто не знает, что принесет завтрашний день. Это порождает беспокойство и тревогу». Что же говорить о нашей экономической ситуации и ее психологических последствиях!
Опасный источник душевного разлада – чувство одиночества, покинутости, эмоциональной изоляции. На протяжении многих лет Америка исповедовала культ личных достижений. Однако, сконцентрировавшись на себе, человек вдруг обнаруживает, что он окружен такими же самососредоточенными людьми, абсолютно безучастными к нему и его переживаниям.
Измученный гонкой за успехом (или борьбой за выживание), утративший душевные связи и уверенность в себе человек оказывается в тисках стресса. Внутреннее напряжение проявляется в подавленном настроении, неожиданных эмоциональных вспышках, в общем ухудшении самочувствия. Можно ли с этим бороться?
Специалисты предлагают несколько общих советов по определению стресса.
Независимо от того, чем вызван ваш душевный разлад, вы в какой-то мере можете выступить собственным психотерапевтом:
1. Выделите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте свои усилия на их достижении. «Одно из самых действенных средств борьбы со стрессом, – считает Ричард Эрл, – осознать, что наиболее важно для вас и вашей семьи и что необходимо сделать, чтобы этого добиться». Даже самые скромные достижения на пути к поставленной цели улучшают душевное самочувствие.
2. Не пренебрегайте общением. Человеку, которому кажется, что он одинок и покинут, что он остался один на один со своими неразрешимыми проблемами, просто необходимо общество друзей и близких. Даже короткий телефонный разговор с другом может оказать лучшее действие, чем упаковка транквилизатора.
3. Пытайтесь устранить источник стресса. Например, если вы поняли, что самое большое огорчение доставляют вам конфликт с сотрудниками и затруднения в работе – постарайтесь наладить конструктивные отношения и организовать совместную работу.
4. Почти ежедневно каждому из нас приходится попадать в ситуации вынужденной бездеятельности или ожидания – например в очереди, в транспорте и т.п. Человека, подверженного стрессу, это раздражает. Постарайтесь использовать эти минуты для отвлечения от забот и волнений.
5. Подумайте об обстановке, которая вас окружает. В оформлении своего дома исключите крупные пятна красного и желтого цвета. Один ученый считает, что красный цвет возбуждает, он способствует выделению гормонов, поддерживающих стресс. Кроме того, замечено, что дети чаще дерутся в помещениях с желтыми стенами. Наиболее успокаивающими являются мягкие пастельные тона зелено-голубой гаммы.
6. Обсуждайте с близкими свои проблемы. Ссоры чаще всего происходят дома, наверное, потому, что к вечеру у всех накапливается напряжение и достаточно любого повода для вспышки раздражения. Не жалейте времени для спокойного разговора с близкими. Рассказав о своей проблеме, вы ее уже почти решили. (Женщины очень часто этим методом пользуются).
7. Научитесь слушать. Никогда не будьте уверены, что вы сразу понимаете мысли, которые хочет высказать собеседник. Выслушайте его внимательно, чтобы не возникло непонимания. Так вы избежите многих поводов для огорчения и конфликтов.
8. Если стресс вызван дефицитом времени, подумайте, как вам более рационально организовать свою жизнь. Хотя бы вставайте утром на 15 минут раньше, чем обычно; так вы сможете спокойно собраться и уйти на работу без спешки.
9. Пусть в вашей жизни найдется место для юмора и смеха. Просмотр комедий – особенно всей семьей – снижает психологическое напряжение.
10. Музыка – это тоже психотерапия. Почаще слушайте музыку, которая улучшает ваше настроение.
11. Регулярные физические упражнения улучшают ваше здоровье, а чем лучше у вас здоровье, тем легче бороться со стрессом.
Поддержанию нервной системы способствует употребление витаминов.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.

Из Отчета об участии в региональном учебно-методическом семинаре психологов управлений по конвоированию и отделов охраны.

