Психология охраны


Профессиональная деятельность в пенитенциарном учреждении предъявляет достаточно серьёзные требования к личностным качествам сотрудника, особенно к тем, кто несет службу с оружием. Так как именно их работа в значительной мере связана со стрессовыми и экстремальными ситуациями.
В современной психотерапии имеется множество различных методов решения проблем, с которыми сотрудники сталкиваются в период несения службы с оружием. Одним из таких методов является психологическое консультирование, связанное с оказанием со стороны психолога непосредственной психологической помощи сотрудникам, которые нуждаются в ней в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом сотрудникам на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы с которой столкнулся последний.
Для этого мы используем модель поэтапного решения проблемы.
На начальном этапе беседы главная задача психолога состоит в том, чтобы убедить сотрудника в доброжелательном отношении, эмоциональном сопереживании, сочувствии и готовности к пониманию
Предоставление нуждающемуся в помощи своего времени, проявление внимания и участия снижают степень эмоционального напряжения и позволяют более откровенно говорить о своей ситуации и переживаниях, даже совсем интимных, а главное нейтрализуют чувство одиночества, характерное при ситуационных кризисах.
На втором этапе психолог получает информацию о личности сотрудника и его актуальной ситуации, социально-демографические характеристики вовлеченных в кризисную ситуацию лиц, положение участников ситуации в микросоциальной среде.
Психолог должен побудить сотрудника к рассказу о себе, своем образовании, семейном статусе, интересах. Данный прием помогает человеку в период ситуационной дезорганизации осознать себя как частицу определенной группы, нормализовать самооценку.
На третьем этапе осуществляется совместное планирование выхода из кризиса. Психолог должен подвести сотрудника к самостоятельному решению наиболее приемлемого для него разрешения кризисной ситуации, основываясь на достигнутом осмыслении происходящего. Для этого лучше разбить проблему на мелкие задачи, решаемые поэтапно. Психолог должен подсказать несколько предварительных решений, но только в общем, в незавершенном виде, представив этим возможность сотруднику проявить собственную активность. Совместно проанализировав все предварительные решения, психолог и сотрудник выбирают конструктивный план поведения, направленный на преодоление кризиса. Подобная тактика помогает сотруднику поверить в свои силы, повысить самооценку, ответственность.
Четвертый этап беседы психолога с сотрудником, переживающим кризис, направлен на окончательную формулировку плана, который должен быть выражен последовательно, кратко и ясно. Необходимо убедить сотрудника, что психолог верит в его силы и возможности, напомнить ему, что он ранее неоднократно успешно преодолевал жизненные трудности и призвать проявить выдержку, волю и целеустремленность для достижения позитивного разрешения кризиса.
В завершение беседы необходимо предложить дальнейшие контакты для сотрудничества и назначить время встречи.
Важнейшей задачей коррекционных бесед является формирование у сотрудника мотивации к личностному росту и развитию, достигаемое путем самоактуализации и самосовершенствования, заменяющей утраченные жизненные ценности. Это, как правило, приводит к нейтрализации переживаний.
В практике психолога отдела охраны имел случай обращения сотрудника пережившего горе (смерть жены).
Чтобы выяснить на сколько сильны его переживания на момент обращения к психологу мы применили концепцию работы с горюющим, которую предложил Дж.Вильям Ворден.
Он предложил четыре задачи в качестве выполнения:
1. Признание факта потери.
Для этого мы применили тактику постепенного расспроса. В беседе он рассказывал о своей жизни, о том как сказывалась их семейная жизнь. Рассказывал, что у них два уже взрослых сына. Как долго вместе с детьми они пытались помочь ей побороть недуг, облегчить ее страдания. Но болезнь прогрессировала у них глазах. В глубине души они понимали, что ее скоро не станет. Поэтому, когда жена умерла все приняли факт смерти без отрицания. Однако, сотрудник пояснил, что у него наступил период наибольших страданий, острой душевной боли, ощущение пустоты, отчаяния, одиночества. Особенно его мучило чувство вины.
При анализе полученной в ходе беседы информации сложилось мнение, что основным переживанием стало не чувство утраты (так как он понимал, что это неизбежно), а чувство вины.
Таким образом мы перешли к решению следующей задачи – пережить чувства, способствующие утрате и самообвинению.
Для этого мы использовали релевантную информацию, чтобы изменить восприятие ситуации.
Психолог: В чем именно Ваша вина?
Сотрудник: Я должен был найти хорошего врача – специалиста в этой области.
Психолог: Даже ученые в области медицины уже много лет не могут найти истоки этой болезни и излечить от нее. Уже много лет они работают над этой проблемой. Вы сделали все возможное чтобы, облегчить ее страдания. Все что мы знаем, что вы были счастливы в браке, вы делили свою жизнь на двоих и ваша жена оставила вам в благодарность за заботу и страдания свою жизнь. Теперь вы должны помнить, о том, что Вы сделали все возможное и невозможное.
Сотрудник: Да, жена благодарила нас за поддержку. Она чувствовала нашу любовь. Она не хотела чтобы мы винили себя.
На этом этапе мы подключили к работе коллег по службе, тех кто в течении всего дня находится с ним рядом.
Дали ряд рекомендаций:
1. Если он захочет поговорить с вами нужно всегда быть в его распоряжении, выслушать его и поддержать.
2. Относится к нему более мягко.
3. Если он плачет, дать возможность выплакаться, так как слезы это процесс реализации сильнейшей эмоциональной разрядки.
4. Потихоньку приобщать его к служебной деятельности, это даст возможность отвлечься от его проблем.
5. Постепенно демонстрировать то, что вы понимаете его проблемы, но относитесь к нему как к обычному человеку.
Через определенное время он сообщил, что находясь в коллективе он не чувствует себя одиноко, он среди людей которые его понимают.
Постепенно мы перешли к решению следующей задачи – это наладка, окружения где ощущается отсутствие умершего.
На этом этапе поставили цель выяснить степень жизненного потенциала сотрудника, и спрашивали не о чувствах, которые он испытывал, а о смысле жизни для него в этот период. Он рассказывал о том, что главное в его жизни это сыновья. Их надо выучить и помочь найти свое место в жизни.
Это помогло сделать вывод о том, что он не переживает чувство утраты себя, что у него продолжает существовать объект заботы. Сейчас ему приходится решать множество новых задач и эти задачи переплелись с сами переживанием.
На этом этапе он получил возможность отвлечься от прошлого – начал планировать свою жизнь без умершей жены. Строя вместе всевозможные планы на будущее, мы перешли к четвертой задачи – выстраивание нового отношения к умершей жене и продолжение собственной жизни.
Он рассказал, что у него скоро родится внучка и всю оставшуюся жизнь он собирается посвятить ей. У него возникло ощущение, что он способен любить ее, что чувства одиночества и боли сменили чувства печали и ожидания, ожидания будущего в котором он чувствует себя нужным. И теперь его чувства не так остро переживаются, в своем сердце он оставил место для памяти и печали о человеке, который дал ему смысл жизни – его детей. Разглядывая семейный альбом он больше не плачет, а улыбается, вспоминая те моменты жизни, когда ему было хорошо.
А том, насколько эффективно проходила проработка каждой задачи, мы судили по эмоциональным проявлениям, мимике, жестам, сопровождающим каждое слово.
По завершению проработки каждой из задач мы использовали методы арттерапии, для более глубоко понимания его эмоционального состояния.
На первых этапах работы его рисунки выполнялись в черно – серых тонах. Он рисовал пустую комнату и в ней себя, но чем чаще мы встречались, тем ярче становились изображения, на рисунках стали появляться люди. В своем заключительном рисунке он нарисовал себя на зеленой лужайке возле дома в окружении детей, светит солнце и с небес на него смотрит улыбающееся лицо жены.
Для самостоятельной психокоррекционной работы ему были предложены следующие упражнения:

Упражнение «Полный покой души»
Когда Вы чего – то боитесь или переживаете вспомните приятные события, те ощущения вы испытываете. Настройтесь на состояние полного покоя души и постарайтесь в этом состоянии как можно дольше. Если у Вас получилось это хотя бы один раз, запомните это состояние, чтобы в следующий раз, когда Вы начнете испытывать неуверенность в себе, одиночество вспомнить изведанные ощущение и войти в них снова.

Упражнение «Киногерой»
В трудной ситуации Вам лучше всего представить себя киногероем сильным, уверенным в себе, у которого все и всегда и получается. Войдите в этот образ и действуете также, как он, Ваш киногерой. Ведите себя так до тех пор, пока не пройдет чувство страха и неуверенности в своих силах. Впрочем, оставайтесь в этом образе как можно дольше, это поможет Вам повысить самооценку, обрести чувство значимости.

Упражнение «Шире круг»
У Вас есть несколько очень близких друзей и Вам приятно с ними встречаться. Говорит о своих интересах и проблемах. Но Вам следует расширять круг своих знакомых. Для этого нужно хотя бы один раз в день начинать разговор с новым для Вас человеком. Вероятно, что сейчас Вам будет трудно это сделать, но попробуйте сделать первый шаг на встречу людям.
Для «выздоровления» предложили ряд следующих рекомендаций:
1. Примите свое горе.
Примите с готовностью телесные и эмоциональные последствия смерти. Скорбь является ценой, которую Вы платите за любовь. На принятие может уйти много времени, но будьте настойчивы в стараниях.
2. Проявляйте свои чувства.
Не скрывайте отчаяние. Плачьте, если хочется, смейтесь если можете. Не игнорируйте свои эмоциональные потребности.
3. Следите за своим здоровьем.
По возможности хорошо питайтесь, ибо Ваше тело после истощающего переживания горя нуждается в подкреплении. Депрессия может уменьшится при соответствующей подвижности.
4. Уравновесьте работу и отдых.
Пройдите медицинское обследование и расскажите врачам о пережитой потере. Вы итак достаточно пострадали. Не причиняйте еще больший вред себе и окружающим, пренебрегая здоровьем.
5. Проявите к себе терпение.
Вашему уму, телу и душе потребуется время и усилия для восстановления после перенесенной трагедии.
6. Поделитесь болью утраты с друзьями.
Став на путь молчания, Вы отказываете друзьям в возможности выслушатиь Вас и разделить Ваши чувства, и обрекаете себя на еще большую изоляцию и одиночество.
7. Посетите людей находящихся в горе.
Знания о сходных переживаниях других могут привести к новому пониманию собственных чувств, а также дать Вам их поддержку.
8. Помогайте другим.
Направляя усилия на помощь другим людям, Вы учитесь лучше относится к ним, поворачиваясь лицом к реальности, становитесь более независимым и, живя в настоящем, отходите от прошлого.
9. Делайте сегодня то, что необходимо, но отложите важные решения.
Начните с малого – справьтесь с повседневными делами. Это поможет Вам восстановить чувство уверенности, однако воздержитесь от немедленных решений.
10. Примите решение вновь начат жить.
Восстановление не наступает в течении одной ночи. Держитесь за надежду и продолжайте старайтесь адаптироваться вновь.
Данная работа проводится и в настоящее время, но явных признаков депрессивного состояния стало гораздо меньше. Сотрудник чувствует себя более уверенно, научился снимать излишнее напряжение, преодолевать в себе нерешительность, мобилизовывать оптимальное рабочее самочувствие, сдерживать себя в стрессовых ситуациях, осуществлять самоконтроль.
Основная задача психолога на данном этапе завершена – он мотивировал сотрудника на решение проблемы.

