Психология конвоя


В данном издании собраны три выпуска «Записок психолога конвоя», опубликованные отдельными брошюрами на базе ТОГИРРО в 2002-2004 гг., и распространенные среди коллег на ведомственных семинарах. Здесь обобщен опыт работы автора с сотрудниками на должности старшего психолога Управления по конвоированию. Это своего рода пособие для начинающих коллег, недавно пришедших в нашу систему. Надеюсь, что и опытным психологам УИС других регионов будет интересно узнать о некоторых подходах в нашей работе. Думаю, что и руководителям подразделений, особенно замам по кадром и воспитательной работе, будет полезно познакомиться с данной книгой.
Выпуски расположены по хронологическому принципу в порядке написания. В первых двух выпусках под названием «Авторитет психолога», часть 1 и 2, мы пытались показать на примерах, как психологу можно завоевать авторитет в подразделениях нашей системы. Третий выпуск посвящен преимущественно психологической подготовке женщин-сотрудниц к стрельбе.
Мы не стали объединять выпуски в единое целое, иначе читателю было бы не совсем понятно, в какой атмосфере писался тот или иной материал, каково было своеобразие данного периода, что приносило с собой время. А изменений за последние годы произошло в нашей службе и системе, согласитесь, немало.
Каждый выпуск включает в себя множество приложений различной тематики. Все эти тексты были использованы нами в работе. Пестрота тем представленных материалов лишний раз свидетельствует о том, что психолог УИС должен быть универсалом, разбираясь во многих областях психологии.
Желаю коллегам и их начальникам взаимопонимания по как можно большему количеству вопросов.
Автор выражает сердечную благодарность за помощь в написании книги Л.Н. Якушевой, глубокую признательность С.И. Лоншакову за постоянную поддержку автора в области издания его работ. Большое спасибо психологам УИС юга Тюменской области за положительную оценку данного труда.
Буду рад получить обратную связь от коллег. Контактные телефоны указаны во втором выпуске.

АВТОРИТЕТ ПСИХОЛОГА
Часть 1.
Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию представляется первый выпуск из серии «Записки психолога конвоя» под названием «Авторитет психолога». Работа эта предназначена для психологов-практиков пенитенциарной системы и их начальников. Хотя, думаю, будет полезна и психологам ОВД, других силовых структур. Для ученых от психологии она, на мой взгляд, не имеет особого интереса. Представляю их лица, если они вдруг прочитают мои незамысловатые рассуждения о работе психолога. В них, конечно, нет ничего особенного, и все же надеюсь, что эта брошюра поможет молодым коллегам понять специфику службы, быстрее адаптироваться в коллективе, избежать проблем с начальством и всесторонне трудиться над повышением своего авторитета.
В приложении размещены материалы, которые могут помочь в проведении занятий по психологической подготовке сотрудников, в работе над стендом психолога, анкеты. Отражен также и опыт взаимодействия с психологами колоний.
Работа носит публицистический характер, а потому автор не стал указывать рубрику «список литературы» и т.д., вполне обходясь постраничными сносками.
Свои замечания, предложения, пожелания Вы можете прислать или сообщить по адресу: г. Тюмень, ул. Авторемонтная 17 а, Сулимову В.С.

