Признаки ориентации


В период стажировки Р. проходил дополнительное обследование. Мое внимание привлек тест АРТ. В восьмой клетке сотруднику было дано задание дорисовать фигуру человека. Эту фигуру я попытался интерпретировать с точки зрения К. Маховер . Вот что у меня получилось:
Привязанность к матери. Пытается скрыть потребности тела. Инфантильное социальное поведение. Фиксация на груди с вуайеристическими тенденциями (?). Женственность, инфантилизм. Неопределенность гибкости сексуальной роли.
Сделать подобные предположения позволили следующие признаки: 1. Изображена фигура неопределенного пола. 2. Противоречие груди и пояса мужской фигуры. Форма туловища грушеподобна – несколько заужена у плеч и расширена в талии. 3. Наличие женоподобных глаз с ресницами.
Далее потребовалось провести исследование по Маховер. Была дана стандартная инструкция нарисовать фигуру человека, а затем фигуру противоположного пола. Тестирование по Маховер проводилось дважды с интервалом через месяц. Получив задание, испытуемый сразу же уточнил: «Одетую или раздетую». Первым делом он начал рисовать мужчину. Наибольшее внимание он уделил прорисовке контура плавок фигуры мужчины и их содержимому, проглядывающему через незначительную штриховку. Этой части фигуры он уделил большую часть времени при рисовании. В фигуре женщины бросалась в глаза малоразвитая грудь при довольно значительной комплекции. Бедра довольно выпуклы.
При втором тестировании сотрудник вел себя более настороженно, одел мужчину в костюм и добросовестно заштриховал его. Признаком чрезмерной осторожности можно считать изображение угловатых плеч. В первом рисунке этого не наблюдается. Можно сделать вывод, что сотрудник напряжен, сдержан, насторожен, скрытен, робок. Испытуемый начал подозревать что-то неладное. Возможно, боялся разоблачения.
Грудь еще менее пропорциональна всей фигуре женщины, чем в первом рисунке. В обоих случаях мужеподобная женщина с волевым подбородком, широкими бедрами.
Сильное выделение бедер по Ю.А. Алферову может свидетельствовать о психосексуальных отклонениях и фиксации, незрелости и склонности к гомосексуализму . На втором рисунке у мужчины есть галстук. Нельзя говорить о том, что он сильно подчеркнут, но выделен – это точно. У сотрудника возможна озабоченность фаллосом, а также сексуальная неполноценность. Прозрачность содержимого плавок у мужчины в первом рисунке может говорить о боязливой тревоге из-за гомосексуализма .
В семье Р. самый младший из пяти братьев. Мать выгнала мужа-алкоголика и сама воспитывала ребят. Потом появился отчим. Сотрудник любил напевать фальцетом песни Алсу. Я наблюдал еще одного сотрудника УИС, любившего петь тонким голоском. Что-то между этими двумя товарищами было общее, возможно, нетрадиционная ориентация.
Р. увлекался пением лирических и патриотических песен со сцены, имел большой успех в своем районе. Расспросы о личной жизни наталкивались на то, что он нашел себе подружку на Урале, к которой собирается поехать. Возможно, он просто ее придумал или их отношения носили чисто платонический характер.
В поведении наблюдалась манерность, в голосе мягкость, напевность, томность, с придыханием и причмокиванием при смачном рассказе об успехах на сцене. Одно время хотел поступить учиться в Тобольскую семинарию и посвятить свою жизнь служению богу.
Таким образом, с большой долей вероятности можно было сказать, что К. говорил правду. В известность о результатах психологического обследования был поставлен начальник отдела. Больше никого не посвящали. Рассматривался вопрос о переводе Р. в другое отделение. В течение месяца К. и Р. постарались не ставить в один плановый ж/д караул. Р. не мог этого не заметить, насторожился. Больше сигналов не поступало. Через некоторое время К. и Р. начали опять ездить вместе в караулы.
У К. начались проблемы с женой, и он довольно часто стал обращаться к нам. Благодаря нашим рекомендациям отношения в семье наладились. Через год уволился.
У Р. наблюдалось неадекватное поведение. При подготовке караула мог пойти получить продукты на склад и потеряться – пойти собирать грибы на лесополосе. В СИЗО мог прихвастнуть, что у него кто-то из замов знакомый, и он зайдет к нему попить чайку.
Как-то на майские праздники он зашел в один из дорогих бутиков и ему понравилась простенькая маечка, тысячи за две с половиной. Видя, что никто за ним не смотрит, он спрятал вещь за пазуху. При выходе из магазина запищал штрих код и горе-воришку задержали. Может быть, это была женская майка. Парня уволили. Дело замяли. Теперь он пытается устроиться в доблестную милицию.

НАРКОТИКИ И СОТРУДНИКИ

От одного из начальников отделений М. зимой 2001 года поступил тревожный сигнал. Он предположил, что один из сотрудников его отделения употребляет наркотики. Тревогу вызвало неадекватное поведение подчиненного. Вообще-то, чаще всего такого рода информацию офицеры могут скрывать, не выносить «сор из избы», пока не произойдет пере дозировка прямо на службе или другое ЧП. В данном случае этого не случилось.
Как и сегодня наличие у медиков лакмусовых бумажек, с помощью которых можно определить наличие вредных веществ в моче сотрудника перед заступлением на службу – остается только лишь несбыточной мечтой.
Дело осложняется еще и отсутствием нормативной базы, так как данная процедура не узаконена. Надо было найти выход. В ходе взаимодействия с Тюменским юридическим институтом МВД РФ, где я недавно работал, был приглашен психолог и лаборант из вуза с аппаратом «Лира», закупленным недавно перед этим событием в Екатеринбурге.
Без согласия сотрудников нельзя проводить это исследование. Согласие было получено, правда, озвученная цель была немного завуалирована: речь шла не о наркотиках, а об общем состоянии, уровне работоспособности.
Аппарат с помощью прикосновения датчика к точкам на шее и ступнях мог определить концентрацию вредных веществ в крови испытуемого, степень торможения психических процессов и т.п. К сожалению, у обладателей аппаратом присутствовала лишь общая инструкция по его применению. Четкого ответа на вопрос – употреблял тот или иной сотрудник наркотики – мы получить не смогли. Одно было ясно, что испытуемые на протяжении нескольких дней перед службой интенсивно отмечали 23 февраля. Возможно, прибор еще нуждался в доработке и дополнительных исследованиях.
Не смотря на неопределенность результатов обследования, напряжение в отделении понемногу спало. Тревога М. за поведение сотрудников снизилась. В дальнейшем случаев употребления наркотиков в этом отделении зафиксировано не было.
В этом году до меня доходила информация, что прибор доработан и его можно применять более эффективно, чем раньше. При возникновении трудностей с диагностикой такого рода мы и дальше планируем сотрудничать с институтом.
В октябре мною было составлено и отправлено отношение на имя директора комитета по антинаркотической пропаганде Администрации области, что находится по ул. Ленина, 8, о представлении нашему управлению на безвозмездной основе 200 экспресс-тестов для определения наркозависимых сотрудников. Тесты были получены. Наличие наркотиков 3 видов определяется по небольшому количеству мочи. Естественно, психологи сами выявлением не занимаются. Сделать это будет поручено медслужбе. Идея обращения у меня возникла после прочтения приложения к «Тюменским известиям» под названием «Тюменское здоровье». В номере рассказывалось о сотрудничестве комитета с областным военкоматом и юридическим институтом.

