Психология военнослужащих


В главе первой была предпринята попытка рассмотрения теоретических ос-нов характера в современной психологии. Одним из важнейших выводов главы было утверждение об относительном постоянстве характера и изменении его под воздействием среды, социального окружения, возрастных изменений. Типология акцентуаций характера К.Леонгарда позволяет выделить среди молодых военнослужащих группы со сходными признакам с ярко выраженными чертами и организовать с ними психотерапевтическую работу. Застревающие акцентуанты в силу стойкости аффективных состояний и явной направленности личности на себя в условиях ускоренной социализации в подразделении могут входить в конфликт с нормами службы и группы.
Для проверки теоретических положений был проведен констатирующий эксперимент. Основной гипотезой эксперимента являлось предположение, что молодые военнослужащие с застревающей акцентуацией имеют, как правило, низ-кую эффектив- ность деятельности, уровень представленности в характере зависит от некоторых социально – психологических факторов (семья, место жительства до призыва в ВС, образование), сочетания и взаимовлияния других черт, а также резкое изменение условий жизнедеятельности, связанное с призывом на действитель-ную военную службу по призыву.
Исходя из основной гипотезы, было сформулировано несколько частных гипотез:
• застревающая акцентуация наиболее представлена среди военнослужащих, призванных из городской местности, имеющих неполную се-мью и низкий образовательный уровень;
• застревающие акцентуанты, как правило, на первом этапе военной службы имеют низкую эффективность воинской деятельности, призыв на военную службу является значительным аффектнообразующим фактором для застревающих акцентуантов и способствует его стой-кости, что приводит к дальнейшей актуализации негативных черт акцентуанта, его направленности на себя, неприятия и агрессии по отношению к окружающим, низкой эффективности воинского труда.
• чем больше черт характера находятся в диапазоне яркой выраженно-сти(акцентированы) при наличии застревающей,тем больше вероят-ность низкой эффективности деятельности молодого военнослужаще-го.
Эксперимент проводился в несколько этапов с военнослужащими срочной службы в/ч 83420, призванными в мае – июне 1997 г. На различных этапах к обсле-дованию привлекалось от 19 до 144 человек, в возрасте 18-19 лет.
Местом проведения являлся пункт постоянной дислокации в/ч83420 (г.Москва).
Для измерения изменений качественных характеристик личности молодых военнослужащих использовались: тест – опросник Шмишека акцентуаций характера; экспертный опрос с заполнением бланка оценки “Оценка эффективности деятельности военнослужащих”, заполняемый коман-дирами подразделений; ”архивный метод” (биографический) . Временные интерва-лы проведения эксперимента – июнь 1997 – январь 1998 г. Обследование проводи-лось по следующей схеме :
Модель
проведения констатирующего эксперимента.

Генеральная совокупность (1043 чел.)
1 этап
Выявление степени зависимости
акцентуации характера
от социальных, биографических
факторов обследование военнослужа-щих
на предмет выявления
степени выраженности
акцентуациий характера июнь
1997 г.
N=144 чел.

2 этап

Выявление степени зависимости застревающей
акцентуаций и условий военной
службы, эффективностью деятельности

обследование военнослужащих
на предмет выявления
степени выраженности
акцентуаций характера

ноябрь
1998 г.
N=38 чел.

Данные, полученные в ходе использования вышеназванных методик, вно-сились в “Сводную ведомость проведения эксперимента”.
Исследование застревающей акцентуации невозможно без определения ус-ловий и факторов, влияющих на индивидуальные особенности военнослужащих, их поведения, эффективность деятельности. Несмотря на определяющее влияние инди-видуальных характеристик личности, в т.ч. и характера, на поведение военнослу-жащего, существуют определенные общие признаки, факторы и условия, присутст-вующие в жизненном пространстве данной личности.
Прежде всего необходимо выделить типические особенности, присущие всем молодым военнослужащим(18-20 лет) в силу их возрастного развития и учи-тывающиеся при анализе и интерпретации данных исследования:
• заканчивается физическое созревание организма и большинство физиоло-гических и психофизиологических функций достигает пика своих возможностей. Этот период, по данным Б.Г.Ананьева1, в сравнении с другими возрастами, харак-теризуется наименьшими величинами лалентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимизмом абсолютной и разностной чувствительности, наивысшей эффективностью оперативной памяти, переключения внимания, решения вербально – логических задач, пластичностью в образовании двигательных и других навыков;
• вместе с тем, юность – один из наиболее сложных периодов жизни челове-ка, пе- риод смены социальных ролей, переход от детской зависимости к статусу взрослого с его правами и обязанностями, возрастания актуальности проблемы взаимоотношения полов и обусловленный приоритетными изменениями в организ-ме, включения в самостоятельную профдеятельность и т.д. В это время ,как правило, исчезают свойства, связанные с детством и подростковым периодом. Отбрасываются многие детские увлечения, формы общения, манеры поведения. Но нередко на данном этапе проявляются некоторые внешние демонстративные формы взросло-сти – курение, употребление наркотиков, цинизм, снисходительность в общении, замкнутость, жаргонизм, криминогенное общение;
• нужно учитывать, что юношеский возраст – это переходный период в ди-намике личностного развития человека и характеризуется неустойчивостью психи-ческого сос- тояния и поведения. Это время коренных трансформаций во внутрен-нем мире человека, в общей структуре его индивидуально – психологических харак-теристик. К.Д.Ушинский считал :”Здесь именно завершается период образования отдельных верениц представлений, и если не все они, то значительная часть их группируется в одну сеть, достаточно обширную ,чтобы дать решительный перевес тому или другому направлению в образе мыслей человека и его характере.”
Таким образом, характеристики этого возраста характеризуются яркой про-тиворечивостью и находится на этапе решающих преобразований, требуют квали-фицированной психологической помощи. Мы выделили благоприятные конституа-циональные (внутренние) психологические факторы и риска, влияющие на развитие юноши, которое должно учитываться при исследовании:

Факторы риска Благоприятные факторы
• отсутствие редукции черт психической зрело-сти, т.е. сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации, неспособ-ность воздействовать на нее, склонность к ухо-ду от трудных ситуации, слабость реакции са-моконтроля;
• некоррегируемость поведения, которая обу-словлена сложным сочетанием инфантильно-сти с аффективной возбуждаемостью, распро-странением патохарактерологического разви-тия;
• неблагоприятные микросредовые усло-вия(семья, ассоциальное окружение),реакция имитации и протеста;
• склонность к алкоголизации, агрессии.

