Развитие речи в дошкольном возрасте


В дошкольном возрасте начинается развитие понятий.  Развитие понятий идет параллельно с развитием процессов мышления и речи и стимулируется тогда, когда они начинают соединяться друг с другом. В дошкольном детстве (3-7 лет) речь ребенка становится более связной и приобретает форму диалога. Ситуативность речи, характерная для детей раннего возраста, здесь уступает место контекстной речи, понимание которой слушающим не требует соотнесения высказывания с ситуацией. У дошкольника появляется и развивается более сложная, самостоятельная форма речи – развернутое монологическое высказывание. Отмечается развитие речи “про себя” и внутренней речи.
Появляется эгоцентрическая речь. Вначале эта речь обслуживает автономную деятельность ребенка по решению практических задач в наглядно-действенном или наглядно-образном плане, органически вплетаясь в процесс деятельности на всем его протяжении. Эта речь во внешней, словесной форме фиксирует результат деятельности, способствует сосредоточению и сохранению внимания ребенка на отдельных ее моментах и служит средством управления кратковременной и оперативной памятью. Затем постепенно эгоцентрические речевые высказывания ребенка переносятся на начало деятельности и приобретают функцию планирования. Когда же этап планирования становится внутренним (это обычно происходит к концу дошкольного детства), эгоцентрическая речь постепенно исчезает и замещается внутренней речью.
В то время, когда появляется эгоцентрическая речь, ребенок по уровню своего интеллектуального развития еще не способен к усвоению правил речевого поведения в диалоге, доступных любому взрослому. У дошкольников 4-5 лет еще нет способности осуществлять “рефлексию в коммуникации” и децентрализовать свою позицию, т.е. расширить познавательную перспективу до границ понимания и учета позиции другого человека в диалоговом общении. Ребенок этого возраста не имеет еще навыков пользоваться прагматикой, им усвоены лишь верхние пласты социализированной речи – грамматика и лексика.
Пользуясь речью и зная многие слова, ребенок еще долгое время не осознает слова как слова, что-то обозначающие, но существующие отдельно как системы символов. Многие младшие дошкольники и дети среднего дошкольного возраста не способны назвать и пересчитать сколько слов в предложении, называя только существительные, не замечая глаголов, прилагательных и других частей речи. С понятием “слово” они нередко идентифицируют целое предложение, что, по-видимому, свидетельствует о том, что слово для них целая мысль. Если иметь ввиду, что для многих детей раннего и дошкольного возраста в одном слове действительно часто выражено то, что взрослый человек с развитой речью обычно передает в целом предложении, а иногда и при помощи нескольких связных предложений, то становится понятной такая особенность суждений детей данного возраста.
Следующий шаг в осознании и расчленении детьми речевого потока связан с выделением в предложении субъекта и предиката со всеми относящимися к ним словами и нерасчлененным восприятием того, что находится внутри их.
Далее дети начинают постепенно выделять остальные члены предложения и части речи, кроме союзов и предлогов, и, наконец, многие из них к концу дошкольного детства оказываются в состоянии выделить и назвать все части речи и члены предложения.
К 4-5 годам дети овладевают правилами грамматики родного языка без особых затруднений и без специального обучения. К 6 годам лексикон ребенка состоит примерно из 14 000 слов. Он уже владеет словоизменением, образованием времен, правилами составления предложений. Речь 4-летнего ребенка уже включает сложные предложения.
Появляются первые развернутые формы диалогичекой речи. Беседуя, дети адресуют друг другу свои высказывания. Между 3-5 годами возрастает частота правильных ответов на специальные вопросы. Слова “этот”, “тот”, “там” дети начинают употреблять еще на втором году жизни. Однако полное понимание этих слов приходит к ним лишь через несколько лет. Дошкольники с трудом понимают разницу между словами “этот” и “тот”, если отсутствует постоянная точка отсчета. Многие в семь лет так же не различают этих слов, если их собственное положение в пространстве не совпадает с положением говорящего.
В 4-5 лет язык становится для самого ребенка предметом анализа, он пытается понять его, говорить о нем. Дети старшего дошкольного возраста отличают настоящие слова, имеющиеся в языке, от придуманных, искуственно созданных слов. Дети, которым меньше 7 лет, обычно считают, что у слова есть только одно значение, и не видят ничего смешного в шутках, основанных на игре слов. Лишь с 11-12 лет они способны понимать шутки, базирующиеся на неоднозначности грамматических структур или различных смысловых интерпретациях.
Описанные процессы и результаты развития речи у детей дошкольного возраста не есть нечто неизменное. Они существенно меняются в зависимости от социокультурного уровня населения страны, от географической местности, от исторической эпохи, от многих других условий.
В качестве общих закономерностей развития речи ребенка в дошкольном возрасте можно выделить следующие:
- появление слова как компонента ситуации, рядоположенного другим ее свойствам. Здесь нельзя еще говорить о формировании семиотической функции;
- отделение слова от ситуации, начало его функционирования по законам, присущим знаково-символическим системам. Объективное возникновение и развитие семиотической функции с сохранением ориентировки на предметное содержание слова (символическая функция);
- возникновение рефлексии на разделение планов, которая в дальнейшем распространяется на все другие компоненты знаковой ситуации, составляющие семиотическую функцию.