КАК БОРОТЬСЯ С ПЬЯНСТВОМ

Иной раз в создавшейся обстановке ощущаешь себя героем Андрея Миронова из фильма «Человек с бульвара Капуцинов», где идет тяжелый процесс окультуривания ковбоев с помощью кино и молока вместо виски.
Многие наши мнс из деревни. У них досуг один – пьянка. После службы всем караулов в кафе или скверик. Что противопоставить пьянству? Доведение до личного состава обзоры о состоянии дисциплины? Мало поможет. Общие слова о том, что усилить, углубить и т.д. Сомнительно все это.
Предлагаю:
1. Увеличить число часов, отводимых на социально-гуманитарную подготовку в дни занятий, введя занятия по культуре. Психологам это вполне по силам.
Вместо того чтобы по указанию мудрого руководства сидеть в будке шлагбаум поднимать, замещать должности начальников отрядов, контролировать работу бесконвойников и ходить с собакой по периметру, участвовать в режимных мероприятиях, что, кстати, запрещено, от психолога будет больше пользы, когда он займется продвижением культуры в среде сотрудников и спецконтингента.
Сейчас в продаже много интересных книг про личности. Выходит серия про знаменитых мудрецов, художников, писателей. Эти люди добились успеха, сделали себя.
Отрывки из произведений Михаила Веллера «Легенды Невского проспекта», «Приключения майора Звягина», «Все о жизни» вполне могут оказывать библиотерапевтическое воздействие на сотрудников. Эти книги увлекательны и поучительны. На одного инспектора «Приключения…» произвели такое впечатление, что пару дней не пил, а книжку читал запоем до 5 утра.
Сейчас мало кто читает газеты, а уж о книгах и говорить не приходится. Поэтому чтение интересных книг на занятиях вполне уместно.
2. Создать хорошие библиотеки в подразделениях по конвоированию. Если в колониях библиотеки существуют давно, то в конвое, в результате преобразований многое было утеряно.
Психолог у нас в Управлении берет на себя функцию библиотекаря. При комнате психологической разгрузки есть библиотека. Она состоит в основном из детективов, фантастики и мемуаров. Советуем, что почитать. Подыскиваем книги по интересам. Перед заступлением в караул сотрудники после психодиагностического обследования выбирают книги.
Например, у сотрудника С. на протяжении последних трех лет наблюдается скрытая агрессия, направленная на женщин. Под влиянием алкоголя возможно отсутствие самоконтроля. Упомянув при обследовании о том, что он хотел бы заняться рыбками, я тут же нашел ему в библиотеке руководство по аквариумам. И товарищ поехал в караул с книгой. Сотрудник надеется, что рыбки будут действовать на него успокаивающе.
У другого сотрудника одно время были проблемы в семье. Очень он переживал. Натура у него увлеченная: пилит, строгает, мастерит оружие для участия в играх толкинистов, делает макеты стругов викингов. Ему в библиотеке подыскал книгу по истории кораблестроения, с чертежами плавсредств. Увлеченность делом помогла сотруднику не искать истину в вине.
В своей работе мы использовали формулы самовнушения. Сотрудникам после беседы эти формулы выдаются в виде памяток, по формату подходящие для хранения в служебном удостоверении.

ФОРМУЛЫ САМОВНУШЕНИЯ
Я верю в себя.
Я владею собой в любой ситуации
Я говорю себе:
Я не пью и меня не тянет.
Никто не уговорит меня выпить.
Я управляю собой сам.
Я не изменю своего решения.

После данных мероприятий от двух офицеров поступили запросы о помощи в борьбе с курением. Предложил им воспользоваться несколькими методами, представленными в приложении.

ТЕСТ ЛЮШЕРА И АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

За три года работы в подразделении нами было проведено более 3000 обследований личного состава по Люшеру. Постоянный анализ с помощью лангитюдного метода позволил выявить закономерности в выборе цветов лицами, склонными к систематическому употреблению алкоголя.
Особое внимание следует уделять комбинации желтого и красного цветов (3:5; 5:3) и желтого и фиолетового цветов (4:5; 5:4) во второй паре.
Может происходить и смещение фиолетового цвета в первую пару с получением последующих комбинаций: 354, 453.
Очень внимательно нужно отнестись к комбинациям в первых парах: 3425(3452), 3521.
Можно привести множество примеров в подтверждение данных выводов, но вам придется поверить на слово, если хотите избежать травматизма и гибели сотрудников на почве пьянства .
Две интерпретации пар (3:5; 5:3; 4:5; 5:4) данные для сравнения в приложении (См. прил. № 1) , по моему мнению, ясно дают понять, что тяга к праздникам и приключениям без выпивки у нас никогда не обходится. А стремления погулять хоть отбавляй. Наши люди жаждут испытывать оживление, и всегда с готовностью участвуют во всем, что может волновать и будоражить.
В подтверждение этой гипотезы мною была разработана специальная анкета, тоже представленная в приложении.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ИЛИ ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ
ЗА 5 НЕДЕЛЬ