• ориентирование на социально положительного лидера;
• положительное отношение к деятельности;
• невротический, с внутренними конфликтными переживаниями, а не психопатоподобный тип реагирования на психотравматические ситуа-ции;
• умение вставать на точку зрения другого чело-века;
• способность безоценочного отношения к дей-ствиям других людей;
• способность к изменению типа реагирования;
• положительное отношение к себе;
• личностная рефлексия.

Кратко охарактеризуем один из важнейших внешних факторов, влияющих на проявление индивидуальных черт личности при призыве – прохождение службы:
• повышенная психологическая напряженность;
• дефицит времени на выполнение задач военной службы и обеспечения жизнедеятельности;
• усложнение алгоритмов деятельности;
• специфичность целей, задач;
• высокая взаимозависимость и “публичность” прохождения службы;
• функциональная значимость и ответственность деятельности.
Привыкание к новым условиям, образование новых динамических стерео-типов, новой организации деятельности, типические особенности поведения с инди-видуальным проявлением конкретных свойств личности военнослужащих, социаль-но – психологические, материальные и средовые факторы выдвигают проблему адаптации.
Так как проблема адаптации, ее анализа и специфики не лежит в поле ис-следования работы, в ней не будет подробно рассматриваться ее сущность и содер-жание. Приведем определение адаптации, которое принято в отечественной воен-ной психологии:”…психологическая адаптация молодых воинов – частный слу-чай адаптации человека к новым условиям среды (социальной среды) и представ-ляющий собой процесс приведения субъекта адаптации в оптимальное соответствие и равновесие с требованиями специфической среды военной службы.
При нарушении стабильности (поступлении на военную службу) наступает рассогласование взаимодействия субъекта и объекта в системе, что приводит к функциональному расстройству, потери целостности жизневосприятия субъекта. В результате возникает адаптивная ситуация, когда система или отдельные ее элемен-ты стремятся к восстановлению равновесия”.
Динамика перехода от психической нормы к возможным психопатологиче-ским состояниям разного уровня и связи его с акцептацией в условиях адаптивной ситуации представлена в (Приложении 5).
Важнейшей характеристикой адаптации является эффективность деятельно-сти. Психологической составляющей ее, по мнению Л.И.Уманского, является:
• социально – психологическая зрелость;
• общественная активность; личности;
• формы организации деятельности;
• особенности функционирования отдельных сфер жизнедеятельно-сти;
• состояние уровня развития групповых отношений и ролевого соста-ва.2
Таким образом, в условиях военной службы можно выделить следующие показатели эффективности деятельности молодого военнослужащего:
• успешность практической деятельности;
• степень реализации внутриличностного потенциала; интеграция личности в воинский коллектив, наличие и уровень рассогласования личных и коллективных ценностей, статус в груп-пе,авторитетность,принятие (неприятие) внутригрупповой цели;
• способность к контролю и управлению социальной ситуацией;
• толерантность к неудачам и помехам деятельности;
• способность к конструктивному разрешению неожиданных трудностей;
• адекватность самооценки.1
На основании вышеизложенных положений, а также других источников2 был составлен вопросник для экспертной оценки эффективности деятельности, предложенный для заполнения штатным командирам взводов после проведенного инструктажа.
Рассмотрим распределение показателей у военнослужащих, обследуемых в ходе проведенного констатирующего эксперимента3.
Социально – демографические данные обследуемых военнослужащих.

Проанализировав основные данные, полученные в ходе изучения социально – биографических данных молодых военнослужащих, автор делает вывод о том, что в целом эти показатели подтверждают общее состояние дел с призывным контин-гентом ВС РФ, характеризующееся низким образовательным цензом молодежи, значительным ростом количества призванных из неполных семей4 и преобладание выходцев из сельской местности. Таким образом, наше предположение о репрезен-тативности выборки косвенно подтверждается представленностью представителей всех категорий социальных слоев населения в обследовании. При анализе выборки не учитывался аспект материального благополучия в силу размытости критериев его оценки. Рассмотрим распределение выраженности акцентуации, выявленных на первом этапе проведения эксперимента и вариации смешанных типов акцентуаций молодых воинов.

Распределение выраженности акцентуаций по типам при проведении обследования на 1 этапе эксперимента.