2. Развитие речи шестилетнего ребенка.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В процессе разыгрывания ситуаций и ролей владение функциями и формами речи становится для него очень важным. При этом физическая сторона речевой действительности отходит на задний план, заслоняется задачей усвоения многообразных функций речи и форм их выражения. Акцент перемещается на семантическую (смысловую) сторону речи.
Значительное расширение круга общения ребенка к 6 годам ведет к развитию его свободной речи. К моменту поступления в школу он практически овладевает всеми сторонами родного языка: словарем, звуковым составом, грамматическим строем.
Согласно исследованию В. Логиновой, уже в словаре трехлетнего современного ребенка насчитывается 1200 слов, активный словарь шестилетнего возрастает в 3 раза.
Однако части речи в словаре детей шестилетнего возраста представлены неодинаково. По данным Л.А. Калмыковой, существительные составляют 38% всех частей речи, глаголы – 32%, местоимения – 10%, наречия – 7% и лишь 2% – прилагательные.
В числе характерных особенностей речи детей, поступающих в школу, отмечают ее глагольность. Наиболее часто ими используются глаголы, связанные с движением (ходит, бегает, прыгает, едет) и деятельностью (рисует, лепит).
Овладение понятиями и их значениями позволяет шестилетнему ребенку применять обобщение в речи и развивает его мышление.
Достаточно развитой к 6 годам является и грамматическая сторона речи ребенка. Дети овладевают системой морфологических средств оформления грамматических категорий , усваивают типы склонений и спряжений, традиционные формы чередования звуков, способы словоизменения и словообразования, учатся строить более сложные предложения.
В этом возрасте (и даже чуть раньше) дети уже подмечают значения, носителями которых в составе слова являются те или иные грамматические элементы (морфемы) В основе этого явления лежит ориентировка ребенка на звуковую форму слова, на звучание грамматических форм. Однако выделить эти морфемы из слова дети затрудняются, а иногда и не могут. К 6 годам у детей уже сложилась первичная, неполная абстракция, доступная им без специального обучения. Специалисты отмечают чуткость детей к языковым явлениям, которая проявляется в их способности понимать и употреблять новые слова, их формы и сочетания по аналогии с ранее усвоенными словами, формами и их сочетаниями. Работающему с шестилетками важно использовать это “чутье языка”, не дать ему “притупиться” в ходе овладения родным языком.
К 6 годам совершенствуется и синтаксическая сторона речи ребенка. Если еще в среднем дошкольном возрасте в речи преобладают простые предложения, то в 5-6 лет возрастает количество распространенных предложений с однородными членами, увеличивается объем простых и сложных предложений. Поступая в первый класс, дети уже владеют, как правило, почти всеми союзами и приставками. По данным Л.А. Калмыковой, 55% их речевых высказываний составляют простые предложения, примерно 45% – сложные (из них сложносочиненные с союзами, а, и, но – 21%, сложносочиненные с подчинительными союзами что, когда, потому что, чтобы, где – 19%, бессоюзные – 5%). Значительно увеличивается в 6-7 лет количество обобщающих слов и рост придаточных предложений, что свидетельствует о развитии у детей словесно-логического мышления.
Уровень овладения шестилетним ребенком грамматикой относительно высок, но поскольку русский язык имеет сложную систему грамматических правил и множество исключений из них, многочисленные случаи переноса ударения, то ребенок все же допускает еще ошибки.
На шестом году своей жизни ребенок переживает новый этап в овладении грамматикой родного языка. До поступления в школу ребенок усваивал правила грамматики практически. Здесь же он должен усвоить грамматику начиная с ее основных правил и понятий (о составе слова, предложения и т.п.). Это предполагает осознанное отношение к речи, к ее словарному составу, грамматическому строю. Способен ли шестилетний ребенок к этому?
Учителям, уже имеющим опыт работы с шестилетними, хорошо известно, что даже дети, достигшие высокого уровня практического использования речи, затрудняются, если перед ними ставится задача сделать слово и словесные отношения предметом своего сознания. Есть ли средства для преодоления этого рода трудностей?
Действительность речи осознается очень смутно и слабо дифференцируется в том случае, если перед ребенком ставится задача вычленения слов из предложения, но не организуется ориентировка на существенные признаки слова. В то же время С.Н. Карповой доказана принципиальная возможность формирования у детей шестилетнего возраста умения вычленять из речи слова всех категорий на основе даваемых им в доступной форме критериев слова: 1) слово представляет собой звуковую совокупность, 2) слово всегда имеет определенное значение.
Вместе с тем, понятийных критериев речи при обучении детей элементарному членению речи на слова можно избежать. Для этого слову дается не словесное определение, а остенсивное – путем наглядного показа, демонстрации, примеров его использования.
Специалисты в области обучения грамоте рекомендуют с этой целью широкое использование упражнений и игр, в которых бы особое внимание обращалось на слово “слово”.
Когда ребятам зачитывается стихотворение Е. Серовой “Подскажи словечко”, то они “подсказывают”. В другом случае им читается стихотворение, но не до конца, и дается задание – придумать, как закончить стихотворение.
Такого рода упражнения приводят к тому, что дети на основе остенсивных определений усваивают элементарное, пока еще очень приблизительное значение слова “слово”. Однако даже это уже облегчает педагогу проведение словарной работы, так как упрощает “деловое общение” с детьми, повышает действенность методических приемов, позволяет более точно формулировать задания, направленные на ознакомление дошкольников с речью, как языковой действительностью, со словом как единицей речи.
В исследовании Г.П. Беляковой остенсивное определение слова осуществлялось с помощью специально разработанного моделирования словесного состава предложения. Детям предлагалась игра “Живые слова”. Вызванные учителем дети “превращались” в слова – играли роли слов (“Ты будешь словом “самолет”, а ты “летит” и т.д.). Из таких “слов” составляли предложения, слова “меняются местами – переходят из одного предложения в другое”. Такое моделирование направляет внимание детей непосредственно на речевую действительность, отделяя ее от предметной действительности. Оно позволяет ребенку выделить главные всеобщие свойства речи – последовательность речевых единиц (линейность) и членораздельность (дискретность). Этот метод следует широко применять в работе с шестилетними, так как он отвечает их возрастным особенностям.
Что характерно для звуковой стороны речи шестилетнего ребенка? Насколько овладел он к этому возрасту правильным произношением? Как развит его фонетический слух?
Развитие голосового аппарата шестилетнего ребенка дает ему возможности правильно произносить все звуки родного языка. Но в классе встречаются дети с дефектами речи, не произносящие отдельные звуки, например Л, Р, Ш, Ж и т.д. Причина – в недостаточной подвижности мускулатуры артикуляционного аппарата, неправильном произношении членов семьи. Педагог, обнаружив дефекты в речи детей , должен сразу направить их к логопеду. Не следует это оттягивать. Ведь неправильное произношение будет затруднять ребенку и овладение грамотой.