С 15 августа по 22 сентября 2001 года пришлось исполнять обязанности начальника психологической службы УИН. Что удалось сделать за это время:
1. Возобновил в газете «После суда» рубрику «Рекомендации психолога», опубликовав материал про стресс у мужчин. Хотя меня об этом никто не просил.
2. При подготовке опыта работы Т.Н. Аникиной взаимодействовал с отделом «Б», пытаясь найти закономерности между психологическими особенностями бегунов-бесконвойников и общей статистикой побегов .
3. Подготовил план семинара психологов. Его преимуществами в отличие от последующих были:
а. Дата семинара не переносилась.
б. Выступил преподаватель из вуза – Л.Н. Якушева.
в. В СМИ проходила информация, приглашалось телевидение.
4. Подготовка материала по психогимнастике. Упражнения направлены на выработку уверенности в себе.
5. Разработка и рассылка методических материалов (10 стр.) по подразделениям о переговорах при захвате заложников.
6. Тестирование секретариата и написание рекомендаций начальнику подразделения с учетом заказа – выбрать достойного зама.
7. Проверка в составе комиссии работы психолога ИК-4. Написание справки по итогам проверки с рекомендациями. Одна из них – введение второй должности психолога.
8. Составление плана на 3 квартал.
9. Посещение ОСН, ИК-1, ИК-2, СИ-1. Нацеливал психологов на системный, научный подход.
10. Отчет по основному месту службы на оперативном совещании при начальнике, в Управлении по конвоированию, о проделанной работе.
11. Разбор остатков библиотеки политотдела, приготовленной для сдачи в макулатуру. Обнаружил 4 книги Ю.А. Алферова «Адаптированные методы изучения человека в условиях ИТУ», множество литературы 70-80 гг. выпуска. Сделал комплекты для психологов на местах. Желающие забирали с собой.
12. Содействовал в организации поездки двух психологов на учебу в Екатеринбург.
13. Сделана неудачная попытка завести «Библиотеку психолога» при УИН за счет средств выделяемых Администрацией области на закупку учебников для ВК. Составили заявку на закупку в учколлекторе, а денег не дали.
14. Попытался психолога с 10-летним стажем работы устроить в областную больницу. Не получилось.
Здесь перечислены основные моменты. В общем, считаю, что удалось сделать многое. Работа не сводилась к простому написанию и рассылке бумаг.

ПОДДЕРЖКА РУКОВОДСТВА СЛУЖБОЙ

В чем должна заключаться, на мой взгляд, поддержка руководства службой психологов в подразделениях:
1. Не забывать о поощрении своих сотрудников. Поводов много – по итогам года, к юбилею психологической службы УИС, по результатам конкурсов, за индивидуальные достижения. Словом, было бы желание и воля руководства.
У сотрудников сложилась поговорка: «Если УИН нас поощряет, то это он делает вид, что нас уважает». А если не поощряет, то даже и вида не делает. Зачем? Пусть и дальше работают, тихо делают свое дело, в конфликты не вступают, права не качают.
Доходит до смешного: с декабря 2002 г. по июль 2003 г. автор этих строк получил 4 благодарности, 1 грамоту, 1 премию на бумаге. Из них:
- 2 благодарности за преподавание в учебном центре;
- 1 благодарность за активное участие в спортивно-массовых мероприятиях своего Управления;
- 1 благодарность за 1 полугодие 2003 г.;
- грамота за 1 место по шахматам;
- премия в размере 450 руб. за участие в Новогоднем концерте в УИН. В приказе она есть, но с хитрой формулировкой, за счет внебюджетных средств. У нашего Управления нет таковых средств, поэтому главбух мне откровенно заявил: «Не видать тебе этой премии, как своих ушей».
Получается, что по линии основной работы у меня случайно затесалась благодарность.
К чему этот разговор? Считаю, если взять по итогам 2002 г. подразделения конвоя с личным составом до 300 сотрудников и сравнить показатели работы, то наша психологическая группа будет далеко не на последнем месте по России. Когда же подводят рейтинг, учитывая показатели всех подразделений региона, то мы оказываемся на 47-ом месте. Неправильно это.
При таком подходе начальства показатели нашей работы в текущем году по ряду направлений падают. Стимула нет.
2. Служить буфером между запросами руководства УИН разных уровней и психологами в подразделениях:
а. Уметь убедить начальство в несвоевременности некоторых инициатив. Повернуть в полезное для службы русло. Это очень трудно сделать, но попытаться можно.
Сейчас пошла волна по поводу работы с резервом кадров на выдвижение. Тут очень много разных тонкостей. Считаю, что в среде среднего начсостава особых проблем с выбором в резерв не возникает, выбор есть. Что же касается старшего начсостава, то тут психолога уже и не спросят, да и выбор, честно говоря, не велик.
Сама жизнь проводит хорошую фильтрацию. Достигают высот карьеры люди, обладающие рядом преимуществ перед остальными:
- хорошая память, позволяющая запоминать приказы и распоряжения начальства и потом четко их исполнять;
- связи, непосредственно с руководством (родственные, дружеские), так и с теми, к кому начальство прислушивается;
- умение много выпить и контролировать себя («Хочешь узнать человека – напои его»);
Когда представителей трех предыдущих категорий не наблюдается, то… Выбирают послушных, приспособленцев. Или кого придется.
Бывают, конечно, частные случаи, но довольно редко.
б. Проявлять самому разумную инициативу.
3. Видеть перспективу и работать на нее.
а. Планировать работу, исходя из реальных запросов службы.
б. Ставить задачи, нацеленные только на реальный результат.
4. Приказом формировать рабочие группы из числа опытных сотрудников для обобщения опыта работы психологов подразделений, проведения экспериментов.
5. Следует создать архив психологической службы, куда следует включить материалы, наработанные психологами, но не нашедшие до сих пор применения в практике, не изученные, не систематизированные .
6. Нужна библиотека при начальнике службы в УИН. Возможно, стоит запросить по 200 руб. с каждого подразделения и начать закупку литературы. Хотя бы закупать по 20 книг в год – это уже хорошее подспорье в работе.
К сожалению, все предложенное здесь так и останется нереализованным.