О ПОВЫШЕНИИ АВТОРИТЕТА
ПСИХОЛОГА В УИС

Под авторитетом понимается общепризнанное значение, влияние или тот, кто пользуется влиянием, признанием . Психологическая служба в нашей системе, как и обществе, не обладает еще необходимой степенью признания и влияния .
Завоевать авторитет – эта задача стоит перед психологом, когда он приходит в коллектив. Часто случается, что психолога в подразделении раньше вообще не было или предыдущий имел проблемы с руководством: был не организован, злоупотреблял спиртным, отличался строптивым характером. И тогда предстоит доказывать своей работой, что психолог в подразделении необходим. Как лучше это сделать? Позволю себе дать несколько простых рекомендаций, одобренных группой коллег в октябре 2001 года на курсах повышения квалификации в Рязанской АПУ.
Для повышения авторитета психолога в глазах руководства подразделения необходимо использовать, в первую очередь, особо ценимый начальством принцип наглядности:
1. Заведите стенд, например, “Информация психолога”, повесьте его в коридоре у двери своего кабинета или на другом видном месте. Рубрики могут быть разные, например: “Правила работы психолога”, “Помоги себе сам”, “Ваш ребенок “.
2. Психологу желательно регулярно выступать на страницах газеты УИН (ГУИН), а так же в областных изданиях с сообщениями на разные темы.
3. В письменном виде обобщать свой опыт, доказывая руководству на примерах эффективность работы: где-то удалось предупредить, предотвратить нарушения дисциплины, снизить напряженность в коллективе или среди осужденных.
4. Работать с руководителями среднего звена. Сделать упор на взаимодействие с начальниками отделов и служб. В идеале, ежемесячно писать для них рекомендации по работе с сотрудниками.
5. Особое внимание следует уделить отделу кадров, бухгалтерии и тылу, где работают женщины. Их мнение о деятельности психолога может оказать существенное влияние на руководство подразделения.
Конечно, лучше всего использовать эти рекомендации, начиная с главы психологической службы УИН (ГУИН). Наладить работу должным образом в подразделениях, на наш взгляд, можно только в том случае, если со стороны руководства службой будет проводиться целенаправленная политика в данном направлении. Если руководство службой не ведет четкой линии в этом вопросе, то психологам на местах, в одиночку, трудно завоевывать авторитет.
Сейчас в учреждения УИС приходит служить много молодых психологов – выпускниц гражданских вузов. Им труднее, в том плане, что начальники учреждений смотрят на них несколько предвзято. Им хотелось бы работать с мужчинами, но мужчины-психологи находят себе более подходящее место работы. Мужчин в психологии вообще мало, особенно в силовых структурах. В нашей службе всего 20 % мужчин. Некоторых женщин-психологов называют сексологами, за особенности поведения и вызывающие наряды. Бывает, что девушки, довольно самоуверенны: они считают, что получили достаточный багаж знаний в вузе, но не имеют при этом жизненного опыта. Из-за такого дисбаланса возможны трудности в адаптации молодого специалиста. К тому же с погонами лейтенанта трудно заработать авторитет у начальства. Опыт, звезды на погонах и авторитет приходят обычно с годами.
Теперь подробнее о каждом из пяти пунктов, указанных выше.
1. На стенде вы можете разместить любую информацию, согласовав ее предварительно с начальником подразделения или замом по кадрам и воспитательной работе. В одной из рубрик это могут быть даже анекдоты о службе для поднятия настроения сотрудников. Можно использовать популярные издания (газеты, журналы), где даются различные рекомендации по улучшению самочувствия, борьбе со стрессом, советы родителям. Конечно, желательно адаптировать этот материал к особенностям службы, распорядку дня сотрудников.
Например, для сотрудников нашего штаба на стенде появилась такая рекомендация:
Больше двигайтесь. Десятиминутная прогулка быстрым шагом придает бодрости и мгновенно снимает напряжение на целый час. Таким образом, прогулка в столовую на Плеханово туда и обратно обеспечит вам хорошее настроение на период обеда и после него .
Продолжительная физическая нагрузка так же может пойти на пользу. Физическая нагрузка дает термальный эффект, при котором повышается температура тела, как после горячей ванны. Поэтому нужно более плодотворно использовать, отводимые по плану для физподготовки часы.
Или:
Питайтесь разумно. Перепады в настроении часто бывают вызваны активностью мозга, которая то усиливается, то затихает в зависимости от продуктов, входящих или отсутствующих в нашем рационе. Чтобы от беспорядочного питания не страдали нервы, нужно питаться регулярно, начиная день со сбалансированного завтрака, ограничить потребление кофеина и сахара (непродолжительный подъем настроения может смениться раздражительностью), ежедневно выпивать не менее шести-восьми стаканов воды (обезвоживание организма может вызвать усталость). Вот почему в плановых караулах бойцы постоянно пьют воду, интуитивно борясь с усталостью.
Как мне кажется, такие рекомендации более понятны сотрудникам, чем научные тексты, взятые из различных учебных пособий по психологии. За основу можно взять материалы из журналов «Здоровье», «Ридерз Дайджест» и других изданий .
2. Использование газеты УИН (ГУИН) помогает решать задачи психологу не только в рамках одного подразделения, а позволяет охватить тысячи сотрудников и осужденных. Можно поместить статьи на тему стресса, ревности, любви, ненависти. Вести постоянную рубрику психолога. Использовать обратную связь с читателями в виде писем. Первооткрывателем этой формы работы в нашем УИН я не был. Раньше данным направлением занимался бывший главный психолог, ушедший на пенсию в конце 2000 года. Осенью 2001 года, исполняя обязанности начальника службы, я обратился к читателям газеты:
Уважаемые читатели!
Сегодня в нашей газете мы снова открываем тематическую страничку “Рекомендации психолога”. Здесь вы познакомитесь с советами психологов, получите ответы на интересующие вас вопросы, сможете узнать о себе много нового из тестов.
К сожалению, психологическая служба в наших учреждениях развивается слишком медленно. Причиной тому служат множество субъективных и объективных факторов. Приглашаем вас к разговору на эту тему. Ответьте на несколько вопросов:
1. Нужна ли на ваш взгляд психологическая служба? (да, нет и почему?).
2. Какой должна быть служба?
3. Сколько психологов необходимо?
4. Доверяете ли вы своим психологам (да, нет и почему?).
5. Чем помогли вам психологи? (приведите примеры).
6. В чем не смогли помочь? (приведите примеры).
7. Нужна ли в газете страничка психолога?
Постарайтесь высказывать свое мнение объективно и взвешенно.
Ответы на вопросы вы можете направлять в адрес редакции газеты.
Периодичность выхода странички психолога будет зависеть и от вас. Присылайте свои вопросы, предложения, замечания. Мы будем их учитывать в подготовке следующих выпусков тематической страницы.
Ведение странички психолога в газете способствует повышению авторитета психологической службы и увеличению эффективности ее работы, получению обратной связи из учреждений УИС области.
К сожалению, продолжить сотрудничество с газетой у меня не получилось в силу объективных причин. Вышла только одна статья, посвященная мужскому стрессу.
3. Эффективность своей работы необходимо показать в отчетах к оперативным совещаниям при начальнике подразделения. В зависимости от заявленной темы можно сконцентрировать внимание руководства на всех направлениях работы психолога или на каком-то конкретном вопросе. Желание начальства услышать от психолога на совещании подробную информацию о том, может тот или иной сотрудник нести службу с оружием, привести примеры иной раз бывает негативно воспринято офицерами, для которых эти сотрудники являются подчиненными. Тут возникает много «подводных камней». С одной стороны, психолог обязан соблюдать профессиональную этику и учитывать нежелание руководителей отделений, отделов и служб «выносить сор из избы», а с другой стороны должен показать и доказать эффективность своей работы. Хорошо, если руководитель подразделения понимает сложность положения психолога в этой ситуации, и вовремя может остановиться в своих расспросах, но так бывает не всегда. Иногда руководитель любит ставить своего подчиненного в неловкое положение с целью посмотреть, как он будет выкручиваться из сложной ситуации. Такая практика может нанести удар по авторитету психолога в коллективе. Всего одно не взвешенное психологом слово может привести к осложнениям, к недоверию к нему со стороны коллег.
4. Поддержка психолога со стороны начальников отделов и служб имеет, на наш взгляд, одно из основных значений в нашей работе. С помощью их можно эффективнее влиять на атмосферу в коллективе.
5. Кадры, секретариат, бухгалтерия, тыл. Имея союзников среди женщин в этих службах, можно добиться очень многого
Каждая ситуация, где психолог проявил свои знания и навыки работает на его авторитет. Качественная диагностика, сбывшийся прогноз, эффективная консультация, интересная лекция – все это способствует поднятию авторитета психолога в коллективе.
Конечно, здесь важны и объективные факторы. Отсутствие идеологии в нашем обществе привело к тому, что руководство УИН больше внимания начало уделять религиозно-нравственному воспитанию осужденных, привлекая для этой цели представителей различных концессий. Внимание стали уделять и психологии. Это выразилось в увеличении количества психологов в подразделениях, создании лабораторий и групп.
У нас авторитет психологической службы еще предстоит повышать, т.к. он не достаточен. Об этом можно судить хотя бы по процентной надбавке психологам за сложность-напряженность в колониях и изоляторах. Что касается Управления по конвоированию, то здесь руководство оказывает реальную помощь психологической группе. Это выражается и в высоком проценте надбавки за режим работы, ежемесячных премиях. Руководство дает возможность психологам повышать свой профессиональный уровень на различных курсах, способствует получению дополнительного образования.

