Развитие психофизиологического механизма
В онтогенетическом развитии психофизиологические механизмы способностей не обнаруживаются в законченном виде, а постепенно формируются, приобретая не повторимый индивидуальный характер. Процесс формирования биологических качеств и ряда психических способностей, навыков и умений уже в раннем периоде жизни нормальных детей совершается настолько легко, быстро и эффективно, что производит впечатление спонтанного развертывания (А. Н. Леонтьев).Этот факт еще раз подтверждает, что новорожденному младенцу присущи природные задатки, которые свойственны и специфичны по отношению к исторически возникшим видам человеческой деятельности.
В процессе эволюции человек, лишаясь ряда врожденных инстинктивных приспособлений, приобретает то: преимущество, что осваивает иерархически высший уровень мозговой деятельности, присваивает в онтогенезе навыки предметного восприятия, мышления и речи. Это в свою очередь приводит к значительной перестройке низших мозговых структур и уровней, к биологическому их соответствию и субординации по отношению к высшим областям мозговой деятельности.
Период раннего детства, производящий впечатление «спонтанного развертывания», находится под непрерывным воздействием социальной среды (заботы и уход со стороны семьи и общества). Развитие интеллекта, эмоционально-волевой сферы, навыков и умений осуществляется тренингом, обучением и воспитанием со стороны ближайшего социального окружения. По мнению А. Валлона, само природное в человеке подразумевает общество, подобно тому как легкие подразумевают существование атмосферы. Р. Заззо, последователь учения Валлона, утверждает, что даже у только что родившегося ребенка основным способом жизнедеятельности является «отношение с другими», которое детерминировано самой природой ребенка.
В заключение остановимся на клиническом анализе роли личности в становлении и развитии ряда соматических, невротических и психических заболеваний. Имевшийся в этой области пробел в значительной степени был восполнен в сборниках и трудах симпозиумов, посвященных проблемам сознания и личности. Был поднят в дискуссионном порядке вопрос, является ли психическое заболевание по своей природе патологическим изменением личности.
Раньше во многих работах психическая деятельность рассматривалась как совокупность дифференцированных процессов без внутренней органической связи с их носителем – личностью. Деятельность исследовалась в отрыве от деятеля. Объект – процессы психической деятельности изучались без субъекта – личности.
Метки: механизм, процесс, способность
Страницы: 1 2