Проблема комплектования качественным составом отдела охраны остается достаточно острой в настоящий момент в нашем учреждении.
Следует отметить, что профессиональная деятельность в системе УИС предъявляет достаточно серьезные требования не только к профессиональным знаниям и умениям, но и к личностным качествам сотрудников, осуществляющих сложную, а порой и опасную работу.
Отдел охраны – единственный отдел в учреждении, где сотрудники непосредственно несут службу с оружием, поэтому требования к сотрудникам отдела особенно высокие.
Психологический отбор кандидатов в отдел охраны.
Выполняя свои профессиональные обязанности, сотрудники нередко сталкиваются с рядом негативных факторов: сильное нервно-эмоциональное напряжение, стрессовые ситуации, систематическое нарушение режима «сон-бодрствование», необходимость быть очень внимательным и бдительным в течение всего рабочего дня. Неблагоприятные воздействия напряженного труда приводят к самым различным последствиям, если человек недостаточно подготовлен профессионально и физически к данным условиям.
В связи с этим к кандидату предъявляются высокие требования, которые определяют успешность его деятельности в данных условиях.
Необходим, так называемый, психологический потенциал, обеспечивающий надежность деятельности. Такой психологический потенциал сотрудника складывается из:
а) профессиональной направленности, мотивации труда, интереса к работе, стремления к успеху;
б) эмоционально-волевых качеств: уверенности в себе, смелости, решительности, мужества, готовности к активному противодействию правонарушителям, эмоциональной устойчивости, самоконтроля и самообладания в экстремальных ситуациях;
в) морально-нравственных качеств: чувства профессионального долга, профессиональной чести; порядочности, установки на соблюдение законности и служебной дисциплины; добросовестности; чувства товарищества;
г) коммуникативных способностей: потребности в общении, умения понимать людей по невербальным реакциям, знания основ бесконфликтного общения;
д) интеллектуального потенциала: предпочтительно практическое, социальное мышление, умение реалистично оценивать профессиональную ситуацию и быстро принимать адекватные решения.
Противопоказаниями к службе являются: отсутствие интереса к работе, подверженность профессиональной деформации, несамостоятельность, робость, доверчивость, низкий уровень самоконтроля, интеллекта, импульсивность, агрессивность, не сформированные морально-нравственные принципы.
При первичном психологическом обследовании учитываются основные личностные качества кандидата, и делается вывод о его психологическом потенциале.
Для психодиагностики используются следующие основные методики: СМОЛ, Кеттелла, Леонгарда, Айзенка, Люшера, при необходимости дополнительные методики: СОП, Спилбергера, ШСС. ШЭВ, проективные методики.
К сожалению, реалии современной жизни таковы, что на службу редко приходят люди, в полной мере соответствующие всем профессиональным требованиям.
Поэтому следующей задачей психолога является помощь в адаптации новым сотрудникам, формирование у них четких представлений о профессиональных качествах сотрудника, сущности возможных экстремальных ситуаций, способах самоконтроля и саморегуляции психических состояний.
Воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды, а также эмоциональная неустойчивость могут приводить к возникновению явлений профессиональной деформации даже у опытных сотрудников, проработавших несколько лет в учреждении. Поэтому необходимо вовремя выявлять симптомы эмоционального выгорания и развивать профессионально значимые качества сотрудников.
Для повышения уровня профессиональной пригодности необходимо обращать особое внимание на развитие познавательных и интеллектуальных качеств, эмоционально-волевых качеств, коммуникативных качеств.
Познавательные и интеллектуальные качества.
Известно, что хорошо развитые качества восприятия и внимания позволяют сотруднику отдела охраны получить достаточную информацию о складывающейся обстановке. К числу важных познавательных качеств, следует отнести:
- быстрое распределение внимания и способность обнаружить главное звено в складывающейся ситуации;
- устойчивость и концентрацию внимания;
- пространственную ориентировку;
- способность при наблюдении предугадать направление и содержание действий осужденного;
- знание адаптационных закономерностей различных органов чувств;
- умение снимать утомление в процессе наблюдения.
- профессиональная память на лица, внешность человека, числа.
Основными качествами, обеспечивающими продуктивность памяти, являются: объем; быстрота воспроизведения информации; точность информации; длительность удержания необходимой информации в памяти.
С помощью специальных мнемонических приемов тренируются навыки запоминания и воспроизведения информации.
К числу основных качеств, характеризующих продуктивность профессионального мышления следует отнести: гибкость, широту, глубину, критичность, быстроту мышления, инициативность, сообразительность, самостоятельность, прогностичность. Данные качества необходимо тренировать и развивать у сотрудников.
Эмоционально-волевые качества.
Можно выделить три основных вида психически напряженных ситуаций в деятельности сотрудников:
1. Обычную с элементами напряженности, в основном связанную с перегрузками в работе, дефицитом времени, недостатком информации, межличностными конфликтами, повышенной ответственностью при принятии решений.
2. Трудную (сложную), характеризующуюся нарастанием напряженности за счет внешних факторов (осложнение оперативной обстановки, неповиновение спецконтингента, отказ от выполнения работы).
3. Экстремальную, связанную с воздействием сильных и чрезмерных стресс-факторов, (активное сопротивление; применение физической силы, огнестрельного оружия; захват сотрудника в заложники).