ПСИХОЛОГИЯ НАЧАЛЬСТВА

Психологию начальства в погонах можно охарактеризовать следующей поучительной историей, ставшей уже легендой.
В одной из частей внутренних войск служил замполит, очень уважавший психологию. Пришло в роту молодое пополнение. И среди молодых очень уж один замполиту не понравился. Офицер сразу понял, что ставить на службу с оружием солдата нельзя: вероятна угроза суицида. Но солдата отец-командир поставил в караул. Как всегда нехватка личного состава. Замполит оказался упертым, твердо уверенным в своей правоте. Пошел к командиру полка, а у того, как раз комиссия из округа. Совещаются, как бойцов воспитывать. Полковник наехал на подчиненного, мол, не мог подождать. Тот ответил, что не мог: дело больно важное. Что за дело такое? Солдата ставят в караул, а нельзя этого делать. Что за …? Как нельзя? Почему? Нельзя, – стоит на своем замполит. Тут все услышали звук выстрела – солдат застрелился.
Командира роты сняли, а замполиту благодарность объявили. Побольше бы таких замполитов и поменьше бы таких начальников.
Армейские кадры ушли служить в Минюст, МВД, МЧС и начали свои порядки устанавливать. До них в органах и своего дубизма хватало, а теперь еще и армейский добавился.

НАДО ЛИ МЕНЯТЬ ПСИХОЛОГИЮ НАЧАЛЬСТВА

Менять психологию начальства крайне сложно, как и завоевывать у него авторитет. Надо ли вообще идти по этой скользкой дорожке?
Тут, конечно, важно чтобы руководитель стремился к чему-то новому. Не был явным консерватором.
Как-то в мае 1996 года ездил, как куратор психологической службы УВД области, на конференцию по психопедагогике в органах ОВД, тогда еще в Омский юридический институт МВД РФ (ныне Академию).
Для иногородних участников была организована экскурсия по подразделениям. В одном из отделов города зам по кадрам рассказал о работе его психолога. Признался, что вначале скептично относился к психологу, мол, зачем он нужен. Даже места постоянного для него в кабинетах не находилось. А потом вдруг стал психолог сидеть с замом в одном кабинете за соседним столом. Почету так произошло? Что за чудо?
Психолог помог заму решить несколько кадровых вопросов, принять правильное решение. Дал свои рекомендации – стоит принимать кандидата на службу или нет. Выдвигать сотрудника на вышестоящую должность или нет. Чем выше авторитет психолога, тем чаще начальство с ним советуется, даже по поводу назначения на должность своих замов.
Но чтобы добиться этого уровня, необходимо начинать с малого. Утром, придя на службу, вы узнали, что с кем-то из сотрудников произошло ЧП. Быстро посмотрите результаты обследования этого сотрудника за последние месяцы, если их нет, то заключение ЦПД, пробежитесь по шкалам СМИЛ, быстро определите основные характеристики личности. Накидайте на бумаге психологический портрет. Если вас вызовет начальник и спросит ваше мнение об этом сотруднике, можно будет уже сослаться на результаты предыдущих обследований.
Если начальник не вызовет, ваш труд все равно не пройдет даром, т.к. появится возможность проанализировать результаты тестирования сотрудников с похожими показателями. Выявить группу лиц, а из нее подгруппу, наиболее склонных к различным нарушениям дисциплины.
С этими данными на руках можно запланировать составление одного или нескольких психологических портретов в неделю на сотрудников с обязательными рекомендациями, входящих в группу риска. Каждый портрет с подписью и датой давать на ознакомление и согласование руководству в двух экземплярах. Свой экзепмляр подшивать в дело.
Тогда появится возможность работать на опережение ситуации. Случится что-то, а вы еще два месяца назад предупреждали, что данного сотрудника необходимо освободить от несения службы с оружием, что при нашем некомплекте в конвое фактически означает – уволить.
Важно еще и то, что капитану бывает труднее, чем майору. Два просвета на погонах дают право не только на суде чести разбирать поведение старшего начсостава, но и разбирать проблемы этой «касты» вообще. Так мне кажется. По крайней мере, применительно к конвою, где сильны армейские традиции. Возможно, у вас иное мнение, другая обстановка.
Наш начальник при вручении мне погон сказал: «Давно заслужил». Мол, давно пора было дать звание и приблизить тоже. Раньше, честно говоря, я этого сближения и сам избегал. Но 20 июня вышел из отпуска, а 24-го в конце оперативного совещания начальник попросил к нему зайти, чего раньше никогда не делал. Разговор зашел о двух сотрудниках очень его беспокоящих. Нужно было составить о них свое мнение, побеседовать с ними.
Для следующей беседы с начальником были подготовлены два психологических портрета сотрудников. Напечатал, выгнал на принтере, подписал и понес. Можно, конечно, на словах передать, но эффект не тот. Бумага с подписью – это уже документ. Его просто так не выкинешь, выглядит солиднее. К тому же подпись говорит о том, что берет на себя ответственность за написанное, уверен в правильности своих выводов. Чувствуют уверенность в своих силах, как специалист.
Слово хоть и не воробей, но слово. На бумаге запечатленное оно есть нечто большее. От него уже просто так не отмахнешься.
Казалось бы, мелочь, но по другому, мне кажется, в этой системе нельзя. Каково бы не было начальство, оно рано или поздно оценит ваши профессиональные качества. Другое дело, согласитесь ли вы, как специалист работать в предлагаемых вам условиях, в соответствии с новыми веяниями в политике государства.
То, что с психологов в первую очередь снимают погоны, реально показывает отсутствие авторитета данной службы у руководства всех уровней. Иной раз понимаешь, хоть ты в лепешку расшибись – все равно повлиять на высокие эшелоны власти не в состоянии. А потому придется добиваться авторитета на новом месте. Может быть, получится успешнее.
НЕКОМПЛЕКТ