ЗАДАНИЕ РУКОВОДСТВА

Зачем нужен психолог? Каждый начальник задает себе рано или поздно этот вопрос. И не всегда может на него чётко ответить. Здесь приведены примеры, чем может быть полезен психолог руководству.
В сложных ситуациях, связанных с проблемами взаимоотношения в тех или иных отделах и службах, руководство дает группе задание провести обследование сотрудников, подготовить справку с рекомендациями.
Пример. Начальник одного отделения отдела по конвоированию Ж. отличался импульсивностью действий, необдуманностью поступков, вербальной агрессией, завышенной самооценкой. Считал, что не заменим на своем посту. Когда встал вопрос о снятии его с должности, и выдвижении на эту должность инспектора Б. того же отделения, Ж. уверял начальство, что не заменим, что отделение поддерживает его, а не инспектора. Тогда мы по заданию руководства с помощью анкеты «Начальник-подчиненный» провели исследование среди личного состава, как они оценивают качества своего начальника и его зама – инспектора. Оказалось, что инспектор по всем показателям превзошел начальника отделения. Результат руководству Управления был представлен в виде справки, где с помощью таблицы в процентах все было ясно видно.
Ж. так и остался начальником отделения, немного поумерив свой пыл, уняв самолюбие, его самооценка стала более адекватной. Инспектор Б., как добросовестный, ответственный офицер, вдумчивый руководитель был назначен начальником отделения в другом отделе. Сейчас у него лучшие показатели по Управлению и нет проблем с некомплектом. Он очень внимательно относится к изучению личности кандидатов на службу и стажеров. Прислушивается к мнению психологов. Учитывает наши рекомендации в карточках ИВР.
В данном случае, анкетирование помогло руководству объективно посмотреть на ситуацию и сделать необходимые выводы.
У начальников отделов и служб иногда возникает проблема – кого же назначить своим замом. Особенно сложно это сделать, когда коллектив маленький – 4-5 человек (например, секретариат, бухгалтерия). Проводить социометрию, в данном случае, на мой взгляд, смысла нет. Начальник знает сильные и слабые стороны каждого, но сомневается, боится сделать ошибку. Используем в работе проективные методики (Люшер, Несуществующее животное, ДДЧ, Рисунок человека из геометрических фигур), т.е. вначале основное внимание уделяем диагностике психических состояний и свойств личности, а потом межличностным отношениям в коллективе и семье. Сравнивания полученную информацию в ходе общения и наблюдения с результатами тестов, даем рекомендации начальникам подразделений и служб. Претензий от начальников служб, которым были даны рекомендации по выдвижению тех или иных сотрудников на должности замов не возникало.

ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА

Не следует забывать, что психолог может помочь во многих сторонах жизни коллектива. Иногда в спортивных мероприятиях, где соревнуются между собой подразделения УИН, команда проигрывает из-за того, что ее тренер нацелен на результат. Он может выйти из себя, призывая выиграть. А команда все равно занимает последнее место. В чем же тут дело? Установка была нужна другая. Команде необходимо было сказать: «Не думайте о результате, играйте каждый мяч. Если вы полностью правильно вложитесь в каждое действие, победа придет сама».
Бывает, что сотрудник после каждого занятия физподготовкой возвращается с травмой. Тут тоже без помощи психолога не обойтись.
Психолог может быть полезен при подготовке стажеров к стрельбе на курсах первоначальной подготовки. Бывало, что после первого выстрела, пистолет выпадал из рук стажера или он его откидывал: звук выстрела и отдача вызывали страх. Во избежание этих неприятностей провел с ними занятие. Смысл сказанного был таков: «Завтра стрельбы. Сегодня вечером мысленно представьте все операции с оружием перед стрельбой. Представьте, как вы возьмете пистолет, как плавно нажмете на спусковой крючок». Далее я рассказал о ряде особенностей, к которым надо быть готовым – выстрел должен быть неожиданным и т.д. Опытные сотрудники иногда вставляют себе гильзы в уши, при отсутствии наушников. В этом потоке обошлось при стрельбе без происшествий. Это доказывает, что заучивание наизусть наставления, знание внешних атрибутов действия при стрельбе не всегда помогает достичь результата. Более подробно об этом можно прочитать в книге В.В. Антипова .
ТЕСТ ЛЮШЕРА