Семинар проходил с 3 по 5 июля 2001 года в г. Красноярске на базе учебного центра ГУИН. На пленарном заседании со вступительным словом выступил начальник ГУИН МЮ РФ по Красноярскому краю.
В 26 учреждениях работает 53 психолога, из них в Управлении по конвоированию 3 женщины. Имеется 18 лабораторий. Работу психологов в ротах охраны генерал реально ощутил, когда прекратились побеги из колоний и спецпоселений. Побегов не было 5 лет. Экономически выгодно купить психологам компьютеры для повышения эффективности их работы, чем ловить сбежавших. Обещал купить психологам 36 компьютеров на сумму 300-400 тыс. рублей. У руководства есть на это средства.
Генерал доверяет психологической службе, и дал распоряжение уволить сотрудников, отнесенных психологами к группе риска.
В ближайшее время запланирован сбор начальников подразделений на 2 дня для работы с психологами. Генерал признался, что если бы год назад психологи обратились к нему с такой инициативой, то он бы запретил, “перечеркнул”. Сегодня он видит эффективность работы психологов. За публикации и организацию семинара начальнику психологической службы ГУИН края генерал обещал досрочно присвоить очередное звание.
Старший инспектор по особым поручениям отдела психологической службы ГУИН МЮ РФ отметила, что на 1 января 2001 г. в 68 управлениях по конвоированию введено 57 должностей психологов. Компьютеры есть всего в 6 подразделениях. За Уралом 21 управление и отделов, в них 20 психологов.
По специфике конвоя более содержательным выступление психолога УК УИН МЮ РФ по Свердловской области. Он поделился передовым, но спорным опытом, как отметила старший инспектор из Москвы. В Екатеринбурге за счет инспекторов 1 категории в каждом отделе введены должности психотехников. Они собирают информацию для психолога. Их должностные обязанности утверждены начальником Управления по конвоированию.
В ходе исследования самых продолжительных караулов (Новосибирского и Красноярского) выяснилось, что на третьи сутки ригидность (напряжение, недостаточные подвижность, переключаемость) повышается в 2 раза, уровень немотивированной активности в 2 раза. Экстраверты начинают проявлять агрессивность, интроверты уходят в себя. Первые отыгрываются на вторых.
Используется по возвращению из караула видеокассета с парой трансов по 20 минут. Сеанс проходит в комнате отдыха караула, где есть телевизор и видеомагнитофон. Спорный караул, состоящий из людей с проблемами, только после разгрузки возвращается домой. Слаженные караулы разгрузку могут не проходить.
Психолог призвал не брать на службу не рекомендованных ЦПД и входящих в группу риска.
При постоянном употреблении теста Люшера при обследовании караула перед заступлением на службу на 6-7 месяц наступает привыкание сотрудников к этой методике. Психолог предложил использовать тест Сонди по такому же принципу, как цветовой личностный тест, разрезав каждый лист вспомогательного материала на 8 карточек и давать их на выбор сотрудникам, используя тот же подход, что и у Люшера. Старший инспектор отметила, что и это довольно спорно.
Начальник психологической службы УИН МЮ РФ по Омской области рассказал о том, что в Омске функции первичного отбора кандидата на службу берет на себя психологическая лаборатория при УИН, что дает возможность контролировать поток кандидатов на службу, равномерно распределяя их по подразделениям. На данный момент только 2 подразделения, находящиеся в центре Омска, не имеют проблем с кадрами. Заметил, что кадровики плохо работают, потому и нет кандидатов на службу. На мой вопрос о его предложениях по этому вопросу ничего оригинального сказать не мог.
Общаясь с коллегами, выяснилось, что руководители конвоя в Красноярске, Кемерово, Улан-Удэ, Владивостока, Перми, Ижевске и др. демонстрируют непредвзятое отношение к замещению должностей психологов в этих подразделениях женщинами. На семинаре женщины составили около 2/3 присутствующих. Психологи-мужчины работают в Екатеринбурге, Чите, Челябинске, Тюмени.
По уровню методического сопровождения работы психологов в конвое и охране мы отстаем года на три. Судя по методическим рекомендациям, выданным нам в Красноярске, следует, что работа с конвоем там находится на начальном этапе. Более всего внимания психологи в последние годы в Красноярске уделяли сотрудникам охраны.
Не смотря на успехи красноярцев в подготовке методической литературы, ощущается слабый научный подход в ее составлении. Для достижения такого же уровня работы, как в Красноярске, необходимо создать лабораторию при УИН, способную обобщать опыт психологов подразделений и осуществлять научно-методическое сопровождение. Лабораторию имеет смысл создавать только при наличии помещения, оснащения оргтехникой (ПК, не ниже Р-II, лазерный принтер, ксерокс), введения должности секретаря-лаборанта со знанием ПК, выделения средств для организации библиотеки психолога. Создание лаборатории позволит на должном уровне организовать работу психологов в подразделениях, способствуя наработке практического материала, поиску его научного обоснования. Необходимо обобщить опыт работы каждого психолога и выпустить сборник материалов. Если в ближайшее время ничего не изменится, то отставание от других регионов будет увеличиваться .