Нашу систему заедает некомплект младшего начсостава. В колониях и изоляторах сотрудники ходят на дежурства через сутки. На вышки уже офицеров ставят. Из колоний усиливают СИЗО. Кадры туда-сюда перекидывают. Бреши затыкают. Текучесть кадров большая. Набираем кого попало, потом начинаем увольнять. Кто сам уходит. Кому же захочется через сутки на сутки работать. Каждый выпуск учебного центра раньше был под сто человек по списку . А люди уходят как в бездонную бочку.
В тех регионах, где в конвое некомплект отсутствует из-за отсутствия работы в другом месте, руководство эксплуатирует сотрудников как хочет. Уйти-то человеку особо некуда. Это для Тюмени зарплата 5 тыс. руб. – это не деньги, а для ряда областей очень даже прилично. В день заступления на службу, даже если караул вечером, сотрудник приходит с утра. Его занимают на хозработах, потом он едет на службу. С другой стороны, а кто этими хозработами должен заниматься?
У нас не так. Если людей заставлять работать до службы – они уйдут. Офицеры с тоской вспоминают недавние армейские времена, когда солдат было в подчинении много. Командир для них был царь и бог. Вручную гребли снег на участке в добрый километр от кольца до КПП. Кто-то долбил нерадивых солдат по голове большим и толстым, красным юбилейным карандашом «К 50-летию Победы».
Сейчас офицеры сами таскают сейф 2 на 2 метра на второй этаж, красят окна, клеят обои, делают ремонт в кабинетах своими силами. В милиции, например, много чего есть негативного, но ремонт там все же приглашают делать специалистов. У нас же из-за вечного недофинансирования выкручиваемся, как можем.
На гражданке оптимизация социальной сферы – закрывают на селе школы и больницы. У нас экономия средств за счет сотрудников.
В такой обстановке работать тяжело. Морально-психологический климат неблагоприятный.
Один сотрудник, уйдя в отпуск, демонстративно сдал билеты в кассу, т.к. ему не выдали денег на проезд, другой вышел из отпуска через неделю по той же причине. Конечно, данные сотрудники никому ничего не доказали, но таких фактов в прошлые годы не наблюдалось. Не за горами и обращения в суд.
Психологи находятся в таком же положении, как и остальные сотрудники. И стоит ли от них требовать положительного влияния на климат в коллективе при такой обстановке. Раньше сотрудник УИС чувствовал защиту со стороны государства. Сейчас ее почти реально не осталось. Разве что на бумаге.

НАШИ НРАВЫ

Интересную цитату американца Х. Зера приводит Кокурин А.В. в одном из наших ведомственных журналов: «По сути тюремные (армейские – В.С.) нормы предписывают постоянное послушание, умение следовать приказам. Покорность и послушание – вот тот урок, который призвана преподать тюрьма (армия – В.С.), но меньше всего этот урок пригодится, чтобы освоиться на свободе».
Не секрет, что, не смотря на переход сотрудников на контрактную основу, в подразделениях конвоя, продолжают господствовать чисто армейские порядки. Отношения между начальником и подчиненным продолжают оставаться на уровне армии.
На мой взгляд, процесс снятия погон с сотрудников УИС нужен, в том числе и с психологов, но он, скорее всего, обернется существенной потерей в зарплате и не только. Можно еще много разглагольствовать на эту тему, высказывать опасения, что механизм реформы как всегда не будет детально продуман, и запланированные компенсации в срок выплачиваться не будут. В данном случае, высказывание моего мнения не имеет смысла по причине его бесполезности.
После последней сессии в ТОГИРРО, защиты диплома по теме «Исследование влияния тренинга на уровнь тревожности женщин-сотрудников УИН на курсах первоначальной подготовки к стрельбе», получения диплома 16 декабря 2003 года на следующий день попал на двухдневные учебные сборы, а потом еще и на учения в составе сводного отряда. Стоя и сидя вместе с офицерами конвоя в классе и на учебном городке, слушая о методике проведения занятий с личным составом и том, что каждый офицер, служащий в конвое, должен знать и уметь проводить занятия с личным составом думалось о многом.
Вспоминался даже М. Эриксон. Как-то тренер армейской спортивной команды стрелков привел к нему свою команду и попросил подготовить ее так, чтобы она смогла победить русских на международных соревнованиях. Эриксон объяснил тренеру: «Я стрелял из ружья дважды, когда был подростком. Я знаю, что есть ствол и приклад, и на этом мои познания в области ружей заканчиваются. Я врач. Я знаю все, что мне нужно знать о человеческом теле. Я буду тренировать вашу команду. Они знают ружья, а я знаю медицину» .
Такое объяснение не понравилось командиру стрелков, он был разъярен. А Эриксон сделал свое дело: противник был побежден.
У нас нет возможности посещать различные семинары по специализации, в основном, по материальным соображениям. Семинары с участием местных и столичных светил стоят в пределах от 3 до 6 тысяч. Хорошо бы повышать свое мастерство в области семейного консультирования, телесно-ориентированной терапии и других областях, но финансы поют романсы. Не повышая своего мастерства при помощи семинаров, мы вынуждены обходиться самообразованием. Денег на книги для самообразования не хватает. В результате эффективность работы постепенно снижается.
Пока мы в погонах и очень зависимы от этой системы – нам еще хоть как-то платят. Как только мы потеряем погоны, то приобретем видимость независимости, потеряв существенно в зарплате.

Вместо заключения

Не смотря на все трудности, стоящие перед нашей службой сегодня, хотелось бы закончить позитивом.
Буду рад, если психологи подразделений поделятся своими наработками. Тогда появится возможность опубликовать неформальный с добровольным участием сборник материалов, назвав его, например «Записки психологов УИС». Редактирование и печать возьму на себя. Было бы желание коллег. Периодичность издания – раз в год. Объем до 5 страниц от каждого психолога. Могу оказать помощь в обработке результатов исследований, написании статей. При поддержке моей инициативы делом можно выпустить сборник № 1 весной 2004 года.
Свои размышления, проблемы, трудности, замечания, предложения – все это можно включить в материал. Пусть это будут отрывки, наброски, зарисовки, эмоциональный отклик на увиденное, услышанное, прочитанное, собранные вместе, но они будут. Думаю, всем будет приятно увидеть результат своих трудов в печатном виде.
Поделитесь с нами своей радостью, грустью. Возможно, ваше мнение поможет кому-то решить свои проблемы.
По моему мнению, никто никого не должен заставлять писать в этот сборник. Участие в нем сугубо добровольно. Свои предложения и материалы присылайте на бумажном и магнитном носителях по адресу: г. Тюмень, ул. Авторемонтная, 17 а, Сулимову В.С.
Тел. Учебного центра 43-00-64, дом. т. 35-07-47.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ПАРЫ ПО ЛЮШЕРУ