Хотя основная группа детей шести лет верно произносят все фонемы, все же работать в области звуковой стороны речи в этом возрасте есть над чем. Разве всегда мы довольны тем, как дети читают стихи? Выразительностью их речи в повседневном общении с нами и с товарищами? Для повышения культуры речи детей, ее интонационной выразительности, темпа, ритма педагоги с успехом используют скороговорки, потешки, пословицы, чтение по ролям, драматизации, слушание сказок, стихов в исполнении мастеров слова. И все же ничто не заменит богатой, выразительной речи самого педагога. Ведь она своего рода эталон для ребенка.
Особое значение в шестилетнем возрасте приобретает развитие фонематического слуха – способности воспринимать на слух звуки речи, различать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. К 6 годам на основе формирования тонких и дифференцированных звуковых образов слов и отдельных звуков ребенок начинает осваивать нормы произношения, заботиться о его правильности.
В 6 лет перед поступившим в школу ребенком встает новая задача – задача звукового анализа слова. Положительные результаты дает здесь использование метода поэтапного формирования умственных действий, предложенного известным советским психологом П.Я. Гальпериным.
Согласно этому подходу интеллектуальное действие в ходе своего формирования проходит ряд этапов, в ходе которых принимает обобщенный и сокращенный вид.
Не так уж просто шестилетнему ребенку сразу в уме определить, сколько звуков в слове “рак”, “щука”, “морж”. Нелегко разобраться в том, почему квадратики, нарисованные под картинкой в “Букваре”, означают “мак”, “аист”. Их рассматривание быстро надоедает. Нельзя ли здесь помочь ребенку?
Ведь можно обучение проводить так: на первом этапе дать ребенку карточку с изображением предмета, под рисунком – схему звукового состава названия этого предмета. В схеме должно быть столько точек, сколько звуков в слове. Кроме карточки, пусть ребенок получит и фишки. Далее ребенок, последовательно вычленяя с помощью педагога один звук за другим, ставит фишки в первую, вторую и т.д. клеточки схемы, пока не проанализирует все слово и не заполнит соответственно все клетки. Так анализировать звуковой состав ему значительно легче. На следующих этапах будем постепенно убирать сначала схему звукового анализа (конечно, так выполнить задание труднее, но легче, чем в умственном плане) и, наконец, уберем фишки. В ходе такого обучения максимально материализованное практическое действие становится свернутым, интериоризованным, умственным. Ребенок постепенно переходит от громкого проговаривания слова к его прошептыванию и, наконец, к действию в уме.
Исследование, проведенное Л.Е. Журовой под руководством Д.Б. Эльконина, показало, что при таком методе формирование звукового анализа слова проходит значительно успешнее, чем при обычном способе обучения. При этом у детей скорее развивается фонематический слух – важнейшая основа при обучении грамоте.
К концу обучения дети усваивают звуковой анализ слова любой сложности в умственном плане. Дети научаются различать гласные, твердые и мягкие звуки, находить ударение и переносить его с одного гласного звука на другой, усваивают их различительные свойства.
Важнейшая функция речи – функция общения. Шестилетний ребенок, общаясь со взрослыми и сверстниками, применяет ситуативную, контекстную, объяснительную формы речи.
Ситуативная речь, характеризующаяся свернутостью, недосказанностью, жестко связана с конкретной ситуацией и наиболее типична для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Но и шестилетний ребенок прибегает к ней. Однако в целом ситуативная речь к 6 годам свертывается, уступая место контекстной речи, сообщению о ситуациях и явлениях, которых нет в данный момент. ЕЕ развитие вызвано расширением кругозора ребенка, его самостоятельности, развитием потребности быть понятым вне зависимости от ситуации. Чтобы быть понятым людьми, которые не были в той ситуации, о которой ребенок хочет рассказать, его речь должна быть связной, развернутой, логичной. Отличительная ее черта – произвольность.
Вместе с тем, контекстная речь к 6 годам не вытесняет полностью ситуативную. Ребенок прибегает то к одной, то к другой форме речи, в зависимости от характера общения, его содержания. Когда речь идет о быте, он обычно прибегает к ситуативной речи, но при пересказе, например, прочитанного ему рассказа спонтанность речи снижается.
К 6 годам формируется и такая форма речи, как объяснительная (рассуждение, объяснение способа действия, констатация, обдумывание плана предстоящей деятельности). Здесь уже требуется точная лексика, описывающая свойства и качества предметов, указывающая на время и место происходящих или минувших событий. Этот вид речи отличается от простого рассказа, так как не допускает произвольного изложения содержания, требует определенной последовательности соподчиненных звеньев. Этот вид речи достаточно сложен, и его развитие к 6 годам еще не завершается.
Наряду с функцией общения речь шестилетнего ребенка выполняет и планирующую функцию. Ее берет на себя внутренняя речь, появление которой относят к пяти-шестилетнему возрасту.
Усвоение грамоты в первом классе осуществляется на основе принципов, разработанных Д.Б. Элькониным. Обучение грамоте включает в себя обучение первоначальному чтению, письму, работу по развитию речи.
Чтение рассматривается Д.Б. Элькониным как процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической модели. В процессе обучения чтению ребенок должен пройти три взаимосвязанных этапа:
I. Формирование звукового анализа слов и общей ориентировки в звуковой системе языка.
II. Основание системы гласных фонем, их обозначение буквами и формирование ориентации на гласные буквы и фонемы.
III. Освоение системы согласных фонем, их обозначение буквами и формирование механизма чтения.
Как воплотить эту систему в работе с шестилетними? Учителю, много лет проработавшему в начальной школе, может показаться, что проблем здесь нет. Но это только на первый взгляд, до первой встречи с шестилетними детьми. Всего год отличает их от прежних первоклассников, но успешно используемые обычно методы здесь, с шестилетними, часто не работают.
Специфические формы и методы обучения грамоте шестилетних детей на основе метода Д.Б. Эльконина разработаны Л.Е. Журовой. Особое внимание в них обращается не на достижение планового чтения, а на овладение детьми звуковой стороны слова, их свободное ориентирование в словесном составе предложений.
В методике Л.Е. Журовой учитель найдет способ обучения шестилетних детей слоговому чтению. В настоящее время углубленно изучается механизм перехода от чтения целым словом к чтению предложением и разрабатывается методика овладения им. Так, Н.С. Старжинской выделены следующие ступени овладения начальным связным чтением:
1) выработка внимания к грамматическим признакам читаемых слов и их роли в связи слов в предложении;
2) слитное чтение слова, редуцирование безударных гласных;
3) слитное чтение фонетического слова (знаменательного слова с примыкающими служебными или частицами и редуцирование последних);
4) формирование умения читать предложения с ударением в каждом слове;
5) объединение знаменательных (фонетических) слов в словосочетания, считывание их без двойного прочитывания;
6) актуальное членение считываемого предложения и его последующее выразительное связное чтение.
Первые пять ступеней служат формированию у детей умения слитного чтения слова и плавного чтения предложения. Шестая ступень – выработке смыслового анализа предложения. В совокупности эти умения составляют связное сознательное чтение.
В исследовании Н.С. Воронцовой были выявлены оптимальные сроки обучения грамоте. Установлено, что дети дошкольного возраста обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте: дети 5 лет особенно восприимчивы к звуковой стороне речи, шестилетние дети – к чтению. Итак, педагогам и родителям важно не упустить оптимальный срок обучения звуковому анализу – 5 лет, для обучения чтению наиболее благоприятный (сензитивный) период – 6 лет.