тип акцентуации
Демонстративная 14 9,72 19,72 11,38
Застревающая 38 26,39 71 53,52 30,89
Педантичная 11 7,64 (49,31 %) 15,49 8,94
Возбудимая 8 5,56 123 11,27 6,51
Гипертимная 7 4,86 ( с учетом 13,46 5,69
Дистимная 2 1,39 смешанных 3,85 1,63
Тревожная 18 12,5 52 типов - 34,63 14,63
Экзальтированная 7 4,86 (36,1 %) 92 ) 13,46 5,69
Эмотивная 4 2,77 7,69 3,26
Циклотимная 14 9,72 (63,9 %) 26,9 11,38
Смешанные типы 31 21,53 - - -

Таблица смешанных типов акцентуаций

Демонстр. 1 1 3 2
Застревающ. 1 1 1 6 4 8
Педантич. 2 1 1 1 3
Возбудим. 1 2 1 2 1 3
Гипертим. 1 1 2
Дистимная 1 1 1
Тревожная 3 6 1 2 2 2
Экзальтир 4 1 1 2
Эмотивная 1 1
Циклотимна 2 8 3 3 1 2

Проведем предварительный статистический анализ полученных результа-тов. Прежде всего необходимо отметить о значительной доли молодых военнослу-жащих с выраженными акцентуированными чертами в общем количестве призван-ных на военную службу. Учитывая достоверность выборки из генеральной совокуп-ности количества призванных ,можно предположить, что средовые факторы (соци-альные, психологические, собственно средовые) имеют в современных условиях негативную направленность и влияют на углубление степени выраженности акцен-туаций.
В общем объеме акцентуированных черт преобладание имеют характероло-гические акцентуации(49,31 %),что косвенно подтверждает предположение автора о влиянии внешних факторов на личность и как следствие, коррекция способа ее поведения(черт характера).
Необходимо отметить и о значительном количестве смешанных типов ак-центуаций (31 человек), а у не которых (6 человек) яркая степень акцентуированно-сти проявляется по 3 параметрам. Исходя из теоретических положений первой гла-вы эти военнослужащие должны рассматриваться как “сложные”, требующие особо-го внимания в организации сними воспитательной работы. Максимальное количест-во смешанных типов образуют застревающая, педантичная, тревожная, циклотим-ная акцентуации, что позволяет с достаточной точностью и спецификацией учиты-вать индивидуальные особенности военнослужащих и организовывать групповую работу в части психологу по снижению негативных проявлений акцентуированных черт в повседневной деятельности.
Наиболее представленной в выборке стала застревающая акцентуация(38), демонстративная (14),тревожная (18),циклотимная (14).Преобладание именно таких вариантов при специфике их проявления позволяет сделать предположение о том, что в системе отбора молодого пополнения в в/ч 83420 присутствуют некоторые стереотипы, шаблоны, традиции, изучение которых требует отдельного исследова-ния.
Рассмотрим степень зависимости наличия и выраженности акцентуирован-ных черт от социально – психологических, биографических и демографических фак-торов, используя ППП “Statgraphics”.
При проверке корреляционной зависимости введенных переменных, ис-пользуемых в обследовании, были получены следующие результаты по строке за-стревающей акцентуации:

Оценим статистическую значимость коэффициентов корреляции интере-сующих нас связей (застревание – образование; застревание – состав семьи; застре-вание – место- жительства до призыва в ВС).Проверяемая при этом гипотеза состо-ит в том, можно ли переносить выявленные связи на всю генеральную совокупность, если да, то с какой степенью достоверности.
При проверке гипотеза Н0 отклонялась в пользу Н1, что говорит о статисти-ческой значимости полученных результатов на уровне alfa =0.05. Приведем пример проверки -”застревающая акцентуация – состав семьи”(Таблица 7):

Рассмотрим подробнее полученные результаты корреляционного анали-за.(Принимая во внимание ,что значение коэффициента корреляции в выборке 30-40 человек при значении уже более 0,35 говорит о значимости связей при Alfa=0,05, при значении в интервале 0,1-0,35 показывают тенденцию, а при значениях менее 0,1-ее отсутствие)1.
Значимые показатели взаимосвязи обнаруживаются: застревающая акцен-туация и местом жительства до призыва в ВС – (0,5280)- прямопропорциональная зависмость, т.е. склонность к данной акцентуации имеют представители город-ского населения ;составом семьи – (-0,5650),т.е. в неполных семьях чаще фор-мируется данная акцентуация. Не подтвердилось наше предположение о влиянии на застревающую уровня образования (0,328),т.к. коэффициент показывает лишь тенденцию связи между двумя показателями, при которой более вероятна застре-вающая акцентуация у военнослужащих, имеющих законченное среднее и высшее образование. Следовательно, частная гипотеза о представленности застревающей акцентуации у военнослужащих из городской местности, имеющих неполную семью получила свое подтверждение. Следовательно, учитывая типические особенности молодых военнослужащих(горожан, имеющих неполную семью) в связи с застре-вающей акцентуации возможно рассмотреть основные направления оказания им психологической помощии:
Тип военнослужащих психологические особенности возможные направления пси-хотерапевтического воздейст-вия
молодые военнослужащие из неполных семей -замкнуты, издерганы, трудно идут на откровенный разговор, скрывают истинный характер семейных отношений и проблем;
-некритическое восприятие нрав- стенных норм и характера меж- личностных отношений, перене-се-ния их в подразделение;
-неприятие атмосферы воинского коллектива, попытка отрыва от его норм в/службы, утверждение личных правил поведения;
-подверженность ситуационным конфликтам, жесткость в отстаи- вании своих интересов; -снятие негативных установок, снижение степени реагирования на стрессовые ситуации;
-локализация аффективных состояний;
-включение в групповые отноше- ния;
-снижение “скорости реагирова-ния” на опасные для личности ситуации;
переструктуриизация поля восп- риятия индивида непосредст- венно в момент экспрессивного действия, с тем, чтобы сообщить ему позитивное понимание действительности (прояснение пемолодые военнослужащие,призванные из городской местности чрезвычайно ранняя и агрессив- ная социальная ориентация, пренебрежительное отношение к иногородним и сельским жителям;
-большая зависимость семьи на личность, сильное переживание семейных конфликтов;
-привычка к комфортным усло- иям жизни;
-завышенная самооценка, потре- бительское отношение к окру-жающим, отсутствие опыта продуктивной деятельности;
-низкая военно-профессиональная направле-ность. реживания, отражение пережива- ния);
-необходимость одобрительного, сочувственного общения,нефор-мальных межличностных отно-ше-ний;
-принципиальность в оценках поступков и поведения;
-включение в ролевое общение в “учебных ситуациях”, побужде-ние к самооценке поведения и переоценки окружающих.
Безусловно, что поведение конкретной личности предопределяется сложной системой объективных и субъективных факторов. Каждая личность – результат не-повторимого своеобразного их сочетания. При этом влияние одного фактора может компенсироваться другим. Поэтому можно говорить лишь о возможном их влиянии на поведение и застревающую акцентуацию, а значит и возможных вариантах ока-зания психотерапевтической помощи.
Приступим к рассмотрению результатов, полученных на втором этапе об-следования. На данном этапе автор вводит новую переменную – эффективность деятельности. Рассматривались только военнослужащие с застревающей акцентуа-цией (38 чел.)За 4 месяца службы в подразделениях в/ч 83420 количество данных акцентуантов не изменилось и статистические показатели данной выборки имели следующие параметры:
Показатели военнослужащих с застревающей характерологической акцентуацией (II этап)