Эффективное выполнение служебных обязанностей в психически напряженных ситуациях деятельности предъявляет серьезные требования к эмоционально-волевым качествам сотрудников. Необходимы решительность, настойчивость, самообладание, эмоциональная уравновешенность, выдержка, выносливость, собранность, осмотрительность, хладнокровие, уверенность в своих силах. Формирование этих качеств непосредственно связывается с переживаемыми человеком стрессами и опытом поведения в стрессовых ситуациях.
Частые нахождения в стрессовом состоянии и неумение сотрудника снимать психические напряжения при помощи методов саморегуляции ( аутогенной тренировки, мышечной релаксации, дыхательной терапии, медитации и др.) может приводить к повышению степени тревожности, эмоциональной нестабильности и даже нервным срывам.
Коммуникативные качества
Формирование делового и эффективного взаимодействия между сотрудниками, «завязывание» оптимальных, доверительных отношений обусловлены эффективностью познания профессиональных и личностных качеств своего ближайшего окружения. Контакты, наблюдения, особенно в период вхождения в должность должны быть направлены на решение этой задачи. Поэтому молодым сотрудникам необходимо участвовать в тренингах профессионального общения, социально-психологической компетентности в общении.
Исследования показали, что эффективности делового взаимодействия способствуют следующие качества: организованность в совместной работе, уверенность, установка на сотрудничество, скромность, готовность к помощи, справедливость, искренность, общительность, активность в совместной работе, последовательность, тактичность.
Качества, затрудняющие эффективность делового общения: переоценка своих возможностей, агрессивность, стремление к доминированию, самодовольство, обидчивость, вспыльчивость, сверхконформность, замкнутость, скрытность, подозрительность.
Целесообразно моделировать условия и трудности охранной деятельности при работе с сотрудниками отдела с помощью:
- создания соревновательной обстановки;
- обыгрывания трудных ситуаций служебной деятельности и тренировки в их правильном восприятии;
- целенаправленной тренировки ощущений, наблюдательности, внимания, памяти;
- создания сложных условий познания, требующих напряжения, мышления;
- активизации процессов осмысленной, обоснованной подготовки выводов, оценок решений и действий;
- создания условий нехватки информации, чрезмерного обилия ее, противоречивости, неточности;
- моделирования ситуаций неизвестности, неожиданности, новизны;
- моделирования ситуаций риска, опасности, ответственности;
- тренировки в выполнении действий в состоянии усталости.
Диагностика профессиональной пригодности сотрудников отдела охраны.
Чтобы иметь представление в целом об отделе и о каждом сотруднике, регулярно проводится углубленное психологическое обследование, с целью определения профессиональной пригодности.
В 1 квартале 2006 г. было проведено обследование с использованием методик МЛО, УСК, ШСС, ОСР, Люшера. Обследование показало, что:
10 % сотрудников соответствуют высокому уровню профессиональной пригодности, т.е обладают высокой нервно-психической устойчивостью, высоким уровнем самоконтроля. Они способны самостоятельно нести службу и руководить коллективом.
86 % сотрудников соответствуют среднему уровню профессиональной пригодности, т.е. обладают средним уровнем нервно-психической устойчивости, средним уровнем самоконтроля. Они способны нести службу, но необходим периодический контроль за поведением и эмоциональным состоянием.
4% сотрудников соответствуют низкому уровню профессиональной пригодности, т.е. они не имеют достаточно развитых навыков контроля за своим поведением и эмоциональным состоянием. У них низкий уровень нервно-психической устойчивости. Такие сотрудники требуют постоянного контроля за поведением и не должны нести службу с оружием.
Исходя из данных психодиагностики была определена программа психологического сопровождения сотрудников отдела с низким уровнем профессиональной пригодности, тематика лекций, тренингов.
В 1 квартале 2007 г. было проведено обследование с использованием методик: МЛО, УСК, Роджерса-Даймонда, «Мотивация к успеху» Элерса, Люшера.
Результаты обследования:
29% сотрудников соответствуют высокому уровню профессиональной пригодности;
71% сотрудников соответствуют среднему уровню профессиональной пригодности.
Обследование показало эффективность групповой и индивидуальной психологической работы, проведенной с сотрудниками за прошедший год.
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям. Но в принципе, все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться многого. Задача же психолога помочь ему определить те качества, которые наиболее необходимы для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить.
В трудовом коллективе молодому сотруднику необходимо постоянно оказывать помощь и поддержку, в повседневной жизни повышать заинтересованность в добросовестном выполнении служебных обязанностей; развивать самоконтроль, уважение к закону при его безусловном соблюдении; наращивать и развивать объем профессиональных знаний; средствами воспитательного и психологического воздействия компенсировать (сглаживать, нейтрализовывать) проявление негативных индивидуально-психологических качеств, поведенческих реакций с разбором причин профессиональных ошибок, путей и методов их предупреждения.
Оказав психологическую помощь молодым сотрудникам на этапе адаптации, важно осуществлять психологический контроль за их дальнейшим профессиональным становлением и личностным ростом.
И только при условии постоянного личностного самосовершенствования можно избежать профессиональной деформации и поддерживать профессиональную пригодность на высоком уровне.