Как мы видим, проблема освоения речи ребенком старшего дошкольного возраста является очень важной и злободневной.
Главная функция речи у человека все же состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков.
От того насколько внимательно родители, воспитатели и психологи детского сада будут относиться к развитию речи детей в конце дошкольного возраста, зависит успешность их дальнейшего обучения в школе.

Наиболе часто дошкольниками используются глаголы, связанные с движением (ходит, прыгает, едет) и деятельностью (рисует, лепит).
***
Не на шутку рассердившись:
- Мне с таким папой вредно ходить в поликлинику.
***
- Отойди своей попой, – просит ребенок посторониться папу.
***
Мечтая о каникулах у бабушки:
- Когда я поеду к бабушке, то буду пить тридцать капель молока вечером и тридцать капель утром.

В сочетании со словотворчеством:
***
- Папа, послушай, что там часы гудякают? Там железо стучит? – приложив будильник к моему уху.
***
По поводу сборов в сад спрашивает у бабушки:
- Мы сегодня будем шашлыки стряпать?
***
Висит на папе, держась за его шею руками. Руки разжимаются, сын спрыгивает на пол:
- Я с тебя сталкался.
***
Торопливо пытается натянуть носки, но получается плохо:
- А-а, они не вставляются.
***
С мученической гримасой о приеме таблетки:
- Проглотил стошнилку.
***
В конце фильма с Сигалом:
- Осталось убить убивцев.
***
Печально посмотрев на папу за компьютером и на маму за газетой, со вздохом произнес:
- Не с кем мне с вами играть.
***
Маленький шантаж родителей в магазине с работающим кондиционером:
- Купите мне мороженку, а то я заветерею. Простыну и заболею.
***
Приглашение папе сразиться в шашки:
- Пойдем играть. Я буду дамкой.
***
Папа на кухне запнулся о мусорное ведро. Предательски зазвенели бутылки из-под пива, стоящие рядом. Сын со знанием дела констатировал:
- Навсячил!
(Хотел, наверно, сказать “насвинячил”).