Застревающая акцентуация Застревающая акцентуация
(смешанные типы)
Образовательный ценз:
-неполное среднее;
- среднее (средне-техническое);
-высшее.
12
25
1
5
8
1
Состав семьи:
-полная;
-неполная.
8
31

3
11
Место жител-ва до призыва в ВС:
-городская местность;
-сельская местность.
29
9
11
3
Эффективность деятельность:
-предметно-технологич.показате.:
(РТР)
низкая (0-1)
средняя (2-3)
высокая (4-5)
-личностные показатели:
(LIP)
низкая (0-1)
средняя (2-3)
высокая (4-5)
-социальные показатели:
(SOP)
низкая (0-1)
средняя (2-3)
высокая (4-5)

Сравнительные показатели застревающей акцентуации у молодых воинов (1 этап/2 этап эксперимента)

Балл акцентуированности Количество в/сл
-повышение;
-снижение;
-не изменилось. 23
8
7

Анализ данных таблицы позволяет сделать некоторые выводы о взаимосвя-зи акцентуации и эффективностью деятельности.
Неизменное количество застревающих акцентуантов показывает на относи-тельную устойчивость характерологических черт от влияния каких-либо факторов и подтверждает теоретические положения главы первой о значимости влияния Среды, которые в случае своей аффектной направленности приводят к заострению акцен-туации. Это означает, что условия военной службы для застревающего акцентуанта становятся серьезным испытанием, создавая эффекты “дискомфортного окружения”, способствуя стабилизации акцентуации, создавая предпосылки асоциального пове-дения личности.
Прежде всего необходимо отметить, что наличие смешанного типа ак-центированной личности, как показывает обследование, как правило подразуме-вает низкую эффективность деятельности молодых воинов в период адаптации к военной службы в первые 1-6 месяцев(показатели РТР-11 из 14; LIP-10 из 14; SOP-12 из 14).Вероятно, происходит сложное “наложение” одной акцентуации на другую, рождая многовариантность поведения. Например, высокая корреляционная связь с возбудимой акцентуацией у застревающих акцентуантов может привести к агрессивной подозрительности, мстительности, мпульсивности и неуправляемости во время отстаивания своей точки зрения, острое неприятие коллектива. Ситуацион-ное восприятие “Я” и своей позиции может привести к острому девиантному пове-дению и суицидальным проявлениям. Это требует глубокого изучения индивидуаль-ных черт таких военнослужащих, снятие, гашение реакций возбуждения, тревоги, угрозы ролевому статусу, понижение его общего уровня, корректное побуждение к самокритичности поведения, ”волнообразности” (возвращения через определенный промежуток времени) к проблеме, положительное восприятие и оценка личности в группе .
Показатели эффективности деятельности имееют, в среднем, равные абсо-лютные показатели(30;27;32).На основании данных таблицы можно сделать пред-положение о связанности показателей эффективности и низких значений для воен-нослужащих с застревающей характерологической акцентуацией. Особо хотелось выделить низкие социальные показатели, которые предполагают повышенную кон-фликтность, низкую срабатываемость в группе и в коллективе, низкую групповую привязанность, низкую адаптивность к нормам группы обследуемых военнослужа-щих.
Рассмотрим еще одну группировку данных, иллюстрирующая зависимость низкой эффективности деятельности от определенных значимыми выше(Таблица 10).
На основании данной таблицы можно предположить о прямой связи нали-чия застревающей акцентуации и низкой эффективностью воинской деятельности, неполной семьи у личности, а также места жительства до призыва в ВС в городской местности, что в целом согласуется с результатами исследований военных психоло-гов.1 Наиболее низкие показатели имеют место в личностном и социальном показа-телях. Не подтвердилась гипотеза о сильной связи застревающей акцентуации с уровнем образования военнослужащего. Высокие показатели зафиксированы как у имеющих среднее образование, так и неимеющих, по этому говорить о сколько – нибудь значимой связи одного из вариантов нет оснований.
Показатели
военнослужащих с застревающей акцентуацией и низкой эффективно-стью
деятельности.