Одним из основных направлений работы старшего психолога отдела охраны является профессиональный и психологический отбор кандидатов на службу в отдел охраны.
Профессиональный отбор – это совокупность специальных процедур, в ходе которых определяется пригодность кандидата к службе в УИС.
Существует три основных этапа профессионально-психологического отбора кандидатов на службу:
1. Первичный или предварительный – осуществляется старшим психологом отдела охраны совместно с кадровой службой на местах, в случаях обращения кандидатов на службу. Здесь же с кандидатом беседует начальник отдела охраны – происходит знакомство с будущими условиями работы: оговаривается зарплата, график работы, должностные обязанности, плюсы и минусы предстоящей службы. На данном этапе старший психолог отдела охраны проводит тестирование кандидата и сбор первичных анкетных данных.
2. На следующем этапе осуществляется специализированный отбор в Центре Психофизиологической Диагностики.
3. Заключительный этап профессионального и психологического отбора кандидат проходит в период стажировки в должности.
На основе результатов первичного тестирования и визуальной диагностики формируются первые впечатления о личности кандидата, его индивидуальных особенностях, его культурном и интеллектуальном уровне развития, адекватности понимания им особенностей предстоящей работы.
Процедура первичного профессионально-психологического отбора проходит в два этапа.
Первый этап – сбор первичной информации и анкетных данных:
ФИО, возраст, адрес места жительства, информация о семье и близких родственниках, обучение в учебных заведениях, специальность, профессиональная деятельность, интересы, увлечения, характер взаимоотношений с людьми ( друзьями, родственниками ), выясняются мотивы поступления на службу в УИС, и также информация о состоянии физического и психического здоровья.
На втором этапе кандидату предлагается ряд психодиагностических методик для определения наличия у него необходимых профессионально- значимых качеств для сотрудника отдела охраны.
1. Методика « уровень субъективного контроля» УСК ( Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд);
2. Характерологический личностный опросник ЕР! ( Г. Айзенк);
3. Экспресс-диагностика уровня тревожности Спилбергера;
4. Опросник Шмишека ( Леонгарда – Шмишека);
5. Прогноз-2 (определение нервно-психической устойчивости);
6. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири;
7. Восьмицветовой тест М. Люшера;
8. Краткий отборочный тест (Бузин) на интеллект ( преимущественно на офицерские должности).
На основе результатов тестирования составляется характеристика кандидата с выводом о целесообразности принятия на службу в УИС. Целесообразность определяется при выявлении соответствия качеств кандидата, качествам, необходимым личности сотрудника УИС:
• наличие высокой нервно- психической устойчивости;
• отсутствие акцентуаций характера и явно выраженных негативных черт, не желательных для сотрудника отдела охраны ( наличие тревожности, импульсивности, низкая адаптивность, низкий интеллект);
• нормальная способность к концентрации внимания , высокий темп реакций.
После первичного психологического обследования кандидата готовится вывод о целесообразности использования его в качестве стажера на данной должности. Дальнейшее психологическое обследование кандидат проходит в Центре Психофизиологической Диагностики, по результатам которого делается окончательный вывод о целесообразности приема кандидата на службу.
После оформления на службу кандидат проходит процесс адаптации к службе, к новым условиям, к коллективу. В этот период с сотрудником проводится беседа по результатам первичного обследования, по необходимости с коррекцией. Также проводится тестирование (используется 16- факторный опросник Кеттелла). Беседы с молодым сотрудником носят воспитательно-профилактический характер: « Профессиональная этика и культура сотрудника УИС», «Условия при работе в новом коллективе», «Планирование рабочего времени», «Профилактика злоупотребления алкогольных напитков», «Практические советы: как завоевать расположение окружающих».
На основе данных проведенной диагностики формируются группы повышенного внимания:
1. Молодые сотрудники со сроком службы до 1 года, испытывающие трудности в адаптации к службе, к новым условиям;
2. Сотрудники, условно рекомендованные к службе по различным основаниям ( трудности адаптации, наличие нежелательных личностных качеств, тревожности, акцентуаций);
3. Сотрудники, склонные к злоупотреблению алкоголем;
4. Сотрудники, склонные к нарушению дисциплины ( как единичные так и неоднократные случаи);
5. Сотрудники, имеющие повышенные показатели по результатам тестирования.
В отделе охраны ФГУ ИК-4 существуют данные группы повышенного внимания.
1. 6 молодых сотрудников со сроком службы до года;
2. 3 условно рекомендованных к службе, один не рекомендован;
3. 3 склонны к злоупотреблению алкоголем;
4. 3 склонны к нарушению дисциплины;
5. Сотрудники, имеющие повышенные показатели по результатам тестирования – 2
Всего в группе повышенного внимания состоит 17 человек.
За период с мая 2006 года по февраль 2007 года прошли психологическое тестирование в отдел охраны ФГУ ИК-4 23 кандидата , из них 6 рекомендованы условно, 2 не рекомендованы.
Независимо от того, к какой группе отнесен вновь принятый сотрудник стоит задача продолжить его изучение в период стажировки и оказывать психологическую помощь к новой должности и социальному окружению.
Главной целью профессионально- психологического отбора является осуществление качественного подбора и расстановки кадров, для выполнения главной задачи отдела охраны – недопущение побега из-под охраны.
И в заключение хотелось бы выделить возможные пути улучшения качества приема на службу кандидатов.
Во-первых, это создание единого блока методик для проведения обследования кандидатов именно в отдел охраны с учетом определения личностных качеств, необходимых для сотрудника отдела охраны, так как психологи отделов охраны , проводя тестирование, дают блоки методик на свое усмотрение, что в некоторых случаях может снижать качество и эффективность отбора.
Также, не имея богатого опыта работы, хотелось бы иметь какие –либо материалы и программы адаптации молодых сотрудников к службе.
В настоящее время заключения психологов и специалистов ЦПД носят рекомендательный характер, поэтому, в связи с дефицитом кадровых ресурсов, на службу продолжают принимать значительное число лиц, условно рекомендованных и не рекомендованных к службе. Это относится и младшему инспекторскому составу отдела охраны. Однако это отражается на текучести кадров, которая постоянно увеличивается, особенно это имеет значение в отношении молодых сотрудников со сроком службы до одного года. Следует отметить, что количество нарушений дисциплины среди условно рекомендованных сотрудников имеет место чаще других. Это указывает на необходимость более внимательного отношения к рекомендациям психологов.