Профессиональное восприятие и наблюдение, психологическая оценка обстановки

Восприятие: 1) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляется также термин «образ восприятия»); 2) процесс формирования этого образа (употребляются также термины «перцепция», «перцептивный процесс»).
Как образ восприятие есть непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его ощущаемых свойств, в его объективной целостности. Это отличает восприятие от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы.
В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте восприятия, различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное. Важную роль во всех видах восприятия играют двигательные (кинестезические) ощущения, хотя последние и не всегда отчетливо осознаются человеком.
Восприятие зависит от прошлого опыта, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, психических состояний и индивидуальных особенностей человека (потребностей, склонностей, интересов, мотивов, эмоционального состояния.
Восприятие может быть преднамеренным и непреднамеренным. Первое в отличие от второго связано с постановкой определенной задачи; оно характеризуется целенаправленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае восприятие как познавательная перцептивная деятельность (наблюдение). Непреднамеренное восприятие выступает как компонент какой-либо другой деятельности. Преднамеренное восприятие более эффективно, чем непреднамеренное.
В поведении и деятельности человека восприятие является необходимым условием ориентировки в окружающей среде. Перцептивный образ выполняет функцию регулятора действий. Вместе с тем деятельность является основным условием развития восприятия. Что и как воспринимает человек, зависит от того, что и как он делает. В практической деятельности восприятие становится активным, целенаправленным процессом познания действительности.
Есть восприятие времени, пространства, сложных звуков, устной речи, человека человеком.
Наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Наблюдение, как специфический человеческий акт принципиально отличается от различных форм восприятия животных. Исторически наблюдение развивается как составная часть трудовой операции, включающей в себя установление соответствия продуктов труда его запланированному идеальному образу.
В зависимости от положения наблюдателя различают простое (или обычное) наблюдение, когда события регистрируются со стороны, и соучаствующее (или включенное) наблюдение, когда исследователь включается в определенную социальную ситуацию и анализирует события как бы «изнутри».
Примеры. «И посочувствуют слегка, погибшему, но издалека» (Высоцкий В.В.) – простое наблюдение.
Миткова Т. вчера (7 апреля) на НТВ сообщает в вечерних новостях о количестве погибших при обстреле Багдада и тут же мило дежурно улыбается, заканчивая программу.
Познер В.В. в программе «Времена» пытается вникнуть в суть проблемы.
В психологии изучению подвергается сам процесс наблюдения. Установлено, что качество наблюдения обусловлено в основном отношением к заданию и глубиной его осознания. Одним из психологических методов является самонаблюдение – частный случай наблюдения. Для развития наблюдательности как качества личности необходима определенная направленность.
Наблюдение относится к числу наиболее доступных методов изучения личности в условиях ИУ.
Упражнения
1. Если вы проводите занятие в классе с доской, то нарисуйте заранее на доске мелом и закройте от глаз слушателей несколько геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, ромб, овал) с цифрами по середине. (При отсутствии доски используйте подготовленные карточки).
Инструкция такова:
- Сейчас я покажу на секунду рисунок, в котором будет несколько цифр. Посмотрите на них внимательно, а когда я уберу их – сложите числа и сумму запишите.
Потом на секунду покажите рисунок.
Когда сумма будет записана, спросите у испытуемых: на каких фигурах какие цифры были записаны. Большинство может ответить: «Я не обратил внимания», «Я не заметил». С точки зрения психолога, ситуация ясна: на хватило объема внимания одновременно заметить и числа и фигуры .
2. Инструкция:
- Разберитесь по парам. В течение минуты посмотрите внимательно друг на друга.
- Посмотрели. Теперь каждый по очереди поворачивается спиной к партнеру и рассказывает о своих наблюдениях.
Пример .
Мне вспоминается, как во время войны, когда я одно время воевал в разведке, нас, неопытных новичков, учили наблюдательности и внимательности. Посадят человек 5-6 в машину и гонят ее по дороге на приличной скорости. Вдруг команда: стой! И сразу вопросы: что заметили справа, слева; сколько столбиков у перил мостика через ручей; какой толщины сосна у дороги, где развилка; какая глубина колеи; сколько окон у сторожки, которую видели, а на каком она километре от поворота?. С первого захода было у всех нас много ошибок, пропусков существенного, путаницы. Со второго захода, точнее заезда, – меньше, с третьего – еще меньше. К вечеру, после того как погоняют раз 10, а то и 20 и на машине, и пешком – то шагом, то бегом, – «ворон уже больше не ловили», запоминали почти все и почти как надо. И эта привычка еще долго сохранялась – запоминать все встречающееся тебе на пути, все окружающее тебя, где бы ты ни находился…

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ К.

Довольно скрытен, мало откровенен, может скрывать дефекты своего характера, наличие проблем и конфликтов. Может делать вид, что проблемы коллектива его волнуют, стремясь произвести приятное впечатление. Улыбается, вежлив, обходителен с женщинами. Внутренне равнодушен. В сотрудничестве с другими работает хорошо. Недостаточное понимание себя, низкая адаптация. Возможен психопатологический вариант дезадаптации. Может впадать в ажитированную тревогу. Иногда трясутся руки.
Эгоцентричен, обидчив. Противоречив – то эмоционально сдержан, то может не контролировать свое поведение. Контроль своего поведения дается с помощью большого напряжения, что может приводить к заболеваниям соматического характера.
Коррекция поведения возможна через авторитетного лидера или мнение значимой для него группы с учетом таких личностных черт, как повышенное тщеславие и неустойчивость интересов. Нуждается в уважении, как личности.
Нет склонности к серьезному углублению в сложные проблемы. Может преобладать беспечность. Может проявлять избыточную, но не всегда целенаправленную активность. Не терпит однообразия. За последние 4 года после окончания военного училища сменил несколько должностей. Год не служил. Скорее всего, пребывание в Чечне отрицательно сказалось на психике.
Процесс взросления затянулся – после армии пошел в училище. Закончил его в 25 лет. Из-за этих моментов и не складывается личная жизнь.
Демонстративен. Формальные рамки на данный момент переносит плохо. Пристрастие к забавам и приключениям, игре. Противоречивое сочетание повышенного чувства собственного достоинства и болезненного самолюбия с подвластностью влиянию среды. Самооценка необоснованно завышенная, но неустойчивая. Повышает самооценку за счет общения с противоположным полом на много младше себя по возрасту. Возможно, к жуликам относится нетерпимо из-за того, что считает, что достоин лучшей участи, чем ездить на вагоне.
Склонен к злоупотреблению алкоголем. Меры не знает.
Рекомендации. Желательно перевести на должность не связанную с несением службы с оружием.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ Ш.