Тест Люшера незаменим при экспрессдиагностике плановых железнодорожных караулов, если перед вами ставят такую задачу. За 10 минут, предусмотренных графиком подготовки караулов на психологическое обследование, нужно протестировать 8 сотрудников, дать им необходимые рекомендации, предупредить начальника караула о возможных проблемах с подчиненными в ходе несения службы, переговорить с ответственным за подготовку караула.
Не везде есть возможность это выполнить на компьютере, так как у некоторых их просто нет. Компьютерные варианты Люшера мало чем тут помогут, если успеваешь брать из интерпретации только процент работоспособности и т.д.
В данном случае, на наш взгляд, необходимо использовать раскладку карточек перед сотрудником вручную. Важно при этом и общение, возникающее в процессе тестирования. («Как здоровье? Когда в отпуск? Как дети? Когда сессия? Как семья?»).
Использование MMPI, СМИЛ, Кетелла по отдельным шкалам не представляется возможным, так как сотрудники скептично относятся к таким тестам, считая некоторые вопросы провокационными, да и валидность методики может падать.
В работе с Люшером мы используем таблицу по определению диспозиции поведения (1 пара), эмоциональной реакции (2 пара), внутренних и внешних раздражителей (3 пара), мотивации (4 пара) и таблицу эмоционального и психомоторного исходного настроения .
Особое внимание уделяется наличию серого цвета. Если он находится в 1 паре, то это может свидетельствовать о позиции отгораживания, а также осторожной сдержанности, замкнутости, скрытности и социальной изоляции. У такого сотрудника могут возникнуть проблемы в карауле. Серый цвет во второй паре может говорить об ограниченной эмоциональной готовности к общению. Как правило, у 75 % заступающих на службу, серый цвет находится в 3 или 4 паре, где 0 в 3 паре – эмоциональная готовность к общению и участию в групповых процессах, а в 4 паре – эмоциональная возбудимость и стремление к успеху, обусловленному участием в групповых процессах). В результате, по наличию серого цвета в 3 или 4 паре можно предполагать, что сотрудник мотивирован и эмоционально готов к успешному прохождению службы.
В данном случае можно проследить влияние срока службы на эмоциональную возбудимость сотрудника. Есть предположение, что у новичков до года службы 0 в 1 и 2 парах встречается чаще, чем у бойцов служащих более года.
Важно тут проследить и влияние личных качеств руководства отделением и караулом на желание сотрудников служить. Для этого можно провести среди сотрудников анкету «Начальник – подчиненный», взятую и переработанную нами из пособия по военной психологии . Можно исследовать влияние личных качеств сотрудника на обстановку в карауле.
По нашему мнению, использование экспресс обработки результатов по Люшеру применительно к нашим задачам более эффективно, чем использование компьютерных версий данного теста.
РОЛЬ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК В
ПРЕДУПРЕЖДЕНИ НАРУШЕНИЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В начале лета 2001 г. со стажером К. в СИЗО произошел следующий случай. Во время обыска он был приставлен к опытному сотруднику из числа караула. Ему было поручено проверить содержимое двух пластиковых бутылок емкостью 1,5 литра каждая, в которых, по словам осужденного, находился травяной отвар. К. понюхал содержимое первой бутылки, затем проверил другую и отпил из нее. Караул и заключенный были в шоке. Последний только и был в состоянии спросить: “Командир, ты же отравиться можешь?” Утром следующего дня дежурный по караулам сообщил мне о случившемся.
Первым делом зашел в кадры, еще раз посмотрел личное дело К. Стажер, по заключению ЦПД, был отнесен к “группе риска” и “рекомендован условно”. Он нуждался в контроле со стороны руководства подразделения и психолога. Не смотря на все эти моменты, характеристика по результатам тестирования К. была весьма положительной: доброжелателен, трудолюбив, общителен и т.д. Тесты проводимые в период первичного отбора кандидата на службу и в начальный период стажировки, так же не выявили явных отклонений у К. В соответствии с заключением ЦПД и психолога подразделения срок стажировки был установлен на месяц больше обычного, т.е. четыре месяца.
Парень приехал в Тюмень после службы в армии из сельской местности соседней области. Внимательно ознакомившись с личным делом, выяснилось, что в аттестате об окончании средней школы у него были в основном тройки, кроме “4” по ОБЖ и “5” по труду. Жил с отчимом. В семье было три брата, он средний. После беседы с К. выяснилось, что его старший брат находится на инвалидности – “у него что-то не в порядке с головой”. Таким образом, следовало предположить вероятность врожденных отклонений психики. Провел повторное тестирование стажера. Сделав сравнительный анализ ассоциативно-рисуночного теста, выполненного К. два раза в течение последнего месяца, и используя более подробную интерпретацию теста, пришел к выводу, что К. не следует допускать к службе, связанной с ношением оружия. Об этом доложил заместителю Управления по воспитательной работе, начальнику отдела и отделения.
В ходе беседы после заполнения бланка АРТ стажер не смог четко объяснить почему нижняя часть кабины пикирующего самолета им заштрихована, так же как и нижняя часть месяца. (В предыдущем рисунке данной штриховки не отмечалось). На вопрос об отсутствии бивней у слона ответил, что это слониха. А у слоних, так же как и у кабаних бивней нет. Меня поразило такое знание животного мира. Я, например, не знал, что у слоних и у кабаних нет бивней. (Как мне сказали позже более сведущие в данном вопросе коллеги, что бивни у слоних, так же как и у самок кабанов есть, но они менее выражены). Полное отсутствие агрессивности.
Путем наводящего вопроса выяснилось, что К. будучи подростком поехал вместе с младшим братом в лес на мотоцикле с люлькой и встретил там маленьких кабанят с мамой, что очень ей не понравилось. Разъяренная кабаниха напала на братьев. Старший не растерялся, успел усадить младшего в люльку, завел мотоцикл и на предельной скорости пытался оторваться от преследования. Сделать это удалось с большим трудом. Таким образом, он спас свою жизнь и жизнь брата.
Следуя инструкции, расспросил о домике на рисунке, более похожим на дачный. Не смотря на его маленькие размеры и скромный вид, в нем жила большая и дружная семья. Когда же я сказал, что домик больше похож на дачный, то К. не согласился, повторив свою точку зрения по этому поводу. С левой стороны дома явно виднелось крыльцо и еще какая-то черточка над ним. Я заинтересовался:
- Вот это крыльцо. А это что? – указал на черточки над крыльцом.
- Это крыльцо, – последовал уверенный ответ.
- Но крыльце ведь ниже?
- Нет это крыльцо, – стоял на своем К.
- А выше что? – решил не настаивать я, сменив тему.
- Это балкон.
- Но ведь дом одноэтажный?
- Ну и что?
На лицо было явное несоблюдение пропорций. Балкон находился на уровне окна. И по сравнению с тем же окном выглядел очень маленьким, но К. это не смущало.
Об отсутствии понятия нормы явно говорили деревья, нарисованные криво, в левом нижнем квадратике. В правом нижнем квадратике был изображен симпатичный, дружелюбный и любознательный чертик с рожками. Сам К. очень даже напоминал этот персонаж.
Если в начальный период стажировки К. рисовал тучи, то теперь их не было. Он адаптировался в коллективе. Это способствовало понижению уровня тревожности. Планировалось перевести К. в ХОЗО, но потом его определили в кинологическую службу.
Пришел к выводу, что о результатах диагностики относительно таких личностей как К. должно знать как можно меньше сотрудников. Лучше всего поставить в известность зама по воспитательной работе и начальника отдела. Другим офицерам информацию нужно давать очень лаконично и осторожно. Любая утечка информации может привести к неправильной интерпретации рекомендаций психолога, например: “А психолог сказал, что К. дурак”.
По поводу отношения к рекомендациям психолога с офицерами было проведено специальное занятие: “Рекомендации психолога на службе и в быту”, где на примерах, описанных выше, было показано, как следует относиться к рекомендациям психолога и применять их.
КОВАРНАЯ ПАРА 03