Старший психолог В.С. Сулимов
9.07.01
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4.
Случай из практики
Женщина 39 лет, колоритнейшая особа бальзаковского возраста. Себя называет “женщина-сюрприз”, мужчины в санатории ее прозвали “лисичка-огневка” за склонность носить яркое, красное, интриговать, флиртовать с мужчинами, разжигать их желание, а потом бросать, мило “вильнув хвостиком”. Она действительно стремится быть подарком для мужчин визуально, но недосягаемым: его нельзя потрогать руками. Эта тактика постоянно используется на отдыхе без ревнивого второго мужа. Чем-то ее поведение напоминает тактику деревенских девочек-подростков. Она родилась в деревне. Воспитывалась у бабушки с дедушкой. Приехала в город в ситцевом платье в крупный горох. С тех пор для нее ткань в горох ассоциируется с нищетой. Инфантилизм, скрываемый под налетом светской матроны.
От первого мужа она ушла. Он не выдержал разлуки и умер. Она следит за собой, наматывает круги по утрам на стадионе, делает маски для лица и тела, пьет чай с полынью, делает дюбажи. Пытается подкорректировать природу, считая, что та не так уж много ей дала.
В своем доме она царица. Муж и два сына, один из которых приемный, делают все по дому в то время как она нежится в ванне или на диване, уставленная фруктами. Вкушая плоды, читает еженедельника от “АиФ” до “Ямской слободы”. Мужики ей лопухи полезные крутят на мясорубке, а она себе маски всякие делает. Любимый ее мужчина – Оскар Уайльд. На просьбу нарисовать человека по Маховеру, изобразила молодого человека 70-х годов. Субтильного интеллигента в свитере и зауженных брюках на высоких каблуках, глаза с ресницами. Мужчина неопределенного пола – ее идеал, скорее всего.
Аудиал, визуал, но не кинестетик. Скорее всего, разочарование в молодости, отсутствие рядом отца в детские годы и не было его примера поведения. Мечтала о принце на белом коне, но так и не встретила. Не нашла мужчину своей мечты с тем воображаемым набором качеств, который бы ее устраивал. Размытый образ мужчины из-за отсутствия отца. Его легче всего было заменить вымышленным, чем реальным. Она играет в игру под названием жизнь.
Любовь к писателю – это ее изюминка, проявление индивидуальности. У других нет такой любви – у нее есть. Это способствует осознанию ее собственной значимости. Она должна выделяться чем-то особенным от других. Это часть ее вымышленного мира, в котором ей хорошо, она чувствует себя там комфортно. Это компенсация за те неудобства, которые несет реальность. Это ее механизм психологической защиты, иногда дающий сбои. Эта любовь скрашивает ей жизнь, но не может уберечь от депрессии.
Она хотела спровоцировать меня на эротическую переписку, навязав свои правила игры, но у нее ничего не получилось. Хотела, чтобы попал в психологическую зависимость с помощью этой переписки.
Она притягивает психически зависимых мужчин к себе. Против нее действительно трудно устоять – очень соблазнительный, лакомый кусочек.
К сожалению, многие мужчины попадаются в расставленные ею сети.
В декабре 2002 года у нее была очередная депрессия, и она попала в больницу. Обстановка в женском коллективе, где она работала, накалилась после того, как начальник закрепил еще за одной сотрудницей те же обязанности, что делала Н. В работе Н. допускала ошибки по причине невнимательности и коллега дублировала ее работу. Это не понравилось Н. и произошел нервный срыв.
После выхода Н. из больницы необходимо заняться с ней психокоррекцией, провести занятия, способствующие концентрации внимания.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5.
Из опыта работы психолога колонии Т.Н. Аникиной
с выводимыми на бесконвойное передвижение .