Вторая пара 3 5
Л.Н. Собчик Драгунский В.В.
Стремление к независимой позиции, оригинальность суждений, своеобразие интересов, увлеченность, потребность в «особых» переживаниях и отношениях, которым отдается предпочтение перед конкретными реальными целями. Вы сильно увлекаемы возбуждающими чувственными раздражителями. Воспринимаете все эротическое и художественное охотно и восторженно. Жаждете испытывать оживление, с готовностью участвуете во всем, что может волновать и будоражить. (Курсив мой – В.С.).
Вторая пара 5 3
Экспансивность высказываний и поведения, эмоциональная вовлеченность, стремление к переживанию сильных ощущений. Оригинальность и творческий подход в решениях. Вы сильно увлекаемы чувственно возбуждающими раздражителями. С готовностью участвуете во всем, что может возбуждать и будоражить. Вы любите волноваться, так как хотите испытывать оживление. Охотно принимаете участие во всем необычном и экстраординарном. (Курсив мой – В.С.)
Вторая пара 4 5
Богатое воображение, яркость чувств, потребность в необычных приключениях, интересных знакомствах, волнующих событиях, вызывающих заинтересованность и энтузиазм. Вы наделены воображением, эмоциональной чувствительностью, желаете проявления этих качеств, особенно в обществе столь же чувствительного человека. Мечтаете о необременительном, чувственно возбуждающем контакте. Стремитесь к возбуждающим и увлекающим предприятиям. Что-либо необычное или связанное с приключениями быстро возбуждает в Вас заинтересованность и энтузиазм. (курсив мой – В.С.)
Вторая пара 5 4
Стремление к независимой позиции, оригинальность суждений, своеобразие интересов. Потребность в «особых» переживаниях и отношениях, которым отдается предпочтение перед конкретными и реальными целями. Вы ищите необременительных контактов, которые бы возбудили Ваши чувства и воображение. Не желаете отягощать себя обязанностями, подразумеваемыми прочными привязанностями. Вы наделены богатым воображением и тонкой чувствительностью, ищите выхода этим качествам в присутствии кого-либо столь же утонченного и устремленного. Все необычное, новое и связанное с приключениями быстро возбуждает Вас и вызывает заинтересованность и энтузиазм. (курсив мой – В.С.)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ЭМОЦИИ