В начале сентября 2002 г. ко мне на беседу пришли муж и жена П. Вернее, жена привела супруга. Оба работали в нашем подразделении – дежурили сутки через трое в одну смену. Проживали в соседней области в сельской местности. Жена жаловалась, что муж опять ушел на несколько дней в запой. До этого держался несколько месяцев.
Скорее всего, побудительным мотивом посетить психолога послужила беседа, проводимая мной в их подразделении в конце августа. Касалась она профилактики суицидов. Муж не контролировал себя в состоянии алкогольного опьянения. Гонял не только жену и мать. Деревенские тоже не хотели оказаться у него на пути, когда он напивался.
Его отец застрелился, когда мальчику было пять лет. Парень недавно вернулся из Чечни. После армии в поведении преобладала нервозная раздражительность. Мать и жена всячески ему угождали пока он был трезвый, пытаясь его не нервировать. Носили еду в комнату, к телевизору, сигарету подносили. После очередной пьянки дружно пилили. Парня это бесило.
Утром перед запоем, он встал и сразу пошел рубить дрова. Хватило его рвения ненадолго. Сосед пригласил в гости. Там предложили выпить и началась гульба на три дня.
Самое интересное, что в запой он ушел через два дня после тестирования. Я проводил в их подразделении серию проективных методик – Люшера, Рисунок человека из геометрических фигур и Несуществующее животное. Мог ли предвидеть такой поворот событий? Мог мне дать подсказку тест Люшера или нет? И я нашел ответ – мог.
Для проверки догадки я занялся поиском подтверждения своей гипотезы в журналах психодиагностического обследования, пытаясь по памяти сопоставить имеющиеся результаты тестирования сотрудников по Люшеру с их крупными нарушениями дисциплины на службе и в быту. Тут меня ждало разочарование. Специально задача раньше такая не ставилась, и данных обследования за нужный промежуток прошлого и текущего года не было, так как в прошлом году тестирование плановых железнодорожных караулов проводилось нерегулярно, либо нарушали дисциплину стажеры, еще не ездившие в караулы, или сотрудники иных служб, проходящие тест Люшера не чаще 1 раза в 1-2 месяца.
Тогда пришлось сопоставить свои наблюдения и информацию о сотрудниках конвоя с данными регулярных исследований по Люшеру с начала текущего года, проследить динамику.
Просмотрел свои справки-отчеты на оперативных совещаниях у начальника Управления. Выбрал фамилии сотрудников ранее попадавших в поле моего зрения по тем или иным причинам. Потом составил табличку по подразделениям за последний квартал.
Для меня было крайне важно нащупать алгоритм решения проблемы. Ведь возможность предугадывать деструктивное поведение сотрудников и вовремя предпринимать предупреждающие меры помогла бы снизить количество происшествий и тем самым еще больше поднять авторитет группы психологического обеспечения в глазах руководства.
В середине августа, с одним из коллег пошел обедать в столовую аэропорта, но там намечался какой-то банкет и нас не пустили. Пришлось идти в кафе узбекской кухни. Там мы и застали пьяного сержанта Д. в камуфляже с его молодой подружкой и товарищем в форме ППС. Компания громко между собой разговаривала, не стесняясь в выражениях. Д., кавказец, перевелся к нам недавно из другого подразделения УИС. При переводе ВВК и ЦПД не проходил. По слухам, имел на старом месте службы связи с осужденными, страдал эпилепсией. Выиграл недавно, с его слов, в одну из телевизионных лотерей несколько миллионов рублей. Мат людей в форме привлек внимание посетителей кафе. Одна женщина, лет пятидесяти, начала возмущаться и получила в ответ от Д., мол, мы никому не мешаем, и нечего выступать. Мойщица столов сделала компании замечание и намекнула, что кафе скоро закрывается, а если они не уйдут, то она вызовет милицию. Подруге Д., особе лет двадцати, это не понравилось, и она завопила, что сама милиция и у нее есть удостоверение. Третий товарищ за столом пытался ее урезонить, просил помолчать, но она не унималась. Д. ее поддерживал. Он полулежал на стуле, вытянув ноги. Кепка была надвинута на глаза.
Сверив показатели Д. по Люшеру по времени с описанной ситуацией, я пришел к выводу, что его поведение можно было предвидеть.
Возможно, тогда, выиграв много денег, он ощущал собственную значимость, вседозволенность и его агрессия в подпитии могла в любой момент выплеснуться наружу. Это подтверждал тест Люшера.
В конце июля сержант С. задумал потерять удостоверение и потерял в августе. От этого поступка его можно было предостеречь благодаря тесту Люшера.
Прапорщик Б. проявлял вербальную (речевую) агрессию, несдержанность на службе. Мог в состоянии аффекта совершить все что угодно. Его поведение полностью можно было прогнозировать по Люшеру.
Вывод. Обратите особое внимание при тестировании на вторую пару в тесте Люшера – на сочетание серого и красного цветов.

ПРАВИЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ

В конце апреля 2001 года, сопоставив данные тестов, пришел к выводу, что сержант Л. может не выйти на службу в мае, т.к. душа его просит праздника, после получения зарплаты. С начальником отделения начали думать, как этого избежать – задержать выдачу зарплаты, чтобы сотрудник смог съездить в еще один караул до 1 мая или вручить деньги его жене. С последним караулом перед праздниками обошлось, но потом сотрудник сидел на больничном месяц. Начальник отделения был уже готов к такому повороту событий и подстраховался, подготовив резерв.
В ноябре 2001 года аттестационная комиссия рассматривала вопрос о сокращении срока стажировки с 4-х до 3-х месяцев стажеру Я. Психолог был против, что отразил в соответствующих документах.
Данный товарищ был не рекомендован ЦПД, поэтому ему и продлили стажировку на один месяц. Прошло три месяца, и он начал жаловаться руководству отдела, что не может жить на зарплату стажера. Если ему не сократят срок стажировки, то он уволится. Обстановка с кадрами тогда была довольно напряженная. Близился конец года. Каждый сотрудник был на счету. Я. был очень импульсивен, не воздержан, при малом употреблении алкоголя чрезвычайно агрессивен.
На аттестационной комиссии все в голос говорили, что Я. «хороший мужик»: он умел быть полезным, а потому считался хорошим . Все собравшиеся, кроме воздержавшихся кадровиков и психолога, проголосовали за сокращение срока стажировки.
Через два месяца Я., находясь в состоянии алкогольного опьянения, нанес ущерб здоровью двух людей вне службы..
Выступая в сентябре 2002 года на оперативном совещании при начальнике Управления, я дал весьма категоричную оценку сержанту Д., сообщив, что не рекомендую использовать его на службе с оружием. Он был переведен дежурным по КПП. Там он долго не задержался и перевелся в СИ, где попался на оказании услуги подследственному – что-то передал или разрешил позвонить по «мобильнику». К нам он перевелся из колонии, где за ним водились такие же грехи. Ездил бы Д. и дальше в караул, то не удержался от связи с осужденными.
Вот всего лишь несколько примеров реально показывающих, как благодаря работе психолога можно предвидеть и даже оградить свое подразделение от крупного ЧП. Такие случаи наглядно показывают необходимость работы психолога в коллективе и поднимают его авторитет.

НА СТРЕЛЬБАХ

По мнению старшего инспектора группы профподготовки нашего Управления успешность стрельб зависит от следующих факторов:
1. От руководителя стрельб – на 40 %.
2. Психологического настроя подчиненного – на 25 %.
3. Умения владеть оружием – на 25 %
4. Другие факторы – 10 %.
Теперь об этих факторах подробнее. Профессионал считает, что сотрудник выходя на огневой рубеж, должен быть уверен в себе. Он должен сказать себе: «Я умею обращаться с оружием. Мои действия с оружием доведены до автоматизма».
А когда стажер стреляет первый раз? Когда он не уверен, что умеет обращаться с оружием и действия его не доведены до автоматизма? Тогда сотрудник может вдруг забыть обо всем, что ему говорили, повернуться с заряженным и снятым с предохранителя пистолетом в сторону руководителя стрельб и спросить: «А что дальше?» Если тут же отстранить человека от стрельб, то потом он может искать любые причины для того, чтобы в следующий раз не стрелять.
Сотрудник может после выстрела бросить заряженный пистолет, и патрон может разорваться.
К молодым нужен особый подход. Основной упор необходимо делать на научение владеть оружием, а не на выполнение упражнения. Нужно почувствовать пистолет, ход курка. Каждый пистолет индивидуален. Перед стрельбой желательно потренироваться – плавно нажимать на спусковой крючок. Проверить мягкий у оружия спуск или тугой. Не забывать, прицеливаясь делать глубокий вдох, задержать дыхание. Если дыхания не хватает, то можно выдохнуть и прицелиться еще раз. Если затекла рука, то можно ее расслабить.
Все эти нюансы руководитель стрельб должен знать и учитывать. Умелый руководитель уверен в себе, не повышает голоса, не нагнетает обстановку. Многое зависит от его свойств характера и темперамента. П.В. Рябинин привел статистику, доказывающую, что грамотный, выдержанный руководитель способствует повышению показателей стрельбы, а неуравновешенный – наоборот. Он может способствовать психологическому настрою сотрудника или мешать ему.
Важно знать, какой ведущий глаз у сотрудника. Определение ведущего глаза может положительно повлиять на результат стрельб.
Для первых стрельб на первоначалке можно использовать пневматический пистолет. Установить порядок стрельбы не всем трем или четырем сразу на огневом рубеже, а через одного.
Иногда, если человек боится стрелять, используется учебный патрон. Четыре раза заряжается учебный, а на пятый боевой. На наш взгляд, хотя этот прием и приносит свои результаты, использование его не всегда оправдано.
Не нужно ставить задачу «попасть в десятку». Цель – поразить мишень.
Следует учитывать, что результат в тире, как правило, на 15-20 % ниже, чем на стрельбище. В тире выстрел сильнее «бьет» по ушам, там замкнутое пространство, бывает сыро, слабое освещение. На стрельбище природа действует успокаивающе.
На наш взгляд, учитывая вышеперечисленные моменты можно реально повлиять на боеготовность подразделения. Мнение психолога должно учитываться при назначении приказом ответственного и руководителя стрельб. Если руководитель начинает на стрельбах слишком придираться к мелочам, проявляет по отношению к вам вербальную агрессию, и вы чувствуете, что от вашей психологической подготовки не осталось и следа – представьте вместо мишени этого товарища. Ваши результаты улучшатся. Проверено на практике.
Тесное общение психолога с профподготовкой полезно обеим сторонам. Психолог может стать посредником между инструктором и сотрудником, у если у них когда-то не сложились отношения на почве БиФП. Необходимо выяснить, в чем причина избегания сотрудником стрельб под любым предлогом. Чего он боится? Чего опасается? В этом может помочь психолог. От этого все только выиграют.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Сегодня необходим индивидуальный подход к каждому сотруднику. Руководитель стрельб (преподаватель, инструктор) должен быть хорошим психологом.
Для выполнения приемов стрельбы, обеспечивающих наибольшую меткость и удобство действий стреляющего, каждый сотрудник должен в зависимости от своих индивидуальных особенностей выработать наиболее выгодное и устойчивое положение для стрельбы, добиваясь при этом однообразного положения корпуса, рук и ног. Стажеру необходимо помочь найти свое положение при стрельбе.
Удержание пистолета осуществляется за счет захвата его рукоятки кистью руки. Хватка рукоятки должна быть плотной, создающей полную связь руки с оружием в момент прицеливания и выстрела Правильное положение оружия в руке зависит прежде всего от большого и указательного пальцев – в их «вилку» и вставляется оружие тыльной частью. Рукоятка плотно охватывается остальными пальцами.
При стрельбе с одной руки рукоятка пистолета берется плотно, без лишних усилий, так как большое мышечное напряжение может повлечь за собой увеличение колебания оружия, для самоконтроля необходимо следить за тем, чтобы кожа на суставах не белела. Указательный палец накладывается на спусковой крючок чаще всего сгибом первой фаланги, реже – первой или второй фалангами.
При стрельбе с двух рук пистолет удерживается аналогичным образом, а свободная рука поддерживает руку с оружием снизу.
Возможны три основных способа поддержания пистолета:
1. Свободная рука поворачивается ладонью вверх и в нее вкладывается рука с оружием таким образом, чтобы запястье находилось в середине ладони свободной руки. Этой хваткой обеспечивается фиксация самого подвижного сустава руки – запястья, она применяется для особо точной стрельбы;
2. Ладонь свободной руки поддерживает рукоятку пистолета снизу (под магазином). Эта хватка применяется в основном при необходимости быстро произвести выстрел после выхватывания пистолета, а также при стрельбе с упора;
3. Ладонь свободной руки охватывает пальцы руки, удерживающей пистолет, и поддерживает ствол снизу перед спусковой скобой.
При всех видах хваток необходимо следить за тем, чтобы середина ладони свободной руки находилась под осью канала ствола и не допускать в обучении захвата сбоку. Опытный инструктор поможет выбрать стажеру индивидуальную хватку.
Как научить плавному спуску курка? Для этого нужно выполнить ряд упражнений:
- правую руку согнуть в локте, пистолет – перед обучаемым, взгляд направлен на палец, нажимающий на спусковой крючок;
- положение указательного пальца на спусковом крючке произвольное, если рука маленькая и пальцы короткие, то нажимать надо первой фалангой, если рука большая и пальцы длинные, то нажимать следует второй фалангой;
- холостой ход: указательным пальцем нажимать спусковой крючок до упора и отпустить, нажать и отпустить (повтор 3-5 раз);
- объяснить, что за упором следует боевой ход курка;
- боевой ход курка: выжать холостой ход, палец остановит, подготовка к выстрелу закончена, потом и начинается обработка выстрела. Очень плавно и медленно (от 4 до 8 сек.) нажимаем на спусковой крючок, палец движется равномерно, без ускорений, происходит щелчок (курок сорвался с боевого взвода), продолжаем нажимать на спусковой крючок еще 2-3 сек., выстрел закончен (повтор 5-8 раз).
Для спуска курка необходимо, удерживая дыхание, плавно нажимать первым суставом указательного пальца на хвост спускового крючка, пока курок, незаметно для стреляющего, как бы сам собой, не сорвется с боевого взвода, то есть не произойдет выстрел. При взведенном предварительно курке следует иметь в виду, что спусковой крючок имеет некоторый свободный ход , при котором выстрел не произойдет (предупредительный спуск). При нажатии на хвост спускового крючка давление пальца следует производить прямо назад. Стреляющий должен плавно увеличить давление на хвост спускового крючка в течение того времени, когда вершина ровной мушки совмещается с точкой прицеливания. Когда же мушка отклонится от точки прицеливания, стреляющий должен, не увеличивая, но и не ослабляя давления, выправить наводку, и как только ровная мушка опять совместится с точкой прицеливания, вновь плавно увеличить нажим на хвост спускового крючка. При спуске курка не следует смущаться незначительным колебанием мушки у точки прицеливания. Стремление произвести спуск обязательно в момент наилучшего совпадения мушки с точкой прицеливания может повлечь за собой дергание за спуск, а отсюда – неточный выстрел. Если стреляющий, нажимая на хвост спускового крючка, почувствует, что не может больше нажимать, надо, не ослабляя и не усиливая нажима пальца, перевести дыхание и, вновь задержав его, продолжить плавно дожимать хвост спускового крючка .
Ставя перед собой задачу помочь молодым сотрудникам в освоении оружия, психолог должен досконально знать особенности и психологические аспекты стрельбы и вовремя помочь, если возникнет такая необходимость. На наш взгляд, присутствие психолога на стрельбах обязательно. Особенно это касается стрельб на курсах первоначальной подготовки.
В начале 2003 года в учебном центре УИН нами было проведено исследование на тему «Психологическая подготовка женщин-стажеров к стрельбам из ПМ на курсах первоначальной подготовки». Более подробно о результатах исследования будет рассказано в следующем выпуске.