Служба в отделе охраны связана с необходимостью постоянной работы в режиме большого напряжения и самоотдачи. Эта деятельность связана с высокой степенью риска потери здоровья, требует особого организационного построения и правил межличностного общения, повышенной социальной и профессиональной ответственности, что зачастую приводит к нервно – психическому перенапряжению, развитию эмоциональной неустойчивости.
Среди факторов, определяющих тяжесть профессиональной деятельности называют:
1. необходимость несения службы в замкнутых пространствах;
2. монотонность и однообразие в работе;
3. ненормированный рабочий день;
4. ночные дежурства;
5. сильное эмоциональное напряжение;
6. невозможность отдохнуть в течение смены;
7. чрезмерный контроль со стороны руководства;
8. большое количество обязанностей;
9. необходимость выполнения задач в нештатных, быстро меняющихся и сравнительно трудно прогнозируемых ситуациях;
10. нерегулярная смена условий работы;
11. нарушение привычного ритма суточной деятельности;
12. повышенная социальная ответственность за профессиональные ошибки.
Профессиональный отбор кандидатов на службу в отдел охраны – одно из основных направлений деятельности старшего психолога.
К кандидатам на должности в отдел охраны наряду с жесткими требованиями к состоянию соматического и психического здоровья предъявляются высокие психологические требования. Это делает необходимым проведение профессионального психологического отбора. Основная задача психолога – выявление наличия профессионально значимых качеств кандидата, его мотивации на службу, раскрытие значений социальных, психологических и соматических факторов, влияющих на последующую профессиональную адаптацию кандидатов.
Неблагоприятными качествами кандидатов на службу в отдел охраны являются:
- неадекватная личностная мотивационная направленность;
- негативные личностные характеристики (демонстративность, неконструктивные способы разрешения конфликтов, склонность к нарушению норм и правил, инфантильность, невосприимчивость к внешним условиям, эгоцентризм, импульсивность, неустойчивая или завышенная самооценка, снобизм (необоснованное приписывание себе исключительности), высокий уровень физического развития и слабая рефлексия создает весьма опасную «взрывчатую смесь»).
- асоциальные формы поведения;
- выраженные признаки социальной и психической дезадаптации;
- низкий уровень интеллектуального развития;
- высокая вероятность возникновения заболеваний.
- Объективно и субъективно немотивированные частые смены мест работы также должны настораживать психолога при принятии решения, так как подобные формы поведения зачастую встречаются у лиц с нервно – психическими расстройствами или с социально – психологической дезадаптацией.
Основными психологическими особенностями, важными с точки зрения профессиональной эффективности, у сотрудников отдела охраны являются: группы физиологических, волевых и интеллектуальных особенностей, а также профессиональную наблюдательность.
К важным особенностям внимания и наблюдательности относятся:
- способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители;
- умение распределять внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач;
- способность вести наблюдение за многими характеристиками, а также за большим количеством объектов одновременно;
- умение подмечать незначительное (малозаметное) изменение в наблюдаемом объекте;
- умение выбирать при наблюдении данные, необходимые для решения поставленной задачи.
Профессионально важными эмоциональными и волевыми качествами являются:
- эмоциональная устойчивость при принятии ответственных решений;
- уравновешенность и самообладание в конфликтах;
- упорство в преодоление возникающих трудностей;
- способность к длительному сохранению высокой активности;
- низкая внушаемость, способность не поддаваться влиянию, особенно со стороны авторитетных лиц;
- способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях;
- сохранение собранности в условиях, стимулирующих возбуждение;
- высокая «стрессоустойчивость»;
- способность объективно оценивать свои достижения, силы и возможности.
Среди особенностей интеллекта у сотрудников охраны должны присутствовать:
- умение видеть несколько возможных путей решения задачи и мысленно выбирать наиболее эффективный;
- способность к воссозданию зрительного образа по словесному описанию;
- умение определить характер информации, необходимой для принятия решения;
- способность принять правильное решение при недостатке необходимой информации и при отсутствии времени на ее осмысление.
Коммуникативными особенностями сотрудника отдела охраны выступают:
- способность быстро найти нужный тон, целесообразную форму общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника;
- умение согласовывать свои действия с действиями других лиц.
Наиболее существенными особенностями памяти являются:
- особая память на внешность и поведение человека;
- моторная память;
- способность в течении длительного времени удерживать в памяти большое количество информации;
- зрительная память на обстановку места происшествия;
- способность безошибочно воспроизводить прочитанный текст.
Важные моторные качества сотрудника отдела охраны:
- способность к быстродействию в условиях дефицита времени;
- быстрая реакция на неожиданное слуховое впечатление посредством определенных движений.
Все это необходимо учитывать при отборе кандидатов на службу в отдел охраны.
Профессиональный отбор кандидатов на службу в отдел охраны проходит в несколько этапов:
I. Изучение материалов личного дела, в которых, психолога интересуют, прежде всего, сведения о социальном и семейном положении, о дате и месте рождения, об образовании, о его службе в УИС, в армии. Особую ценность представляет информация о трудовом стаже, отношениях в коллективе, материальном положении, употреблении им алкогольных напитков.
Общий анализ личного дела позволяет представить картину жизни сотрудника, проследить его жизненный путь, предположить манеру его поведения в экстремальной ситуации. На основе данных, полученных в результате изучения личного дела, психолог определяет ход предстоящей индивидуальной беседы, которая является важнейшим этапом составления психологического портрета.
II. Беседа ознакомительного характера, в ходе которой выясняются:
- установочные данные на сотрудника (ФИО, дата и место рождения);
- особенности воспитания и уклада семьи, семейные взаимоотношения, причины семейных конфликтов;
- предыдущая деятельность;
- мотивы поступления;