1. Эмоциональный мир человека

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности . Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.
Человек не может оставаться равнодушным к окружающему его миру. Предметы вокруг него, события, свидетелем или участником которых он становится, вызывают у человека различные чувства, или, как их иначе называют, эмоции.
Радость, печаль, хорошее или плохое настроение, испуг, возмущение, гнев – все это различные эмоциональные процессы. Они выражают отношение человека к действительности.
Характер переживаний зависит от того, какое значение имеют различные предметы для человека, насколько они удовлетворяют его потребности. Чем полнее предмет удовлетворяет ту или иную потребность, тем более положительное чувство он вызывает у человека.
Подобно потребностям, чувства играют в жизни человека роль внутренних регуляторов поведения. Они сигнализируют о том, как протекает деятельность, все ли обстоит в жизни благополучно. Вот, например, испортилось у человека настроение. Он и сам не всегда знает, отчего это произошло. Существует ведь даже такое выражение – беспричинная грусть. Но причина все-таки обязательно есть. И чувства, сигнализируя человеку о том, что что-то случилось, заставляют искать причину испортившегося настроения, анализировать свои и чужие поступки. В конце концов причина обнаруживается: несправедливо упрекнул близкий человек, товарищ совершил плохой поступок, работа выполнена хуже, чем хотелось бы.
Собственное поведение тоже вызывает у человека определенные чувства, и не всегда приятные. Бывает, что начинают терзать угрызения совести, – значит, в чем-то ошибся, какие-то поступки заслуживают осуждения. И мучительное, непроходящее чувство заставляет искать ошибку, призывает исправить сделанное.
Эмоции очень тонко реагируют на изменения в окружающих условиях. Но отношение человека к условиям зависит не только от самих предметов, сколько от тех обстоятельств, при которых он встречается с тем или иным предметом. Если спросить, боитесь ли вы медведей, большинство ответит, разумеется утвердительно. Но ответ этот не будет верен для всех случаев. В зоопарке, где звери находятся в клетках, медведь никого не пугает, но если вы с ним неожиданно встретитесь с ним в лесу, на свободе, вот тогда действительно страшно. Правда, кое-кому и в зоопарке бывает страшновато, но это потому, что вы можете представить себе иную ситуацию, чем та, в которой вы находитесь. Следовательно, пугает не медведь, а те условия, которые делают его опасным .
При некоторых психических заболеваниях нарушается нормальное течение эмоциональных процессов; видно, как меняется и искажается отношение к жизни таких больных. Одни из них по самому незначительному поводу могут впасть в глубокую тоску, отчаяние: жизнь окрашивается для них в самые мрачные тона. Другие делаются совершенно безразличными к окружающему, никто их не волнует, не интересует, не вызывает отклика. При этом как в первом, так и во втором случае меняется все поведение больных, вся их деятельность.
Нарушение эмоциональных процессов особенно ярко показывает, какую большую роль играют эмоции в человеческой жизни.
2. Происхождение эмоций
Из всех видов эмоциональных процессов наиболее изучены аффекты – короткие, но очень сильные переживания. Это и гнев, и страх, доходящий до ужаса, и глубокое отчаяние. Такие эмоциональные вспышки сопровождаются большими изменениями в деятельности внутренних органов, в частности сердечно-сосудистой системы, имеют яркое внешнее выражение: человека охватывает дрожь, он покрывается холодным потом, лицо его краснеет или, наоборот, бледнеет.
Изучение этих процессов, происходящих в аффективных состояниях, привело к тому, что двое ученых почти одновременно выдвинули очень похожие одна на другую теории, объясняющие происхождение эмоций. Авторы этих теорий утверждают, будто эмоциональные переживания, например аффекты, всего лишь сумма ощущений, вызываемых изменениями в работе наших органов.
Один из авторов – американский психолог Дж. Джемс писал: «Мы печальны, потому что плачем, боимся потому что дрожим, радуемся, потому что смеемся». Эти теории своей простотой сразу завоевали много сторонников. Особенно убедительными они показались потому, что авторы рекомендовали проделать простейшие опыты, доступные каждому. Встаньте, например, утром, медленно и вяло оденьтесь, сядьте за стол, опустив плечи и сгорбившись, тяжело вздохните, уроните голову на руки – и вами овладеет грусть. Подобные эксперименты заставляли верить, что действительно нам грустно, потому что мы плачем и у нас текут слезы, а не потому мы плачем, что у нас случилось несчастье.
Но нашлись исследователи, усомнившиеся в правильности такого объяснения, и произошло то, что не раз бывало в истории науки: весьма убедительная теория пала под натиском новых фактов, новых экспериментальных данных. Американский ученый У. Кеннон в 20-х годах прошлого века провел любопытное исследование. Он вводил в кровь людям значительные дозы адреналина, хорошо зная, что повышение адреналина в крови приводит к изменениям, характерным для эмоции страха. Испытуемые Кеннона рассказывали, что они ощущали нечто подобное тому, что бывает при испуге. Значит, изменения в организме происходили. Но страшно-то испытуемым Кеннона не было, эмоции страха у этих людей не возникало!
Эти эксперименты показали, что одних изменений, происходящих в мышечных и секреторных процессах, еще мало для возникновения эмоций. Кроме того, хорошо известно, что одни и те же изменения имеют место при различных переживаниях: человек плачет и от горя, и от радости. Но, пожалуй, самым убедительным доказательством, приводимым Кенноном, являлось то, что физиологические изменения в организме, характерные для эмоций, развиваются медленнее, чем возникают сами эмоции. Человек уже испугался, а холодный пот у него на лбу еще не выступил .
Так была опровергнута теория, истинность которой несколько десятилетий не вызывала у большинства ученых почти никаких сомнений.
Дальнейшие исследования показали, что периферические изменения в организме, во-первых, не исчерпывают физиологического механизма эмоций, а во-вторых, никак не могут быть причиной их возникновения.
Опыты установили также, что превращение описанных изменений в организме не нарушает эмоциональных процессов.
Главная роль в возникновении эмоций принадлежит ЦНС – коре и подкорке головного мозга.
Если взаимодействие коры и подкорки осложняется, то возникают эмоциональные переживания. Сдвиги же в периферических процессах, наблюдаемые при эмоциях организма, объясняются тем, что возбуждение из подкорковых центров распространяется не только на кору, но и на нервные центры, непосредственно управляющие работой наших органов.
Итак, все-таки выходит, что плачем мы тогда, когда нам грустно, а не наоборот.
3. Законы чувств и эмоций
Как бы ни были неповторимы и своеобразны переживания каждого человека, возникновение и течение эмоциональных процессов имеют свои закономерности, общие для всех людей. В зависимости от силы, глубины, направленности переживаний выделяют различные формы эмоциональных процессов: аффекты, эмоциональные настроения, чувства.
Мы уже говорили, что аффекты – это краткие, но сильные «вспышки» эмоциональных переживаний. Интересно, однако, что аффект возникает только в конкретной ситуации. В процессе предвидения каких-то событий аффект не возникает, хотя к этим событиям вполне возможно эмоциональное отношение. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» юный Петя Ростов очень боялся, что в бою ему может быть страшно.
Он эмоционально относился к будущему аффекту, т.е. страху, который он мог испытывать в ходе сражения.
Причины аффектов не всегда осознаются человеком, и управлять ими чрезвычайно трудно. Аффекты оказывают сильнейшее влияние на поведение человека, могут вызвать сужение, а иногда и помрачнение сознания. Все это производит впечатление, что аффекты как бы навязаны человеку извне, поэтому об аффектах и говорят как о чем-то происходящем помимо воли человека: мне страшно, меня охватил гнев, мной овладело возмущение и т.п.
Аффекты оставляют глубокие следы в сознании, и в памяти эти следы вступают в прочную связь с обстановкой, в которой они были пережиты. Поэтому как часто людям, перенесшим сильные потрясения, советуют «переменить обстановку», иначе даже мелочь способна оживить следы аффекта.
Эмоциональные настроения не обладают такой силой, как аффекты, но могут продолжаться дольше. Они связаны с высшими потребностями человека и сигнализируют об отношении явлений действительности к высшим потребностям. В отличие от аффектов они относятся не только к настоящему, но и к будущему и способны регулировать еще не совершенные человеком поступки.
Самыми сложными эмоциональными процессами, свойственными только человеку, являются чувства. Они всегда направлены на определенный предмет. Не может быть любви или ненависти вообще, это обязательно любовь или ненависть к кому-то или чему-то.
Чувства отличаются от других эмоциональных процессов прежде всего своей устойчивостью; именно они делают наше отношение к жизни постоянным, и им, следовательно, принадлежит важнейшая регулирующая роль в нашем поведении. Эмоциональные настроения, аффекты возникают и относительно быстро исчезают; чувства могут сохраняться длительное время . Они могут вступать в конфликт с эмоциональными настроениями и всегда побеждают. Если нас огорчает любимый человек, мы некоторое время сердимся на него, переживаем отрицательную эмоцию, но при этом наше устойчивое отношение к нему сохраняется. Легче всего понять суть такого конфликта на следующем примере: самая любящая мать может возмутиться поступком своего ребенка, но даже и тогда она продолжает любить его.
В этом примере любовь выступает как чувство, устойчивое отношение.
Именно устойчивые, глубокие чувства делают человеческую жизнь содержательной, помогают добиться самых высоких целей.
4. Невроз страха
Знали ли вы когда-нибудь людей, которые боялись высоты или закрытых пространств? Есть люди, которые боятся толпы или боятся, что до них дотронутся другие. Есть название такому поведению – «реакция невроза страха», и мы говорим, что у такого человека невроз страха, или фобия.
Что-то не в порядке у таких людей? Они больны? Нет, но они страдают неким нервным расстройством. Что-то сильно напугало или расстроило их в прошлом. Такие люди стремятся бороться с этим расстройством (его можно назвать «эмоциональной болью» так же, как мы стараемся избавиться от физической боли.
Все мы реагируем на эмоциональные расстройства: плачем, краснеем, покрываемся потом. Но некоторые люди, которые чувствуют эти эмоциональные стрессы более сильно и чья сила сопротивления слабее, реагируют на эти стрессы необычным образом. Такая реакция называется невротической. Она может развиться в фобию, в невроз страха, проявляющийся в боязни определенных вещей: высоты или замкнутых пространств. Интересно, что фобия возникает по поводу обстоятельств, которых достаточно легко избежать. Действительно, никто же не заставляет людей взбираться на высокие места или оставаться одним в закрытых помещениях . И чем больше он их избегает, тем лучше он себя чувствует.
Но почему же у отдельных людей, например, появляется боязнь высоты? Дело в том, что такой человек боится чего-то еще или был напуган чем-то, когда был ребенком. Это может быть отец, которого он любил и боялся одновременно, но даже не хотел допустить мысли, что боится отца. Поэтому возник страх высоты, которая ассоциировалась с образом отца. Все это кажется очень трудным, не так ли? Но живой человек и его поведение – это очень сложный вопрос!
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