Следовательно, проявления заносчивости, самонадеянности не зависят от знаний, приобретенных до призыва в ВС и требуют в работе психолога в групповой работе создать условия для недопущения конфликтов между участниками на основе эрудиционного противоборства, исключения упражнений, требующих высокого уровня эрудиции, не использовать терминологии, которая может не восприниматься частью группы, создавая условия дискомфорта и неприятия групповой работы. Же-лательтно создать обстановку взаимной компенсации в групповой работе, когда происходит взаимное обогащение информацией об окружающей среде, вариантах поведения, а значит и формировать чувства сопереживания, сопринятия окружаю-щих2 .
Краткие выводы по второй главе:
Таким образом, на основе обследования молодых воинов с использованием вышеперечисленных методик можно предположить следующее :
• происходит дальнейшее качественное изменение структуры призывного контингента, характеризующеся значительным снижением образовательного ценза, преобладанием жителей сельской местности, повышение количества призывников из неполных семей;
• значительная доля молодых военнослужащих имеет “заостренную” акцен-туацию, преимущественно характерологическую, велико количество со смешанными акцентуациями;
• на основе анализа статистических данных можно утверждать о том, что наличие смешанного типа акцентуаций, как правило, является условием, способст-вующим снижению эффективности деятельности военнослужащего;
• подтверждается предположение о связи застревающей акцентуации и низ-кой эффективностью воинской деятельности с наличием неполной семьи изучаемых военнослужащих, проживанием их до службы в армии; связь с образовательным цензом не получила своего подтверждения в ходе экспериментальной проверки гипотезы;
• наиболее низкие показатели эффективности деятельности застревающие акцентуанты имеют по социальным и личностным показателям, несколько выше – по предметно – техническим, что позволяет дифференцировать систему индивиду-альной и групповой работы с данной категорией военнослужащих;
• проведенный констатирующий эксперимент в целом подтвердил теорети-ческие положения первой главы о значимости характера и его акцентуированности в структуре личности военнослужащих и возможности типологизации его проявле-ний, необходимости организации систематической и целенаправленной психологи-ческой помощи таким военнослужащим по устранению негативных факторов среды и повышении эффективности деятельности.
Психологическая помощь молодым военнослужащим с застревающей характерологической акцентуацией.
3.1. Теоретические основы организации психотерапевтической работы с акцентуированными военнослужащими.
Во второй главе были рассмотрели основные личностные особенности и особенности поведения , деятельности , взаимодействия с окружающими молодых военнослужащих с застревающей акцентуацией, факторы, воздействующие на степень ее проявления, а также способы достоверной диагностики данных феноме-нов. Для обеспечения адаптирования, устранения предпосылок негативного поведе-ния таких личностей военному психологу необходимо владеть определенным инст-рументарием.
Эффективность работы с военнослужащими, имеющими характерологиче-скую акцентуацию зависит не только от суммы знаний о таких военнослужащих, а также только содержания практических занятий по специальности и советов в кри-тических ситуациях. Необходимо нечто большее, а именно, психологическая по-мощь в форме активной групповой психотерапевтической работы.
Приведем наиболее распространенное определение данной категории: ”Комплексное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека (группы) при многих психических, нервных и психо-соматических отклонениях.”
Существует различные подходы к проведению групповой психотерапии:
• групповая психотерапия, как метод лечения, воздействующий на со-стояние функциональных систем организма в сфере психических и соматических функций (медицинская модель);
• психотерапия, как метод, приводящий в действие процесс научения (психологическая модель психотерапии);
• психотерапия, как метод манипулировали, носящий характер инст-румента и служащий целям общественного контроля (социологиче-ская модель);
• психотерапия, как комплекс явлений, происходящих в ходе взаимодей-ствия между людьми (философская модель психотерапии).
Собственно психологический подход условно можно разделить на сле-дующие направления:
• терапия глубинной психологии – психоанализ (З.Фрейд), индивидуаль-ная психо- логия (А.Адлер), аналитическая психология (К.Юнг), тран-зактный анализ (Э.Берн);
• бихевиориальное направление – социальное научение; тренинг соци-альной компетентности; самообучение; когнитивная терапия; ра-ционально – эмоциональная терапия (А.Эоллис);
• гуманистическое направление – гештальттерапия (Р.Перлз); группо-вая терапия (К.Роджерс); логотерапия (В.Франкл); психодрама (Мо-рено); телесно – ориентированная терапия “Единый мозг” (Стокс,Уайтсайд).
Эти направления определяют и подходы к сущности групповой психотера-пии. Якоб Морено определяет групповую психотерапию как лечение людей в груп-пах. С.Кратохвил считает, что это метод, при котором с лечебной целью использу-ется групповая динамика, т.е. отношения и взаимодействия членов группы как с психотерапевтом, так и между собой. Н.Хоббс – групповая ситуация помещает в фокус адекватность межличностных взаимоотношений и дает возможность непо-средственно раскрыть для себя новые, все более удовлетворительные способы об-щения с собой и людьми. А.С.Слуцкий и В.Н.Цапкин определяют групповую психо-терапию как метод лечебного воздействия на личность через включение его в эмо-ционально интенсивное, психологически положительное взаимодействие со специ-ально организованной управляемой микросредой.1
Необходимо отметить, что сегодня встает вопрос об определении понятия, связанного с работой с людьми психологом. Не отрицая “психокоррекции”, как восстановления высших психических функций. Иначе (и гораздо сложнее) об-стоит дело в той области психологической практики, где страдает не та или иная психическая функция (при всей условности, конечно, подобного определения) и где оценочные критерии неприменимы принципиально, а клинико – психиатрические все более вытесняются психологическими, при этом жалоба и запрос пациента от-сылают специалиста – психолога к коренным вопросам человеческого существова-ния. ”При таком понимании психотерапии ее главным методом и лечащим средст-вом становится не та или иная психотехника, а особая форма взаимоотношений терапевта и пациента в процессе контакта, по своим основополагающим принципам альтернативная спутанным, неопределенным, нестабильным и угрожающим поте-рей отношениям в реальной жизни пациента.” Автор придерживается мнения ,что именно такой подход наиболее корректен в работе с клиентом с использованием методов различных психологических концепций в русле стратегии взаимодействия.