Настроение приподнятое. В ответ на противодействие у него легко вспыхивает и так же легко угасает гневливая реакция. Успех вызывает повышенный объем эмоций, эйфорию.
Нет желания углубляться в сложные проблемы. Любимый девиз: «Вперед, и будь, что будет». Завышенная самооценка при наличии среднего уровня интеллекта. Принимает решения легко. Отсутствие особой разборчивости в контактах. Бесцеремонность поведения. Снисходительное отношение к своим промахам и недостаткам. Остатки юношеского инфантилизма.
Проявляет избыточную, но не всегда целенаправленную активность.
Может подражать авторитетной, в его глазах, лидирующей личности, например Ж. Для управления им необходим только авторитетный лидер.
Пресыщение однообразностью, тенденция к перемене места и вида деятельности. Стремление к новизне. За последние 19 лет, исключая службу в армии, сменил около 8 мест работы. В среднем более 2 лет нигде не задерживался. Дольше всего занимался индивидуальной трудовой деятельностью – около 4 лет.
Импульсивен, довольно азартен. Ищет выход из сложной ситуации. Неисправимый оптимист. Хвастлив. Непринужден в выставлении напоказ своих характерологических особенностей. Иногда избыточно общителен до назойливости. Может проявлять необязательность. Есть стремление потворствовать своим ежеминутным потребностям, которые главенствуют над любыми поставленными на будущее целями и задачами. (Захотелось в данный момент пивка попить, и хоть трава не расти, хочу и все тут).
Может проявлять эгоцентризм, независимость. Противоречив: эмоционально устойчив, когда это ему необходимо. Бывает несдержан и раздражителен.
Невысокая чувствительность к воздействию среды. Малый отклик на проблемы коллектива. Может показывать негибкий стиль межличностного взаимодействия, отсутствие необходимой дипломатичности.
В целом ярко выраженных акцентуаций характера не выявлено.
Рекомендации. Может быть выдвинут на офицерскую должность с учетом обязательного прохождения ЦПД и стажировки в предполагаемой должности при наличии опытного, авторитетного наставника.

ХАРАКТЕРИСТИКА З.

З., 197… г.р., прошел обследование в ЦПД 04.03.03., рекомендован условно, отнесен к группе риска.
Трудно адаптируется к обыденным формам жизни, прозаическим аспектам быта. Прогнозировать его высказывания и поступки, сравнивая с привычными стереотипами, фактически бесполезно. Не достаточно сформирована рациональная платформа, базирующаяся на житейском опыте. Больше ориентируется на свой субъективизм и интуицию.
Ситуация, субъективно воспринимаемая им как стресс, вызывает состояние растерянности.
Стремится к избеганию любых формальных рамок, режимных видов труда.
Может проявляться внутренняя напряженность, тревожность, склонность к бесконечному, часто бесплодному, обдумыванию каких-либо проблем, чувство душевного дискомфорта, неуверенности, снижение общей продуктивности, повышенное чувство вины, комплекс неполноценности, заниженная самооценка.
Личность данного типа «оседает» лишь в той среде, где ее индивидуальность учитывается. Это важно для каждого человека, но для данного типа личности этот фактор приобретает особую значимость.
Лишенный возможности вписаться в предлагаемую ему обстоятельствами социальную нишу, он может оказаться непонятыми, чудаком, которого, не принимая всерьез , опасаются и избегают.
Возможна хроническая дезадаптация. Может уходить в фантазии и мечты.
Может быть ответственным, совестливым, обязательным, скромным, проявлять чувство сострадания и сопереживания.
Выраженная зависимость от объекта привязанности и любой сильной личности.
Нуждается в подбадривании, необходимо дать шанс, испытательный срок. Хотя влияние среды вне службы будет часто оказывать отрицательное воздействие на сотрудника.
Вывод. Следует дать понять сотруднику, что ему дается последний шанс подумать о своем поведении, попытаться начать нормальную жизнь. Если сотрудник не выдержит испытательного срока, то его следует перевести на службу не связанную с несением службы с оружием.

ХАРАКТЕРИСТИКА У.

У., 198… г.р., прошел тестирование ЦПД 28.02.03., рекомендован условно, отнесен к группе риска.
У сотрудника может проявляться повышенная импульсивность, инфантилизм (незрелость личности). Высок риск спонтанной активности, направленной на реализацию сиюминутных побуждений, вопреки здравому смыслу и интересам общества.
Характерны нетерпеливость, склонность к риску, высокий уровень притязаний. Поведение раскованно. Высказывания и действия часто опережают планомерную и последовательную продуманность поступков. Есть тенденция к противодействию внешнему давлению склонность опираться в основном на собственное мнение, а еще больше – на собственные сиюминутные побуждения.
В состоянии эмоциональной захваченности – преобладание эмоций гнева и восхищения, гордости и презрения – ярко выраженных, полярных по знаку эмоций, при этом контроль интеллекта не всегда играет ведущую роль. В личностно значимых ситуациях могут проявляться быстро угасающие вспышки конфликтности.
Может проявлять интерес к видам деятельности с выраженной активностью. Стремление к низкой подчиняемости и подчеркнутой независимости.
В стрессе проявляется решительность. Плохо переносит однообразие, монотонность нагоняет на них сонливость, стереотипный вид деятельности – скуку.
Может высказывать критические замечания, проявлять протест, агрессивность.
Возможен внутренний конфликт, противоречивость. Высокая поисковая активность и динамичность процессов возбуждения с одной стороны, и выраженная инертность и неустойчивость, с другой. Это проявляется в наличии противоречивого сочетания высокого уровня притязаний с неуверенностью в себе, высокой активности с быстрой истощаемостью. При неблагоприятных социальных условиях данная комбинация может служить почвой для алкоголизации, а также для развития некоторых психосоматических расстройств.
Может сохранить до старости ребячливость, непрактичность, непоследовательность. Склонность к хулиганским поступкам.
Нуждается в долговременной коррекции поведения, направленной на повышение уровня самоконтроля и самосознания.
Вывод. В соответствии с данными, полученными в результате тестирования и наблюдения сотрудника, нецелесообразно задействовать на службе, не связанной с ношением оружия.

Как бросить курить?