В 2000-2001 гг., осужденные, переведенные на б/к передвижение, доставляли множество проблем – участились случаи употребления спиртных напитков, побеги, другие нарушения .
В 1998 г. количество лиц, выходящих на б/к передвижение было значительно меньше. Сроки изучения личности осужденного доходили до трех месяцев, отбор был жестче. Не допускались на б/к передвижение лица ранее условно осужденные, и не прошедшие испытательного срока, вновь совершившие преступления.
В 2000 г. количество лиц, выводимых на б/к увеличилось, сроки изучения личности осужденного сократились, а иногда изучение проводилось формально. Из 25 чел. на август 2000 г. было законвоировано по предписанию прокурора 10, из них 8 не подходили по статейным признакам, 2 (Ч. и Т.) законвоированы по постановлению прокурора, но ссылка делалась на психологическую характеристику. Ч. пробыл на б/к 8 месяцев, замечаний по нему не было. Его отстояли, убедив начальника учреждения вывести его вновь на б/к, но не прошло и месяца, как он был законвоирован.
Если посмотреть психологические характеристики остальных законвоированных, то в 95% случаев у психолога были сомнения. Например, в характеристике осужденного М. есть вывод – исключить возможность его выхода на б/к, но это не было учтено.
В характеристике З., значительно отклонившегося от маршрута своего нахождения, в описании его личностных качеств есть вывод – эмоционально неустойчив, самооценка занижена, крайне низкий интеллектуальный уровень, склонен к алкоголизму. Это не было учтено.
В характеристике К. сделан вывод – нервно-психические срывы вероятны. Склонен к импульсивным действиям и непродуманным поступкам.
Кроме индивидуально-психологических особенностей личности осужденных необходимо учитывать и их возраст. Большинство нарушений, связанных с употреблением спиртных напитков и другими проступками, принадлежит осужденным 40-50 лет – 50%, от 50 до 60 – около 33 %; от 35 до 40 – 17 %.
Выводя осужденных на б/к основной упор делается на наличие специальности, отсутствие взысканий и определенный жизненный опыт. Отбор по этим параметрам не эффективен.
Большинство из б/к были судимы, но за сроком давности судимости считаются погашены. Кто-то из них ранее лечился от алкогольной зависимости, кто-то злоупотребляет спиртным. У них в прошлом сформировалось патологическое поведение, и, находясь в учреждении, они ведут себя более обособленно, приспосабливаются, недоверчивы, скрытны. За употребление спиртного не попадались, в личном деле данной статьи нет или снята.
Осужденные этой возрастной группы в силу приобретенного жизненного опыта наиболее подвержены соблазнам, наиболее изобретательны.
Другая часть осужденных, допустивших аналогичные поступки во время нахождения на б/к, имеет прямо противоположные возрастные особенности – от 20 до 30 лет, и выглядит следующим образом: от 20 до 25 лет – 80 %, от 26 до 30 лет – 20 %. Как правило, это молодые люди впервые оказавшиеся в местах лишения свободы, с несформировавшимися взглядами, легко поддающиеся чужому влиянию, не всегда имеющие специальность и среднее образование. Находясь в учреждении, эти лица никак себя не проявляли, не имели нарушений или нарушение было снято, поощрений также не было. Они были балластом на отряде, а когда представился случай, поспешили воспользоваться им, т.к. не обязательно нахождение на ОУС, не надо справок о прописке и трудоустройстве. Большинство из них видят в этом свой единственный шанс, даже лазейку. С одной стороны, по формальным признакам человек вроде бы подходит, ему предлагают выйти на б/к, но за весь период нахождения в учреждении особого стремления к тому не прилагалось, и большинство осужденных, особенно в возрасте до 25 лет, и не скрывают того, что выходили на б/к просто так: на людей посмотреть, с родственниками повидаться, вина выпить. Если повезет, то на УДО уйти.
Для дальнейшей работы по отбору и выводу осужденных на б/к надо выработать определенную систему, включающую в себя период изучения личности не менее 1 месяца, в лучшем случае – 2 месяца.
При изучении психологом личности осужденного при выходе на б/к обязательное условие – написание автобиографии. Подробно написанная, начиная детского возраста, с указанием адресов жен, любовниц, знакомых.
При анализе автобиографии необходимо учитывать, где человек работал, сколько трудился на одном месте, за что был уволен, стоял ли на учете у нарколога или психиатра, были ли попытки суицида у него и его ближайших родственников. Есть ли семья, родители, рабочая специальность. Внимательно прочитать письма родственников. Если все это учитывать и тщательно изучать, то вероятность побегов будет сведена к минимуму.
Осужденных до 30 лет, не служивших в армии, категорически нельзя выводить на б/к. Нельзя выводить в прошлом условно осужденных и не отходивших свой срок.
Учет руководством учреждения мнения психолога при выводе на б/к реально влияет на количество лишенных права передвижения б/к на ИК-1, ИК-2. Впрочем, у руководителей есть выбор – либо занижать количество законвоированных, помещая бесконвойников за нарушения прямо в ШИЗО, и используя другие методы, либо относиться к заключению психолога с большим доверием .