СЛУЖБА НА КПП .

Служба на КПП предъявляет к сотрудникам большие требования, следовательно, и подбор лиц для этих целей имеет большое значение. Успех службы в этих специфических условиях находится в прямой зависимости от морально-психологических качеств сотрудника.
Последнее понятие включает в себя концентрацию, то есть способность сосредоточиться на главном и отвлекаться от всего находящегося в данный момент за пределами решаемой задачи; объем внимания, определяемый количеством объектов, воспринимаемых одновременно; устойчивость внимания – способность задерживаться в течение длительного времени на восприятии одного объекта; распределение внимания – возможность удерживать в сознании одновременно несколько разнородных элементов или выполнять несколько операций; переключение внимания – способность быстро и преднамеренно переходить от одного объекта к другому.
Наиболее приемлемым методом исследования свойств внимания является корректурная проба. Во время эксперимента можно применять сильные раздражители – яркий свет, сильный шум. Корректурный метод достаточно точно выявляет устойчивость внимания при длительной однообразной работе, темп психических процессов, степень утомляемости, способность действовать быстро и безошибочно.
Так как ЦПД использует этот метод, то целесообразно вначале применять его при первичном отборе кандидатов на службу в подразделении или через 1-2 года при положительном заключении ЦПД.
Если у сотрудника нарушена концентрация внимания, то мы не рекомендуем использовать его в качестве часового.