- проблемы в прошлом, отношение к ним, способы решения;
- отношение к семье, родственникам, предыдущей деятельности;
- особенности устной и письменной речи;
- склонность к конфликтным формам разрешения спорных ситуаций;
- проявление негативных черт характера;
- факты о склонности в прошлом к суицидальному поведению;
- наличие близких родственников, страдающих нервно – психическими заболеваниями, в том числе алкоголизмом и наркоманией;
- уровень интеллектуального и культурного развития;
- интересы, увлечения, хобби;
- наследственность, перенесенные заболевания, вредные привычки;
- трудовая деятельность, профессиональные, служебные маршруты.
Особое внимание обращается на внешний вид, манеру поведения и речь (опоздание или неявка на тестирование без уважительной причины; неопрятность, демонстративность; состояние похмелья, ругань, споры, неуместные шутки;, повышенное беспокойство, суетливость, испуг; физиологические проявления, а именно, тремор, заикание, покраснение/побледнение, повышенная потливость, почесывания, судороги, красные глаза).
III. Анкета (см. Приложение №1)
IV. Психодиагностика.
Используемые методики:
1. Методика «Уровень общей осведомленности» (см. Приложение №2), который позволяет определить уровень общеобразовательных знаний и интеллектуального развития кандидата.
2. Тест «Уровень невротизации и психопатизации» – используется в целях предварительной диагностики, выявления «группы риска», объективации динамики при профотборе и профосмотре лиц, работающих в особо сложных условиях.
3. Тест Спилберга «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности».
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.
Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации.
Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».
При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 – низкая тревожность; 31 – 45 – умеренная тревожность; 46 и более – высокая тревожность. Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания.
4. Тест Люшера – Метод цветовых выборов – МЦВ
- эмоциональный стресс (количество «!» больше пяти);
- выраженная острота психического состояния (существенные различия между 1 – м и 2 – м выборами);
- эмоциональная измененность (наличие в первых парах сочетания основных цветов с ахроматическими);
- сниженный уровень работоспособности (разбитая или смещенная на последние позиции цветового ряда «рабочая группа» цветов)
- отсутствие в шифровке сдерживаемых, резервных характеристик.
5. 16 – факторный опросник Кеттелла
Прогностически неблагоприятными показателями здесь являются:
Фактор «C»<= 4 стенов – свидетельствует о низкой толерантности по отношению к фрустрации, подверженности чувствам, переменчивости интересов, склонности к лабильности настроения, раздражительности, утомляемости, невротических симптомах, ипохондрии.
Фактор «О»>= 8 стенов – свидетельствует о тревожности, депрессивности, ранимости и впечатлительности человека.
Фактор «Q4″>= 8 стенов – свидетельствует о напряженности, фрустрированности, взвинченности, наличии возбуждения и беспокойства; ему свойственно активное неудовлетворение стремлений.
Фактор «Q3″<= 4 стенов – говорит о недисциплинированности, внутренней конфликтности представлений о себе, человек не обеспокоен выполнением социальных требований.
Фактор «М»>= 8 стенов – говорит о развитом воображении, ориентированном на свой внутренний мир.
Фактор «G»<= 4 стенов – человек непостоянен, подвержен влиянию случая и обстоятельств, не делает усилий по выполнению групповых требований и норм; беспринципен, неорганизован, безответственен, гибкие оценки по отношению к социальным нормам, что может привести к антисоциальному поведению.
Коэффициент адаптации (КАД) < 0,5 – говорит о том, что человек не выдержит условий служебной деятельности и вероятность психического и дисциплинарного срыва максимальна. Если 0,5<КАД<1, то это говорит о том, что человек будет устойчив при спокойном течении службы, но вполне вероятен личностный срыв при стрессовой ситуации или постоянно накапливающейся фрустрации. КАД вычисляется по следующей формуле: КАД= (А+С+Н-L-О-Q4)/6.
5. Тест по выявлению акцентуации характера (классификация А. Личко).
Нежелательными для службы в отделе охраны являются следующие выраженные типы акцентуаций:
астенический тип (моторная неловкость, нерешительность, склонность к самоанализу, неуверенность в принятии решений; реализация влечения затруднена опасениями и страхом перед возможными последствиями и неудачами; подчеркнутая исполнительность, дисциплинированность).
эмоционально – лабильный тип (богатство, яркость и глубина эмоциональных переживаний, чувствительность к знакам внимания; отсутствие эмоциональной поддержки может привести к острым аффективным реакциям)
неустойчивый тип (безволие в достижении целей, непоседливость и непослушание, тяга к праздности, легкая неподчиняемость, тяга к антисоциальной среде, наркотикам, к групповым формам правонарушений).
шизоидный тип (склонность к одиночеству, неумение сопереживать, неожиданная откровенность перед чужими людьми; реакция ухода в свой внутренний мир, неожиданность и своеобразие поступков).
эпилептоидный тип (аффективная взрывчатость, педантизм, повышенное чувство аккуратности, бережливость; внешняя адаптация сопряжена с тяжелыми конфликтами)
сензитивный тип (робость и застенчивость, впечатлительность, повышенное чувство долга; чувство неполноценности, отвергаемая привязанность вызывает уныние; наигранная развязанность, грубость окружающих вызывает вспышки агрессии).
6. Тест Айзенка «Тип темперамента».
7. Тест «Уровень субъективного контроля» – позволяет сравнительно быстро и эффективно оценить сформированный у кандидата уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями.
8. Тест Басса – Дарки «Диагностика состояния агрессии».
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21+4, а враждебности – 6,5 – 7+3.
На основании полученных данных составляется протокол психологического обследования (см. Приложение №3) и направление в ЦПД (см. Приложение №4).
Таким образом, своевременное выявление факторов, свидетельствующих о выраженной эмоциональной напряженности, состоянии стресса или фрустрированности, депрессивных состояниях, суицидальных тенденциях или латентно протекающем эндогенном заболевании, способствует не только принятию правильного решения, но и своевременному проведению психокоррекционных мероприятий с сотрудниками, попавшими в «группу риска», а также позволяет наиболее эффективно использовать психологические ресурсы личности в процессе адаптации к служебной деятельности.