При работе над психологической подготовкой слушателей учебного центра УИН, в дополнение к методикам ЛПШТ и ШТ автором была разработана анкета, состоящая из 10 вопросов. Утвердительный ответ на варианты вопросов с 4 по 8 оценивается в 1 балл, кроме 4 «Е». Если в ответе на 4 вопрос указывается только вариант «Е», то за ответы на 5, 6, 7, 8 вопросы баллы не проставляются. В ходе исследования отмечено, что опыт стрельбы только из пневматического оружия не значительно влияет не уменьшение тревожности при подготовке женщин-сотрудников к стрельбе из ПМ на первоначалке. Это были первые выводы.

КАК В КРАТЧАЙШИЙ СРОК РАЗВАЛИТЬ ПРЕДПРИЯТИЕ
(Рекомендации Г.М. Александрова)
Как можно больше приказов и распоряжений! Растерянность исполнителей максимально приблизит воплощение идеи.
До предела увеличьте число контролирующих подразделений. Это воздастся сторицей! У исполнителей не останется времени на основную работу.
Давите положением! Если не помогает, переходите на крик или, что еще лучше, что еще лучше, на нецензурные выражения. Интеллигентный оппонент растеряется, и его можно брать голыми руками.
Стирайте грань между наказанием и поощрением. Поставьте трудягу и бездельника в одинаковые условия.
Оценивайте работу подразделений не по конечному результату, а по количеству записок, отчетов, планов и т.д. Лелейте бюрократов! Они прокладывают путь вашей идее!
Придумывайте новые подразделения и высокооплачиваемые должности – это ваш «золотой фонд».
Никогда не давайте подчиненным конкретных заданий. Однако спрашивайте за конкретный результат, производя экзекуцию публично.
Никогда не доверяйте своим сотрудникам! Доверие порождает инициативу, а инициатива погубит идею!
Максимально давайте волю своим отрицательным качествам. Ничто так не развращает сотрудника, как дурные манеры начальника.
Воспринимайте любую критику как сведение личных счетов – это быстро погасит инициаторов.
Помните – не вы для дела, а дело для вас!
Не меняйте стиль и методы работы. Стабильность стиля – потеря интереса к работе!
Добейтесь того, чтобы подчиненные чувствовали себя только винтиками, слепыми исполнителями вашей воли. Давите на подчиненных «выражениями», загоняйте в угол грубостью, оскорбляйте их человеческое достоинство. Пусть знают свое место.
Всемерно поощряйте поставщиков слухов и сплетен, лелейте подхалимов и доносчиков. Этим вы приблизите час исполнения мечты.
Влезайте в каждую мелочь, вмешивайтесь в детали, контролируйте любое действие, требуйте малозначительных подробностей. Приучите подчиненных по любому поводу спрашивать ваше мнение.
Инициатива должна быть обязательно наказуема! Если все-таки найдется упрямец, образуйте вокруг него вакуум кадров, ресурсов, материалов. Он сам уволится.
Никогда, ни в коем случае не делегируйте своих полномочий сотруднику! Никаких ресурсов, свободы поощрения и контроля над вверенными ему людьми – иначе вас перестанут бояться, а у конкурента появится шанс поправить дела предприятия.
Никогда не готовьте себе приемника – вы незаменимы! Предприятие должно лихорадить в ваше отсутствие.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8.
Анкета «Начальник-подчиненный» .
С помощью вопросов можно оценить три параметра в отношениях подчиненных к начальнику и определить характер совместимости:
- компетентность начальника, его профессиональное мастерство (вопросы 1,4, 7, 10, 13, 16, 19);
- эмоциональность начальника, его умение проявлять чуткость и доброту, внимание и человечность (вопросы 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20);
- требовательность и справедливость начальника, его умение взаимодействовать с подчиненными (вопросы 3, 6, 9, 12, 15, 18).
Вопросы можно задавать устно в следующей последовательности:
№ Вопрос Да Нет
1. Командир – отличный специалист
2. У меня хорошие отношения с начальником
3. Начальник – справедливый человек
4. Начальник умело обучает меня
5. Начальник – чуткий товарищ
6. Слово начальника для меня – закон
7. Начальник умело организует мою деятельность
8. Я вполне доволен начальником
9. Начальник достаточно требователен
10. Начальник всегда может дать разумный совет
11. Я вполне доверяю начальнику
12. Оценка начальника очень важна для меня
13. Начальник всегда инициативен
14. Служить с начальником – одно удовольствие
15. Начальник уделяет мне много внимания
16. Начальник знает мои способности, сильные и слабые стороны
17. Начальник всегда понимает мое настроение
18. Начальник всегда готов выслушать меня и дать совет
19. Начальник правильно воспитывает меня
20. Я всегда делюсь с командиром своими мыслями и чувствами