РЕКОМЕНДАЦИИ: ПОЛЬЗА И ВРЕД

Во второй половине 2002 года нами стала еженедельно использоваться такая форма работы, как подготовка письменных рекомендаций по работе с сотрудниками для начальников отделов и служб. С помощью рекомендаций можно реально влиять на коллектив. В зависимости от категории сотрудников с рекомендациями знакомятся начальник управления и его заместитель по кадрам и воспитательной работе. Согласуются с ними. Таким образом, приобретается авторитет у начальника и его заместителей.
Иногда, стремясь завоевать авторитет у начальства, правда, рискуешь потерять его среди офицеров и мнс штаба. Некоторые руководители подразделений болезненно реагируют, когда в рекомендациях или на совещании психолог называет фамилии их подчиненных, склонных к тем или иным проявлениям. Лучше этого не делать, но начальство жаждет конкретики. Объяснить, что такая конкретика иногда выглядит неэтично не получается. В любом случае нужно очень осторожно давать письменные рекомендации. Скорее всего, следует разделить информацию на два уровня: для руководства управления и начальников отделов и служб. Для руководства необходимы более подробные рекомендации с учетом того, что ими умело и тактично воспользуются. Если же такой уверенности нет, то психологу не следует проявлять инициативу со своей стороны по их написанию, а при заказе со стороны руководства постараться излагать информацию объективно и кратко, дав четкие рекомендации, с учетом положительных качеств сотрудников, руководствуясь принципом «не навреди».
Обсуждение с руководством реакции коллег на рекомендации психолога может привести к тому, что руководство из самых лучших побуждений проведет беседу с офицерами штаба, после чего авторитет психолога будет поставлен под угрозу. «Только не говори руководству», – будет ответная реакция.
В любом случае придерживаться принципа «разумной автономии от начальства» очень полезно.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

К сожалению, у нас психолог еще не поднят на должную высоту. Нет четкого разделения его обязанностей. На бумаге, то они, конечно, есть. Только не бумаге. Часто используется прием – «и чтец, и жнец, и на дуде игрец». Без дополнительной нагрузки никак нельзя.
Одно дело, когда психолог любит заниматься подготовкой праздников или делать ремонт своими руками: пишет сценарии, достает костюмы, пилит, строгает, пытаясь совместить эти обязанности с основными. Другое дело, когда ему это навязывают, ссылаясь на опыт другого подразделения.
Тут все познается в сравнении. В милиции дела обстоят куда хуже, чем в УИС. Зимой психологи-управленцы патрулируют улицы для профилактики срыва шапок, снижая тем самым на десятые доли процента статистику преступлений, весной ловят квартирных воров, летом охраняют детские лагеря, осенью стерегут поля с капустой. Все это вместо того, чтобы укрепить свои службы, способствовать введению должностей психологов, обобщать их опыт работы, писать методические рекомендации. Еще в милиции можно часто встретить совмещение работы психолога с кадровой или медперсонала, т.е. психолог занимается всем только не тем, что положено по должностной инструкции. Последние лет восемь в милиции стали посылать психологов в Чечню по разнарядке. Уже женщин-психологов агитируют ехать. Там психологи выполняют в основном функции кадровиков или дежурных офицеров. Эффективности никакой: стимула у психолога нет.
Занимаясь кадровой, воспитательной работой в милиции психолог всех устраивает, пока не произойдет ЧП, например, суицид сотрудника. Выясняется, что человек 10 лет после прохождения ЦПД при устройстве на службу не проходил ни одного психологического обследования. Его карточка ИВР девственно чиста. А был истинный суицид – человек заранее готовился, совершал ряд действий, история его жизни просто полностью совпадает с пунктами из методички по профилактике суицидов: потеря одного из родителей в возрасте до пяти лет, развод с женой, черепно-мозговая травма и т.д. Вот в такие моменты начальство на непродолжительный срок начинает понимать, насколько важна работа психолога. Если психологу удастся предотвратить хотя бы один такой случай в год, то это, на мой взгляд, отличный показатель его работы.
Чиновники Тюмени, например, еженедельно по пятницам метут улицы родного города. Простите, если им больше делать нечего, пусть их сократят на половину, тогда остальным будет чем заняться в своих кабинетах, а не улицы убирать.
Каждый, по нашему мнению, должен заниматься своим делом. И в этом отношении психологам УИС еще повезло по сравнению с другими структурами.
Желательно, чтобы психолог работал в коллективе несколько лет. Женщины в этом отношении более усидчивы, чем мужчины, но у них случается декретный отпуск, болеют дети. Поэтому им часто бывает не до работы.
Женщинами легче управлять. Они почитают авторитет начальника, могут по-женски смягчить ситуацию, лишний раз поздравить с праздником, моментально выполнить пожелание начальника. Женщины пластичнее, мудрее, ими легче управлять, но не работать с ними. Работать серьезно и целенаправленно, на перспективу. Если, конечно, у руководства подразделения есть такое стремление.
Не работает на авторитет психолога проведение ежегодного, обязательного исследования морально-психологического климата в коллективе. Многих сотрудников предлагаемая анкета просто раздражает. И так понятно, что не хватает денег, нет жилья, условия работы не соответствуют каким-то нормам. Все понимают – это только для того, чтобы отчитаться, что работа проведена. Психолог чем-то занят, составляет очередную справку, пишет бумажку. Особенно впечатляет, когда это обследование нужно провести в течение недели и в пятницу отправить отчет в УИН.
Работа психолога не терпит суеты, спешки. Это очень ответственная, творческая, вдумчивая работа. Ее не измерить количеством исписанной бумаги. Психолог может, если захочет, стать барьером на пути формализма, царящего в нашей системе, формализма по отношению к людям и исполнению своих служебных обязанностей.
Службы составляют горы бумаг-отписок, которые обобщают другие вышестоящие инстанции и отправляют дальше. Затем все эти горы макулатуры подшивают в дело и забывают. Психолог-формалист – не психолог. Он на общем фоне формализма не выделится, не завоюет авторитета, т.к. не будет ничем отличаться от других. Можно формально относиться к заполнению журналов, иногда это оправдано, иногда нет. Сразу видно, как заполнялся тот или иной журнал психологом – с целью вернуться к этим записям еще когда-нибудь или нет.
Не следует забывать о поощрении сотрудников своей службы. У автомобилистов, делопроизводителей, кадровиков к их профессиональному празднику всегда отмечают лучших. У нас об этом забывают. Речь уже, конечно, не идет о материальном поощрении. Пусть это будет благодарность или грамота, оформленная в аккуратную рамочку под стеклом, как это уже несколько лет практикуется в ГУВД области. В любом случае это проявление внимания со стороны руководства.
Словом, нам еще очень многое предстоит сделать, решить множество проблем. Желаю всем коллегам успешной работы.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.