Психотерапевтическая работа исследования основывается на человеко – центрированной психотерапии К.Роджерса. В своих работах он так определяет понимание личности:”…организованная, долговременная, субъективно восприни-маемая сущность, составляющая самую сердцевину наших переживаний.”1, акцен-тирует роль терапевта, проявляющего эмпатию, открытость, честность, конгруэнт-ность и заботу, когда он слушает индивида или группу и фасилитирует их рост, К.Роджерс в своих работах убежден в том, что каждый человек обладает самоцен-ностью, достоинством и способностью к самоуправлению, в доверии к неотъемле-мом присущему каждому человеку внутреннему импульсу в направлении роста и развития “…самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на дви-жение вперед, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия”. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля .
Исследование К.Роджерсом терапевтического процесса выявили, что исце-ление происходит тогда, когда клиент чувствует себя принятым и понятым. Почув-ствовать себя принятым и понятым – достаточно испытываете страх, гнев, горе или ревность. И тем не менее, исцеляют именно эти моменты принятия и понимания. Самая большая помощь оказывается человеку тогда, когда терапевт искренне “вслушивается” во всю глубину эмоциональной боли и проявляет уважение к спо-собности человека найти свой собственный ответ.
Эмпатия и принятие дают индивиду возможность усилить самого себя и выявить свой уникальный потенциал. Эта атмосфера понимания и принятия позво-ляет в группе клиентам почувствовать себя в достаточной безопасности достаточно быстро..
Переход Роджерса от теоретических концепций терапии, центрированной на клиенте, к энкаунтер – группам (группа столкновения или группа встреч) был есте-ственным и неизбежным. Его заслуга заключается в том, что он один из первых раскрыл механизм воздействия группы на личность и личности на группу. Он ввел понятие процесс встреч и изложил свое понимание механизма этого процесса в монографии “Карл Роджерс об энкаунтер – группах”(1970).
Контакт в группе начинается с общего знакомства, “хождения вокруг да около”. Когда выясняется, что члены группы сами должны определить, чем они будут заниматься, наступает период разочарования. Этот период межличностных отношений проявляется сопротивлением самовыражению и самораскрытию. Снача-ла обсуждается прошлый опыт, как более безопасный.
Когда группа начинает работать по принципу здесь и теперь, вначале почти всегда проявляется негативные чувства. После этапа негативизма начинает форми-роваться климат доверия. Реакция группы на искренне раскрытие одного из участ-ников чаще всего бывает неоднозначной, но всегда несет в себе, по принципу об-ратной связи, исцеляющий потенциал.
Крайнюю форму обратной связи называется конфронтацией. Конфронта-ция может быть как негативной, так и позитивной. За конфронтацией обычно следу-ет катарсис. Если группа поддерживает своего члена даже в том случае, когда он высказывает негативные чувства, то это говорит о ее зрелости, способности к само-познанию и к исцелению.
Последователи гуманистической психологии и К.Роджерс допускали, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы и моменты, когда они ведут себя не в соответствии с их внутренней природой.
“Я понимаю, что поскольку человеку присущ внутренний страх и безза-щитность, он может вести и ведет себя недопустимо жестоко, ужасно деструктив-но, незрело, регрессивно, антисоциально и вредно. Все же одним из впечатляющих и обнадеживающих переживаний является для меня работа с такими людьми и от-крытие весьма позитивных тенденций, которые существуют в них очень глубоко, как и во всех нас.”1
Таким образом, в работе с военнослужащими срочной службы на основе клиенто- центрированной терапии необходимо придерживаться определенных принципов, обеспечивающих корректность и эффективность усилий руково-дителя:
• забота о добывании нового духовного или экзистенциального, бытийного опыта, его кумуляции трансляции;
• взаимодействие в условиях неопределенности. Это означает запрет на про-ектирование результата. Терапевтическая ситуация проективна с обеих сторон, и она должна быть свободна от любого заранее заданного идеала, нормы, эффекта, ре-зультата, поскольку это снижает ее проективный потенциал;
• феномен авторства. Невозможность далее полагать устранимыми черты субъективности из акта познания заставляет наконец легализовать автора как реаль-ное условие познавательной или практической работы.(Подобно отношениям автора и героя у М.М.Бахтина1 ,понятие “соработничества” у С.С.Хоружего2 ).
• незавершенность диалога как метода познания и одновременно метода психотерапевтического взаимодействия. Психотерапевтический диалог строится таким образом, что знание о человеке (и о пациенте, и о себе – терапевте) здесь об-речено оставаться гипотезой. Принцип незавершенности открывается, если вспом-нить о том, что знание терапевта, обращенное к пациенту, имеет не инструменталь-ную, а смысловую природу, вследствие чего с каждым новым шагом смысл проис-ходящего может изменяться, это относится и к терапевтическому процессу, и в це-лом к самой жизни;
• принцип минимального шага развития, предоставляющий свободу выбора самому пациенту. Психотерапевт не ставит перед собой задачу обеспечить беспро-блемное существование клиенту до конца его дней, он берет на себя ответственность только за то, чтобы была реализована минимальная возможность в личностном продвижении, духовном созревании, помогая преодолеть момент “зацикливания” на его пути;
• альтернативность или многоаспектность, многопозиционность гуманитар-ного знания. Диалог, например, обогащается, становясь полилогом, каждый из уча-стников может извлечь свой собственный опыт. Терапия взамен точности приобре-тает альтернативу, т.е. теперь вместо алгоритма появляется выбор;