СИМПАТИЯ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ .

Введение
1. Что такое симпатия?
2. Влияние симпатии на развитие взаимоотношений между
мужчиной и женщиной.
Заключение
Список литературы.

Введение
На протяжении последних веков чего только не понималось под симпатией. Какие только функции ей не приписывались. В 18-19 вв. понятие симпатии имело довольно широкое значение. Юм, развивая идеи Спинозы, писал: “Симпатия, это главный источник моральных различий между людьми”. Данным философом написано много об огромной естественной силе симпатии, и он доказывает, что разумное проявление этого чувства необходимо для счастья самого человека и для существования целого общества. Он выводит их симпатии всю силу нравственного чувства. “Симпатия, – говорит он, – составляет чрезмерно могучий принцип человеческой природы; из нее вытекают наши нравственные чувства”.
С точки зрения А. Сутерланда, интерпретирующего мысль профессора Седжвика, “нравственное поведение, основанное на удовольствии, вызываемом удовлетворенной симпатией, стоит на вполне твердой почве” . Если один человек спасает другого, вытащив его из холодной воды, то тогда “симпатия вовсе не необходимо приятная эмоция, хотя в большинстве случаев она доставляет удовольствие; мы поступаем согласно симпатии не для того, чтобы доставить себе удовольствие, а повинуясь настоятельному инстинкту, унаследованному нами от наших предков, так как, если бы они не имели его, то не могли бы поддерживать своего существования” .
И вообще, моральное поведение то, которое руководствуется разумной симпатией. Симпатией Сутерланд называл “естественную способность радоваться радостями и страдать страданиями других. Симпатия разумна, когда в конечном результате она не жертвует большим счастьем других ради их меньшего, но более непосредственного счастья” .
Мать может сочувствовать своему ребенку, когда ему приходится принимать неприятное лекарство; однако, если ее симпатия разумна, она не будет стремиться к ее непосредственному удовлетворению в ущерб здоровью ребенка.
Симпатия 100 лет назад была отнесена к альтруистическим и социальным чувствам, которые надо воспитывать в ребенке с колыбели.
“Сыновняя привязанность, дружба, наконец – любовь, – вот три основных формы проявления социальных симпатий, которые наблюдаются у ребенка и нуждаются в регулировании,” – отмечал Б. Перэ .
Каковы наши представления о симпатии в наше время мы узнаем из последующего повествования.

1. Что такое симпатия?
Какие факторы способствуют возникновению привязанности и любви? Начнем с тех, которые создают почву для зарождения интимного влечения: близость, физическая привлекательность, сходство и чувство, что мы нравимся.
В своем фундаментальном труде “Социальная психология” Д. Майерс, как правило, избегает понятия “симпатия”, заменяя его на “приязнь”. Четкого определения автор не дает.
Почему же одни люди нам кажутся привлекательнее других. Благодаря каким факторам зарождаются и крепнут чувства приязни и любви у большинства людей. Начнем с тех, которые позволяют дружбе зародиться, а затем рассмотрим те, которые поддерживают и углубляют отношения.
Близость. Одним из наиболее верных показателей того, дружат ли двое людей, – это их явная близость. Близость: географическое соседство. Близость (более точно – “функциональная дистанция”) предполагает возникновение чувства приязни. Близость также может рождать враждебность; большинство насилий и убийств происходит в кругу людей, живущих под одной крышей. Но гораздо чаще близость способствует приязни. Социологи обнаружили, что большинство людей вступают в брак с теми, кто живет по соседству, работает в той же фирме и хотя бы в той же профессиональной сфере или в школьные годы учился в одном классе .
Взаимодействие. В действительности не географическое расстояние является критическим, а “функциональная дистанция” – то есть то, насколько часто люди сталкиваются в повседневной жизни. Мы часто находим друзей среди тех, кто пользуется теми же проходными, участками для парковки и местами отдыха. Коллеги, которые случайно оказались соседями по кабинету и, разумеется, обречены на постоянное взаимодействие, гораздо чаще становятся приятелями, а не врагами. Подобное взаимодействие дает людям возможность обнаруживать в другом свои черты, чувствовать взаимную приязнь и воспринимать друг друга как сочленов некоего социального союза.
Романтическая любовь часто больше похожа на импринтинг (эффект, выявленный в знаменитых опытах с утятами). При постоянном нахождении кого-то в нашем поле зрения наша страстная любовь может закрепиться почти на любом человеке, имеющем хотя бы отдаленное сходство с нами и отвечающем на наши чувства .
Почему же близость рождает приязнь? Один из факторов – взаимная досягаемость; ведь очевидно, что гораздо меньше шансов познакомиться с кем-либо, кто ходит в другую школу или живет в другом городе. Большинство людей любит своих соседей по комнате или соседей за первой ближайшей дверью больше, чем соседей за второй дверью . Так почему же тогда соседство порождает любовь чаще, чем ненависть?

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.