Приложение №1

АНКЕТА
Фамилия, имя, отчество________________________________________________
Дата рождения_______________________________________________________
Место жительство_____________________________________________________
Состояние здоровья (что тревожит)______________________________________
1. Эмоциональная устойчивость (какое психическое состояние преобладает?)
____________________________________________________________________

3. Как вы относитесь к себе (самохарактеристика):
- человеческие качества___________________________________________
- взаимоотношения с людьми______________________________________
-сильные стороны характера_______________________________________
- отрицательные черты____________________________________________
- чем руководствуетесь в своем поведении_________________________
_______________________________________________________________
- во что верите (вероисповедание, свое назначение в жизни)_________________________________________________________

4. Ваши черты характера (подчеркните):
общительность, тактичность, решительность, настойчивость, сдержанность, смелость, энергичность, невозмутимость, спокойствие, трудолюбие, добросовестность, отходчивость, откровенность, правдивость, искренность, вежливость, уверенность, скромность, замкнутость, бестактность, нерешительность, уступчивость, возбудимость, робость, вялость, вспыльчивость, пессимизм, грубость, скупость, унылость, риск, быстрота, рассудок, лень.

5. Что вы допускаете (подчеркните):
нецензурную брань, неряшливый внешний вид, опоздание на работу, сплетни, несдержанность в конфликтах, мелкое хулиганство, грубость, цинизм;

6. Испытываете ли Вы тягу к спиртному при плохом настроении, интерес к наркотикам в хорошей компании, резко реагируете на критику, замечания, раздражаетесь из-за мелочей, равнодушны к своей жизни, к переживаниям людей.

7. Когда Вы чувствуете себя более спокойно: в одиночестве или среди людей?____________________________________________________________

8. Любите ли Вы приключения, пусть даже опасные?_______________________

9. Нравится ли Вам риск?______________________________________________
10. На что Вы истратили бы лишние деньги?______________________________
11. Что для вас особенно дорого и свято (подчеркните или дополните):
- родители (кто именно)________________________________________________
-муж (жена)__________________________________________________________
- жилье (дом, квартира)________________________________________________
- земля (дача), машина_________________________________________________

12. Мне нравится (подчеркнуть):
Знакомые, увлечения, книги, работа, музыка, танцы , веселое застолье, компания, путешествия, азартные игры, гадание, выпивка, хобби.

13. Из-за чего возникают у Вас конфликты (подчеркнуть).
Тяжелое настроение, плохое самочувствие, стрессовое состояние, неприятности дома (с детьми, мужем, женой), предвзятое мнение ко мне, сплетни (зависть, предательство), разрыв с любимой (ым), материальные затруднения, все надоело (все раздражает), общее нервозное состояние, не знаю что.

14. Что на Ваш взгляд Вас могло бы сдерживать от стрессовых состояний и дискомфорта:
- занятость: работа, коллектив единомышленников, дело по душе;
- люди: друзья, знакомые, письма, любовь, помощь врачей, психолога, помощь начальников;
- быт: обеспеченный тыл дома, материальная поддержка, родители и близкие, помощь со стороны, баня, охота;
- что-то на Ваш взгляд другое____________________________________

15. Жизненные планы и цели___________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обследование провел_____________________________________________________

«____»________________200_г.

Приложение №2

Уровень общей осведомленности.

1. Дайте ответ на следующие вопросы:
а) Где расположена Бразилия?
б) Кем был Ф.И. Тютчев?
в) Что такое конституция?
г) На дубе 6 веток, на каждой ветке по 6 яблок. Сколько всего яблок на дубе?
2. Объясните смысл пословиц.
а) По одежке встречают, по уму провожают.
б) Волков боятся, в лес не ходить.
г) Утро вечера мудренее.
д) Как аукнется, так и откликнется.
е) Тише едешь – дальше будешь.
ж) Семь раз отмерь – один раз отрежь.
з) Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
и) Шило в мешке не утаишь.
к) Яблоко от яблони не далеко падает.
3. Как вы понимаете выражения:
а) Душа ушла в пятки.
б) Комар носа не поточит.
в) Овчинка выделки не стоит.
4. В каком смысле употребляются эти выражения:
а) Золотые руки.
б) Толочь воду в ступе.
в) Свинцовая туча.
г) Заячья душа.

Приложение №3
Протокол психологического обследования

I.Психологический анамнез жизни

1. Наследственность:____________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2. Перенесенные заболевания:__________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Обучение:________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Вредные привычки:________________________________________________
____________________________________________________________________
5. Трудовая деятельность, профессиональные служебные маршруты:________
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Семейные взаимоотношения:_________________________________________
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Мотивы поступления на службу:______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Характеристики, выявленные при индивидуальном обследовании

1. Внешний вид, манера поведения и речь:_______________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2. Интеллектуальная сфера:____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Эмоционально – волевая сфера:_______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Самооценка:_______________________________________________________
5. Коммуникативные качества:_________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Дополнительная информация:________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЫВОД:______________________________________________________________________________________________________________

Обследование провел_____________________________________________________

Приложение №4

Подразделение_______________________________________________________

Направление №
в Центр психологической диагностики___________________________________
ВВК УИН субъекта Российской Федерации
Прошу провести психодиагностическое обследование______________________
____________________________________________________________________

Для определения______________________________________________________
____________________________________________________________________
Использованные методы_______________________________________________
____________________________________________________________________
Устная/Письменная речь_______________________________________________
____________________________________________________________________
Знания__________________________________________________________________________________________________________________________________
Интересы________________________________________________________________________________________________________________________________
Адекватность поведения и внешний вид__________________________________
____________________________________________________________________
Особенности воспитания и уклада семьи

____________________________________________________________________
Предыдущая деятельность¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬______________________________________________
____________________________________________________________________
Мотивы поступления__________________________________________________
____________________________________________________________________
Проблемы в прошлом, отношение к ним, способы решения__________________
____________________________________________________________________
Отношение к семье, родственникам, предыдущей деятельности______________
____________________________________________________________________
Дополнительная информация___________________________________________
____________________________________________________________________
ВЫВОД_________________________________________________________________________________________________________________________________
Предыдущее обследование в ЦПД_______________________________________

Заключение прошу выслать в ___________________________________________

Начальник кадрового аппарата
специальное, воинское звание______________ __________ _______________

Психолог___________ ______________________ _________________________

«___»_____________ ____года М.П.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.