• гуманитарная терапия сродни искусству благодаря тому, что содержит возможность быть собой и другим. Терапевт постоянно находится в состоянии раз-двоенности, с одной стороны, облегчающего узнавания типического в пациенте (завершение), с другой стороны – необходимости отречения от любой границы в этом процессе из-за его принципиальной незавершенности и открытости. В против-ном случае терапевт превращается в ремесленника – диагностика, поглощается ру-тиной типичных случаев, решений и рекомендаций. Приближение к искусству реа-лизуется в попытке через типичное в структуре дефекта клиента прорваться к непо-вторимости всего жизненно – смыслового контекста его личности;
• принцип вненаходимости терапевта, означающий, что, в отличие от по-знающего субъекта, имеющего твердое центральное положение в пространстве по-знавательного отношения с объектом, ту точку отсчета, с которой начинается вся система координат, в гуманистической психотерапии нет идеального нуля. Измери-тельная техника основана на том, что точка отсчета всегда должна быть вынесена вовне смыслового поля, ибо если терапевт попадает внутрь этого целого, т.е. утра-чивает способность управлять проективными отношениями, утрачивает позицию вненаходимости, то становится заложником, прямым соисполнителем, персонажем, но не соавтором в развертывающейся драме. Вместе с этим он вообще утрачивает возможность ориентации в этом поле, уподобляясь своему клиенту;
• принцип резонанса, иначе этот принцип называется “здесь – и – теперь” и означает всегда имеющуюся возможность актуализации в настоящем всего или фрагмента прошлого опыта;
• антропологическое видение клиента, переживаний сегодняшних, в данный момент по времени и месту; взгляд на человека как высшее и совершеннейшее про-изведение природы, в органическом единстве телесной и духовной жизни;
• проявление конгруэнтности психологом как способности положительно воспринимать все, что переживает он в данный момент и соответствующим образом сообщить о них другому человеку.1
Групповая терапия с акцентуированными военнослужащими во многом близка к индивидуальной, но вместе с тем, существенно отличается от нее. Сходство проистекает из общих целей и подходов к пониманию природы человеческой лично-сти и ее развития. Различия же объясняются тем, что в индивидуальную терапию непосредственно вовлечены только два человека, в то время как в процессе группо-вой терапии взаимодействуют пять, шесть, семь и более человек. Главной особенно-стью ее является то, что групповая ситуация помещает в фокус адекватность меж-личностных взаимоотношений и дает возможность непосредственно раскрыть для себя новые, все более удовлетворительные способы общения с людьми, поведения в критических ситуациях(См.Рис.1)
Целями групповой психотерапии являются: коррекция отношения к Я (к себе), реставрация, коррекция подавленной или искаженной натуры, а с этим рес-таврация и укрепление адаптивности, реабилитация Я в собственных глазах, дости-жение уверенности в себе и реставрация чувства достоинства, изменение системы ценностей, потребностей, их иерархии, привидение притязаний в соответствие с социальными и психофизическими возможностями, достижение способности к эм-патии,к пониманию переживаний, состояния и других, способности к критическому (доброжелательному) восприятию достоинств и недостатков других лиц, реставра-ция инстинкта альтруизма, приобретение навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфлик-тов, приобретение навыков выхода из затруднительных и опасных отношений с другими, обретение оптимизма в отношении к реальности.
Современное состояние этой области психологии отмечено тенденцией к взаимопроникновению и интеграции базовых принципов и методов психоанализа, когнитивно – бихевиоральной и гуманистической ориентаций. Поэтому практикую-щий психолог волен выбирать, быть ему строгим приверженцем какой-либо опреде-ленной школы или прагматическим эклектиком, что в немалой степени зависит от его личных предрасположенностей и теоретических, практических установок. Мно-говариантность в использования тех или иных приемов различных школ психологии предполагает значительный спектр методов работы, которые можно использовать в практической групповой психотерапии. Рассмотрим некоторые из них.
Методологическим и практическим следствием выявленных проблем кли-ента, в том числе и в работе с акцентуированными военнослужащими становится разработка стратегии и тактики психотерапевтического воздействия, направленного на восстановление разрушенного или измененного в процессе онтогенеза патерна безопасных и оптимальных межличностных отношений и через него – целостного образа Я в единстве непосредственно чувственного переживания и рефлексивного осознавания. Основной целью, средством и психотерапевтическим приемом инте-гративной групповой психотерапии является д и а л о г .
По определению Соколовой Е.Т. “ диалог – это динамический, разверты-вающийся в ходе терапии процесс расширения сознания и самосознания.”1 Диалог реализуется в особом построении психотерапевтического контакта, моделируется в разнообразных квазиупражнениях на вербальном и невербально – телесном уровне. Выделяют следующие этапы в использовании метода при оказании психологической помощи молодым военнослужащим:
• установление и упрочение психотерапевтического контакта;
• встреча с новым опытом, новыми аспектами отношения Я-Другой, вызы-вающие тревожность, активизирующими сопротивление и привычные стратегии защиты – временное пребывание диалога; постепенное вхожде-ние и погружение в новый опыт, сначала в форме чередования диалогов Я и не-Я, в ходе которого происходит дифференциация, детализированное и чувственно полное переживание и, как результат, эмоционально – чувст-венное насыщение;
• налаживание контакта и диалога между обнаруженными в сознании по-лярности (не “или/или, а “и”).
Задача терапевта – следить за тем, чтобы в ходе диалога личные простран-ства обоих соприкасались, но никогда не “вторгались”, не нарушали целостность и суверенитет друг друга. Диалог целесообразно использовать как на подготовитель-ном этапе, так и в процессе проведения основных занятий.
Одним из наиболее эффективных методов, применяемых в групповой пси-хотерапии в условиях ВС является г р у п п о в а я д и с к у с с и я. Это прием позволяющий, используя систему логически обоснованных доводов, воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии и в процессе непосредствен-ного общения в ходе групповой работы. Использование этого метода позволяет:
• сопоставлять противоположные позиции, дать возможность увидеть проблему с разных сторон;
• уточнить взаимные позиции;
• нивелировать скрытые конфликты, устранить эмоциональную предвзя-тость;
• вырабатывать групповые нормы;
• использовать механизм возложения и принятия ответственности;
• предоставить возможность проявить свою компетентность и тем са-мым удовлетворить потребность в признании и уважении.
Данный метод используется на протяжении всей групповой работы.
Крайне эффективным в групповой терапии с молодыми военнослужащими является р о л е в а я и г р а, как форма взаимодействия в условносоздаваемых ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение нового опыта, фиксирование вариантов поведения в социальных ситуациях, складывание и совершенствование управление поведением личности.
Отличительными чертами ролевой игры являются быстро меняющиеся си-туации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации, в процессе ролевой игры происходит социализация личности, изменение отношения к действительности и ситуациям, двуплановость, где с одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкрет-ных, часто нестандартных задач, с другой – ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответствен-ностью и сопутствующими обстоятельствами, и как следствие, возможность деталь-ного разбора поведения, обсуждения ситуаций с другими участниками. Единицей и в то же время центральным моментом, объединяющим все аспекты игры, является роль.
Данный метод наиболее эффективен при проведении работы в группе после этапа формирования группы, на “пике” ее развития, как наиболее комплексный, универсальный.
П р о е к т и в н ы й р и с у н о к как метод работы эффективен на этапе диагностированная и развития необходимых качеств группы в ходе основных заня-тий1 .Тема рисунка задается или же остается свободной, исходя из ситуации. Затем рисунки вывешиваются и начинается обсуждение. Сначала о рисунке говорит груп-па, а потом автор. Обсуждаются расхождения в интерпретации и вырабатывается, по возможности,общее мнение. Может быть и другой вариант рисования – вся груп-па рисует одну картину. В этом случае обсуждается участие каждого члена группы, характер вклада и особенности взаимодействия его с другими участниками рисова-ния.
Достаточно эффективным, но малоиспользуемым в групповой психотера-пии является метод э к с п р е с с и в н о й т е р а п и и, обычно обозначающее – музыкальную , танцевальную и арт – терапию, а также использование в работе пси-хотерапевта дневниковых записей, стихов, воображения, драматической импрови-зации.” Использование экспрессивных искусств в целях облегчения процессов эмо-ционального оздоровления, разрешения внутреннего конфликта и пробуждения творчества человека представляет собой расширяющееся поле деятельности…Оно представляет собой процесс самоисследования его личностного роста, развития и исцеления посредством любой художественной формы, которая приходит к нам из эмоциональных глубин. Эта терапия не сводится к созданию “приятной картины, она не является танцем, готовым для сцены, она не является и стихотворением, ко-торое переписывается вновь и вновь в целях достижения совершенства.”1
В последние годы наиболее динамично происходит внедрение в практику групповой работы военными психологами метода п с и х и ч е с к о й с а м о р е г у л я ц и и (ПС), как самостоятельного целенаправленного и сознательного изменения клиентом под контролем терапевта регуляторных механизмов своей психики на основе использования ресурсов бессознательного уровня. Психологиче-ский аспект состоит в подчинении доминанты в релаксированной коре головного мозга сознательно поставленной задаче, на решение которой и будет направлена энергетическая сверхмобилизация подсознательных резервов. Выделяют следующие виды психической саморегуляции: идеамоторные тренировки, переключения внима-ния, дыхательные упражнения, аутогипноз, аутогенная тренировка2 .Наиболее ярко и интегрировано с другими методами ПС представлена в телесно-ориентированной психотерапии “Единый мозг” (Стокс, Уайтсайд. Единый мозг. М., 1996), включаю-щая дыхательные и физические упражнения (дыхание, слежение за движениями, круговое вращение плечами, точечный массаж) и элементы психотерапии, направ-ленные на воспоминание о психо – травмирующей ситуации , формировании нового взгляда на прошедшие события3 .
В групповой терапии психическая саморегуляция удобно применима для ак-тивизации исполнительной части занятий, концентрации внимания и развитие силы представления, контроль непроизвольной умственной активности в необходимом направлении. Кроме этого – создание соответствующего психического настроя на внимательную длительную и сложную работу в группе за некоторое время до вы-полнения требуемых упражнений, управление эмоциональным возбуждением, само-установка на предельную сосредоточенность, внимательность в сочетании с опти-мальным уровнем внутреннего напряжения, облегчение мыслительных и двигатель-ных навыков и ускорения их автоматизации в погруженном состоянии, обеспечение возможности применения психической саморегуляции в тех областях, где требуется свободное самовыражение субъекта терапии. Немаловажно и то, что методами са-морегуляции помогает снять нервно-психическое и мышечное перенапряжение, сбросить усталость, повысить работоспособность.
Данный метод наиболее целесообразен для использования как в середине занятия, при завершении, так и как самостоятельный его элемент.
Кроме вышеперечисленных методов в групповой психотерапии военно-служащих могут использоваться и другие методы и формы, главной отличительной чертой которых должна стать : вовлеченность всех членов группы в работы, пре-дельная корректность и направленность на осознание клиентом психологической проблемы ,стоящей перед ним, изменение при необходимости его объективного положения и отношения к нему окружающих, повышение эффективности его деятельности.
Продуктивность групповой работы реализуется при выполнении некоторых условий, т.к. называемого “фона терапии”. Такими условиями, на наш взгляд явля-ются – молчание терапевта, мотивация и проявление чувств у клиента.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.