Подход первый

Один из главных шагов уже сделан: вы осознали необходимость покончить с табакокурением. Опираясь на этот мотив, становящийся целью, нужно прежде всего выяснить для себя следующее: являетесь ли вы «привычным» курильщиком или же страдаете зависимостью к табачным компонентом?
Для решения этого вопроса проанализируйте ваше курительное прошлое. Если вы уже пытались самостоятельно бросить курить и не курили несколько недель, а может, и месяцев; если вы выкуриваете не более пачки в день, а при занятости и на отдыхе вам хватает например 6-8 сигарет (количество не имеет значения, просто это число гораздо меньше вашей обычной дневной нормы); если вы не курите, находясь в больнице, санатории, и при этом не испытываете каких-либо физических или психологических тягот, дискомфорта; если не пробуждаетесь, чтобы «курнуть», – вы «привычный» курильщик. Или же имеете крайне легкую зависимость больше психологического характера .
Если же вы ни одного часа не можете обойтись без сигареты и поэтому избегаете посещения двухсерийных фильмов, длительных совещаний, полетов на самолетах; если вы запасаете блоки сигарет на «черные дни»; если не можете приступить к работе, не выкурив сигареты, а при оперативного запаса сигарет вас постоянно преследует мысль о курении – это зависимость.
Табачная зависимость наступает, когда вы не можете самостоятельно регулировать число выкуриваемых сигарет, когда испытываете абстиненцию – синдром отнятия наркотика с присущими ему головокружением, сухостью во рту, тахикардией, угнетенным настроением, повышенной внушаемостью. Вы знаете, что губите свое здоровье – и не можете бросить курить, причем стаж курения имеет небольшое значение. За вами тянется шлейф деструктивных ощущений: раздражительность, агрессия, беспокойство, тревога, неусидчивость, в общем – вы «не в своей тарелке»…Могут наступить галлюцинации.
Страдающий табачной зависимостью не всегда получает удовольствие от сигареты, он иногда курит автоматически, «не забывает» покурить ночью или натощак. «Привычный» же курильщик, увлекшись каким-либо делом, может забыть и не вспомнить о сигарете. Он больше курит: на работе, чем дома («за компанию», вовлекаясь в общение), в городе, чем на даче. Он может бросить курить «на спор». Поэтому «привычный» курильщик, приняв твердое решение, осознав вред от сигареты, может сам победить эту привязанность. Жевательная резинка, иглорефлексотерапия, полоскание рта отварами помогают в этом деле.
При средней и тяжелой степенях зависимости требуется терапевтическая помощь.
Всего в мире насчитывается более сотни способов лечения табачной зависимости. У нас в стране постоянно использовалось около 40.
Несколько рекомендаций желающим бросить курить:
1. Назначить себе дату, «день решения» (только не ранее чем через 2-3 недели), когда вы отважитесь бросить курить. Лучше приурочить эту дату к отпуску, празднику, дню рождения жены, сына.
2. Возьмите лист бумаги и запишите, почему вы решили бросить курить – хотите ли избавиться от морщин на лице, заняться спортом, покончить с кашлем, увеличить свою умственную работоспособность.
3. Обязательно увеличьте свою ежедневную физическую нагрузку. Прогулки 3-5 км, бег, бассейн, зарядка, закаливание организма через обтирание, душ, ванны, ходьбу босиком по земле.
4. Распишите на листе бумаги время курения только необходимых для вас сигарет на этот период: после завтрака, перед работой. Придерживайтесь этого графика, не забывая, что наш организм имеет «Биологические часы», и потихоньку снижайте нормы. Избавьтесь от «второстепенных» сигарет: за компанию, угощение…Научитесь твердо отказывать призывам друзей типа «давай закурим».
5. Не забывайте, что острое желание закурить держится лишь 3-5 минут. Отвлекитесь на это время. Позвоните другу, сделайте несколько двигательных упражнений, выпейте медленно стакан сока или холодной воды.
6. Желательно первые 2-3 месяца после прекращения курения не употреблять алкоголя и крепкого кофе, так как это вызывает концентрацию сахара в крови и потребность закурить.
И последнее напоминание. Если вам стало сниться курение или ухудшается настроение особенно по утрам, вы близки к срыву. Постарайтесь не изменить своего решения бросить сигарету.
Если эти условия выполняются на 100%, то и успех вам гарантирован.
Удачи вам!

Подход второй.

В литературе встречается много способов отказа от курения: постепенное уменьшение количества выкуренных сигарет, полоскание рта вяжущим раствором (15-20 капель раствора эвкалиптового масла на стакан воды при возникновении желания закурить, применение в течение 10 дней таблеток табекса (в состав которого входит алкалоид, цитизин, получаемый из семян ракитника и термопсиса), таблеток побесила (в состав этого препарата входит алкалоид лобелии, получаемый из растения семейства колокольчиковых) и другие методы. Однако такое большое количество методов говорит об их малой эффективности, иначе было бы достаточно одного надежного метода.
Все эти методы не могут быть достаточно эффективными без совместного применения психической регуляции. В этом случае человек сам ставит и глубоко осознает задачу: бросить курить. Тем более, что цель и приемы достижения цели (психическая регуляция), в конечном итоге, направлены на укрепление воли, а без мобилизации воли трудно избавиться от этой привычки. С курением рекомендуется заканчивать одномоментно, раз и навсегда. Формулы самовнушения, самоприказов применяются как в состоянии бодрствования, так и при аутогенном погружении.
При повторе словесных самовнушения следует вначале фиксировать свое внимание на отрицательных эмоциях, связанных с курением, вредным воздействием продуктов табакокурения на организм, потом на благотворное влияние на самочувствие и организм, а затем решительный отказ от курения вообще:
- Курение вредит моему здоровью!
- Табачный дым ухудшает мое настроение…
- Я обойдусь сегодня без курения!
- Мне совершенно не хочется курить.
- Настроение ровное, бодрое…
- Я сегодня выдержал.
- Я все сделаю, что задумал.
- Я рад, что бросил курить.
Формулы самовнушения рекомендуется произносить утром, пробудившись. Утром можно внушить себе отвращение к курению, которое рекомендуется заключить формулой: «Сегодня обойдусь без курения».
Днем, когда захочется курить, в формулы самовнушения, кроме внушения отвращения к курению, добавить самоприказы, тренирующие качества эмоций и воли. Вечером перед сном можно провести самовнушение отвращения к курению, улучшения своего здоровья и самочувствия без курения, а закончить формулой:
- Я сегодня выдержал.
- Я вполне могу сдерживать себя…
- Не буду курить и впредь!
Так следует внушать себе несколько дней, пока не пройдет сильное желание закурить. Следует помнить, что если попробовать закурить в период тренировок «воздержания», то указанное возродит «рефлекс табакокурения» и придется все начинать сначала.

ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА
(Голова, лицо, черты лица)

Так как мы в своей работе имеем дело преимущественно с сотрудниками – молодыми мужчинами 20-30 лет, то некоторые замечания К. Маховер по поводу этого возраста будут интересны коллегам относительно размера головы изображаемых фигур:
«Молодые люди, чья эмоциональная и социальная адаптация нарушена в результате серьезного нарушения способности чтения или других видов нарушений личностной адаптации, часто рисуют большую голову у изображаемой ими фигуры. Ассоциации, возникающие у испытуемого по поводу изображенной им фигуры, чаще всего являют собой вербальное подтверждение той значимости, которую данный молодой человек придает образованию и достижениям в интеллектуальной сфере, а также той фрустрации, от которой он страдает в этой области. Умственно неполноценные испытуемые часто рисуют большую голову по тем же причинам. Фрустрированные интеллектуальные стремления, естественно, не проявляются при ассоциировании по поводу рисунков умственно отсталых субъектов так открыто, как у людей с нормальным интеллектом и нарушением конкретных способностей. Параноидный, нарциссичный, интеллектуально высокомерный и тщеславный субъект может рисовать большую голову как выражение своего преувеличенного «эго». Другой тип испытуемых,…неадекватный мужчина, рисующий женскую фигуру, как правило отражающую образ матери, с головой намного большей, чем у мужской фигуры. При различном изображении мужской и женской фигур в рисунках такого типа пол, наделяемый большей по размерам головой, тот, которому приписывается более высокий интеллект и социальная значимость… Возможно, большая голова, которой зависимый мужчина наделяет изображаемую им женскую фигуру, отражает его эмоциональную фиксацию на поддерживающем его образе матери, подобно тому, как это происходит с нормальным ребенком в определенной фазе его развития…
Для испытуемых, рисующих голову в последнюю очередь, обычно характерны нарушения в межличностных отношениях. Лицо может быть расценено как социальная часть рисунка. Испытуемый, намеренно упускающий изображение черт лица, в то же времятщательно и нарочито агрессивно выделяющий контур и детализацию остальных частей фигуры, как правило, стремится к уходу от проблем, связанных с конфликтами в межличностных отношениях. Такой рисунок – графическое проявление избегания проблемы. Поверхностность, настороженность и враждебность характеризуют социальные контакты индивидов такого типа. Мы сталкиваемся также с опусканием черт лица в рисунках «нормальных» субъектов. Робкие, несмелые, склонные к уходу от проблем индивиды часто сильно затушевывают черты лица, подчеркивая контур головы (значимость «Я» и сильное стремление к социальному принятию, заблокированное эгоцентризмом.) С другой стороны, мы отмечаем выделение и подчеркивание черт лица у тех субъектов, которые в собственной фантазии компенсируют свою неадекватность и слабость самоутверждения, создавая образ «Я» агрессивного и социально доминантного индивида. Такая позиция часто проявляется в рисовании профиля и в комбинации профиля с неясно выделенной средней линией фигуры…
Мы обнаруживаем, что, независимо от умения рисовать, испытуемый будет бессознательно придавать своему рисунку определенное выражение – ненависти, страха, смущения, агрессии, вызова, умиротворения, кротости или даже неадекватной аффективности» .
Линии для обозначения морщин и носогубных складок выражают стремление добавить серьезности и зрелости рисуемому лицу. Очень выпуклый лоб на профильных рисунках ассоциируется у испытуемого с интеллектуальными способностями. Подчеркивание выпуклости на затылке, имеет, вероятно, такое же значение .
Рот может быть выделен путем пропуска его (отказ от изображения рта вообще), подчеркивания, необычного размера, особых очертаний, штриховки, стирания или смещенного изображения. Поскольку рот является источником чувственного или эротического удовлетворения, он отчетливо выделяется в рисунках индивидов, имеющих сексуальные проблемы. Чрезмерно сильное выделение рта обычно связано с фиксацией на пище, с желудочной симптоматикой, а также склонностью к сквернословию и подверженностью вспышкам гнева. Рот с детально прорисованными зубами в рисунке взрослого человека считается признаком инфантильной, оральной агрессивности. Часто можно видеть такой рот на рисунках испытуемых, страдающих простой формой шизофрении, а также явных истериков… Иногда обозначен также и язык, что подчеркивает оральную концентрацию на примитивном уровне. Этим привносится также эротическая нота.
Изогнутый, чувственный рот обычно отмечается в рисунках инфантильных, зависимых индивидов. Их зависимость часто подчеркивается также выделением пуговиц. Функционально рот такого типа изначально пассивен и открыт для принятия пищи. Обычно такое выражение оральной зависимости демонстрируют требовательные и паразитически настроенные взрослые испытуемые» .
Изображение рта резкой грубой линией (как щель) – вербально-агрессивная, сверхкритичная, иногда садистическая личность. Короткая, грубая линия – побуждение к вербальной агрессии сильно, но ожидаемый отпор заставляет индивида предусмотрительно от нее отказаться. Рот одной линией на рисунках в профиль, как будто плотно сжат – напряженность, активный опыт фелляции.
Приподнятая на концах линия, как на клоунской маске – в детских рисунках и иных фигурах, нарисованных в инфантильной манере, подчеркнутое стремление к одобрению или как неадекватный аффект.
Полные губы у мужской фигуры – показатель женственности.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.