Развитие настойчивости


33Развитию настойчивости в этом возрасте мешает постановка перед детьми как слишком легких, так и слишком тяжелых, непосильных задач. В первом случае нет стимула для настойчивости; во втором, не преодолевая трудностей, ученик теряет в себя веру и у него ослабляется способность к усилию. Хотя эта закономерность имеет значение для школьников всех возрастов, на нее надо особо обратить внимание, когда речь идет о младших школьниках, только впервые встречающихся с большими требованиями и большими трудностями в учении.
Младшие школьники с первых дней обучения приучаются к аккуратности. К. М. Бырлиба в своем исследовании пришел к выводу, что эта важная черта характера у младших школьников проявляется различно в зависимости от конкретных видов деятельности, а также от индивидуальных особенностей школьников. Например, аккуратное обращение с учебными принадлежностями у школьников главным образом побуждается мотивами эстетическими и деловыми («на чистых учебниках лучше видны буквы»), а аккуратное посещение учебных занятий побуждается мотивами учебно-познавательными и этическими. Младшие школьники различаются по широте и устойчивости проявлений, аккуратности, которая в этом возрасте обычно не представляет целостную черту характера.
В младшем школьном возрасте гораздо большее значение и гораздо большую сферу применения, чем у дошкольников, приобретает такая важная моральная черта характера, как чувство долга. Согласно данным диссертации Н. Б. Андриановой, чувство долга в отношении к коллективу, товарищам по классу, другим членам семьи развито, но оно еще недостаточно устойчиво и не вполне самостоятельно. В проявлениях этого чувства были подмечены индивидуальные и типические различия.
Можно было выделить четыре группы младших школьников в зависимости от того, насколько сильно и широко у них сформировалось чувство долга к другим людям. К первой группе относятся дети, у которых чувство долга сравнительно устойчиво, они могут оценивать поступки с точки зрения норм общественного поведения, имеют чувство ответственности перед коллективом. Ко второй группе принадлежат дети с неустойчивым чувством долга, проявляющимся в отдельных нравственных поступках.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.