Каждый ответ по шкале оценивается в один балл. Для начальника интересен не только суммарный показатель, но и показатели по каждому параметру. Чем выше итоговый показатель по шкале или по любому компоненту, тем выше совместимость испытуемого с начальником, тем благоприятнее складываются их отношения с точки зрения испытуемого.

Этот выпуск посвящен ряду проблем, с которыми мы сталкиваемся в процессе работы.
В предыдущем выпуске «Записок психолога» я пожелал успехов коллегам в решении множества насущных проблем. Никто не мог меньше года назад предположить, что разаттестация психологов в колониях произойдет так быстро, и сотрудники потеряют в зарплате почти в два раза. Кто-то уволится, переведется, уйдет в декретный. Так что этот выпуск получается уже для новых психологов, которые придут на место старых. Думаю, до 30 % службы обновится сразу, а потом эта пропорция возрастет до 50 процентов. Наберут выпускниц университета и школьных психологов, не избалованных «высокой» зарплатой.
По-моему мнению, этой реформой служба будет откинута назад на срок от 3 до 5 лет. Если и раньше у нас особых успехов не наблюдалось, то теперь тем более. Пока новенькие наберутся опыта, узнают специфику, пройдут годы.
В следующем году, наверно, доберутся и до конвоя. Так что перспектив в отношении службы не предвидится.
И все же. Не смотря на столь пессимистичный прогноз, хочется верить, что все у нас будет хорошо.
Успехов вам, уважаемые коллеги, в Новом 2004 году! Пусть ваши усилия на ниве психологии принесут свои достойные плоды. Здоровья, счастья, семейного благополучия.

ЛИЧНОСТЬ ПСИХОЛОГА

Анализ литературы по пенитенциарной психологии последней четверти прошлого века показывает, что работе с сотрудниками УИС уделялось мало внимания. Основной упор делался на работу с осужденными. На наш взгляд особой разницы между требованиями, предъявляемыми к психологам, работающим с сотрудниками и осужденными нет. В любом случае, психологу следует обладать следующими качествами: наблюдательность, общительность, честность, искренность, выдержка, терпение, решительность, самостоятельность, настойчивость, самообладание, активность, организованность, находчивость, пунктуальность, опрятность . Список этот можно продолжать и продолжать.
В своей работе психолог руководствуется основными принципами: компетентности, беспристрастности, конфиденциальности, позитивно ориентированной активности .
Без всего вышеперечисленного психолог не завоюет авторитета у своих коллег.

ОБ ЭТИКЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ

У Л.Н. Собчик есть интересное замечание про то, что «психолог-экспериментатор или консультант обязан в первую очередь соблюдать интересы обследуемого человека и никогда не интерпретировать данные обследования ему во вред, так как роль психолога в обществе в основном сводится к защите человека во всех смыслах этого слова» . В общем-то все правильно, красиво. Моя коллега эти слова в книге подчеркнула красным фломастером, наверно, специально для меня. Иной раз ходишь по узкой грани, отделяющей принесение вреда сотруднику и пользы для коллектива.
Хорошо это может работать при обследовании в ЦПД. Протестировали человека, написали заключение и отправили в подразделение. При подготовке очередной диссертации тоже пригодится.
У нас есть и «Этика пенитенциарного психолога», утвержденная Приказом ГУИН МЮ РФ № 251 от 9 июля 1999 года.
Если сотрудник входит в группу риска, был замечен в совершении различных неблаговидных поступков, то встает вопрос, а стоит ли ему доверять оружие при несении службы. В данном случае соблюдение интересов одного человека при написании заключения или психологического портрета могут выйти боком всему коллективу.
Здесь нужно руководствоваться, на мой взгляд, тем, что мы несем «личную ответственность за объективность, достоверность интерпретаций и выводов по результатам» обследований, «за качество составленных характеристик, психологических портретов, заключений, выданных рекомендаций, а также сохранность конфиденциальной психологической информации» . Ставлю свою подпись, значит, беру ответственность. Вообще-то редко кто у нас в системе не боится брать ответственность на себя, даже, казалось бы, в незначительных ситуациях. Мол, начальству виднее.
И что информация, «предназначенная для публичного распространения, должна отвечать требованиям целесообразности, сдержанности, научной обоснованности и достоверности» .
Мы вправе «самостоятельно определять объем, характер и содержание полученной в результате своей работы информации, предназначенной для ознакомления персонала, должностных и иных лиц…» .
Сама публикация в моих «Записках» примеров из практики не всегда была адекватно воспринята коллегами – психологами силовых структур. А вдруг об этом узнают сотрудники того подразделения, где я работаю? Будут ли они мне доверять после этого?
Еще раз повторюсь, что «Записки» предназначены только для психологов и их начальников. Распространяются среди коллег-психологов УИС юга Тюменской области.
От коллег же преимущественно поступили одобрительные отзывы в устной форме.
По моему глубокому убеждению, без такого рода работ невозможно дальнейшее успешное продвижение вперед в деле качественного совершенствования деятельности психологической службы УИС.
Будущее за прикладной психологией. Вычисление всяких там коэффициентов Стьюдента и Пирсона хорошо для дипломных и диссертационных работ, придавая им наукоемкость, солидность, значимость среди ученых. На практике чаще можно обойтись и простыми процентами. Теория оторвана от практики, но в наших силах сблизить их. Если не я, то кто же? Беру на себя такую ответственность, а также за то, что здесь написано.

СЛУЧАЙ ПО МАХОВЕР

Очень часто в практике психолога встречаются случаи, когда следует проверить ту или иную информацию. Иногда информация бывает весьма пикантного характера. Одно дело, если мы имеем дело с осужденными, и совсем иное, когда, например, необходимо подтвердить слухи о нетрадиционной ориентации сотрудника и дать руководству подразделения нужные рекомендации для принятия решения в отношении подчиненного.
Мне казалось, что по этическим соображениям не стоит представлять некоторые факты из своей практики, поэтому я упустил описание этого случая в первом выпуске «Записок». В дальнейшем, положительное мнение коллег по данному вопросу, высказанное на семинаре психологов УИН 29 апреля сего года, способствовало включению сюжета в следующий выпуск . К тому же оба сотрудника со службы в настоящее время уволены.
В феврале 2001 года я получил сведения от начальника отделения майора Т. о его разговоре со своим подчиненным сержантом К. Данный сотрудник неоднократно приставал к проводницам в спецвагоне во время плановых ж/д караулов. Одна из них пожаловалась начкару, тот доложил по команде. К. при беседе с начальником отделения виновным себя не признавал. Считал свое поведение в порядке вещей: » А чего? Другим можно, а мне нельзя? Вот Р. меня домогается и ничего». Слово за слово выяснилось, что пока К. отдыхал на третьей полке, лежа на спине, и пытался заснуть, Р. залез на стол в купе караула и начал шарить в районе ширинки брюк К., нащупывая нечто. К. промолчал и отвернулся к стене. По словам К. эти попытки Р. повторялись за время караула раза три. О случившемся, по его словам, К. никому не рассказал, что было весьма сомнительно. К. был по темпераменту холерик, импульсивен, часто не сдержан, склонен к вербальной агрессии, к чужим недостаткам нетерпим, конфликтовал с товарищами по службе.
По результатам ЦПД Р. набрал 71 по 5 шкале СМИЛ, 68 по 4-ой, что могло сразу насторожить. Впрочем, для 20-летнего парня это допустимо: я не придал вначале показателям 5-ой шкалы особого значения.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.