Психологические тесты


Вам предлагается ответить на 88 вопросов, касающихся различных сторон Вашей личности.Рядом с номером вопроса поставьте знак “+”(да),если согласны,или “-”(нет),если несогласны.Отвечайте быстро,долго не задумывайтесь.

1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?
2. Восприимчивы ли вы к обидам?
3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать?
4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле,которое делаете?
5. Считаете ли вы себя более смелым,чем в детском возрасте?
6. Может ли ваше настроение меняться от глубокой радости до глубокой печали?
7. Находитесь ли вы в компании в центре внимания?
8. Бывают ли у вас дни,когда вы без достаточных причин находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?
9. Серьезный ли вы человек?
10. можете ли вы сильно воодушевиться?
11. Предприимчивы ли вы?
12. Быстро ли вы забываете,если вас кто-нибудь обидит?
13. Мягкосердечный ли вы человек?
14. Пытаетесь ли вы проверить после того,как опустили письмо в почтовый ящик,не осталось ли оно висеть в прорези?
15. всегда ли вы стараеетесь быть добросовестным в работе?
16. испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками?
17. Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к другу?
18. Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событий и переживаний?
19. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?
20. часто ли ваше настроение бывает подавленным?
21. Был ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?
22. Склонны ли вы к состояниям внутреннего беспокойства страстного стремления?
23. Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?
24. Боретесь ли вы за свои интересы,если кто-то поступает с вами несправедливо?
25. Смогли ли вы убить человека?
26. Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть,настолько,что вам хочется немедленно устранить эти недостатки?
27. Испытывали ли вы в детсве страх,когда оставались одни в квартире?
28. Часто ли у вас без причины меняется настроение?
29. всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?
30. Быстро ли вы можете разгневаться?
31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?
32. можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости?
33. Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий?
34. Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение ?
35. Влияет ли на вас вид крови?
36. Охотно ли вы занимаетесь деятельностью,связанной с большой ответственностью?
37. Склонны ли вы вступиться за человека,с которым поступили несправедливо?
38. Трудно ли вам входить в темный подвал?
39. Выполняете ли вы” черную работу” так же тщательно,как и любимое вами дело?
40. Являетесь ли вы общительным человеком?
41. Охотно ли вы декламировали стихи в школе?
42. Убегали ли вы ребенком из дома?
43. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?
44. Бывали ли у вас конфликты и неприятности,которые так изматывали вам нервы,что вы не выходили на работу?
45. Можете ли вы сказать,что вы при неудачах не теряете чувство юмора?
46. Сделаете ли вы первым шаг к примерению,если вас кто-то оскорбит?
47. Любите ли вы животных?
48. Уйдете ли вы с работы или из дома,если у вас что-то не в порядке?
49. Мучают ли вас неопределенные мысли,что с вами или с вашими родственниками случиться какое-нибудь несчастье?
50. Считаете ли вы,что настроение зависит от погоды?
51. Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей?
52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам,если вас кто-то грубо рассердит?
53. Много ли вы общаетесь?
54. Если вы будете че-либо разочарованы,то прийдете в отчаяние7
55. нравиться ли вам работа организаторского характера?
56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели,даже если на пути встречаются препятствия?
57. Может ли вас захватить фильм,что слезы выступят на глазах7
58. Трудно ли вам заснуть,если вы целый день размышляли над будущим, проблемой?
59. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать?
60. Трудно ли вам решиться пойти ночью на кладбище?
61. Следите ли вы с вниманием,чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?
62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении,а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?
63. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?
64. Если у вас предрасположение к головной боли?
65. Часто ли вы смеетесь?
66. Можете ли вы быть приветливыми с людьми,скрывая свое истинное отношения?
67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?
68. Сильно ли вы страдаете от несправедливости?
69. Можно ли вас назвать любителем природы?
70. Есть ли у вас привычка проверять ,выключен ли газ и свет,закрыта ли дверь?
71. Пугливы ли вы?
72. Бывает ли,что вы чувствуете себя на “седьмом небе”,без объктивных причин?
73. Охотно ли вы учавствовали в юности в кружках худ.самодеятельности?
74. Тянет ли вас иногда смотреть в даль?
75. Сотрите ли вы на будущее пессимистически?
76. Может ли ваше настроение менятся от радостного до тоскливого очень быстро?
77. Легко ли подымается ваше настроение в дружеской компании?
78. Сильно ли вы переживаете,если горе случилось у постороннего человека?
79. Была ли у вас в школое переписывать лист,если вы поставили кляксу?
80. Можно ли сказать,что вы больше недоверчивы и осторожны,нежели доверчивы?
81. Часто ли вы видите сташные сны?
82. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна,под поезд?
83. Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?
84. Легко ли вы можете отвлечься от обреминительных вопросов и не думать о них?
85. Трудно ли вам сдержать себя,если вы разозлитесь?
86. Предпочитаете ли вы молчать (да),или вы словоохотливы (нет)?
87. Могли бы вы ,если придлось участвовать в театральном представлении,с полным проникновением войти в роль и забыть о себе?

Спасибо за работу!
Приложение 2

КЛЮЧ
к тесту-опроснику Шмишека.

При совпадении ответа на вопрос с ключом, ответу присваивается один балл.

Демонстративность/демонстративный тип:”+”:7,19,22,29,41,63,66,73,85,88.”- ”:51.
Сумму ответов умножить на два.
2.Застревание/Застревающий тип:”+”:2,15,24,34,37,56,68,78,81.”-”:12,46,59.
Сумму ответов умножить на два.
3.Педантичность/педантичный тип:”+”:4,14,17,26,39,48,58,61,70,80,83.”-”:36.
Сумму ответов умножить на два.
4.Возбудимость/возбудимый тип:”+”:8,20,30,42,52,64,74,86.
Сумму ответов умножить на три.
5.Гипертимность/гипертимный тип:”+”:1,11,23,33,45,55,67,77.
Сумму ответов умножить на три.
6.Дистимность/дистимический тип:”+”:9,21,43,75,87.
Сумму ответов умножить на три.
7.Тревожность/тревожно-боязливый тип:”+”:16,27,38,49,60,71,82.”-”:5.
Сумму ответов умножить на три.
8.Экзальтированность/аффективно-экзальтированный тип:”+”:10,32,54,76.
Сумму ответов умножить на шесть. +”:6,18,28,40,50,62,72,84.
Сумму ответов умножить н9.Эмотивность/эмотивный тип:”+”:3,13,35,47,57,69,79.”-”:25.
Сумму ответов умножить на три.
10.Циклотимность/циклотимный тип:”
а три.
Максимальная сумма баллов после умножения-24.На основании практического применения опросника,считают,что сумма баллов в диапоазоне от 15 до 19 говорит о тенденции к тому или иному типу акцентуации.Более 19 баллов-черта характера является акцентуированной.
Полученные данные могут быть представлены в виде “профиля личностной акцентуации”.

Приложение 3

Б Л А Н К

оценки эффективности деятельности военнослужащих
____ взвода ______ роты______ батальона в/ч 83420.

(образец)

Уважаемый товарищ!

Вашему вниманию предлагается бланк оценки эффективности деятельности военнослужащих подразделения. Внимательно оценив по нижеперечисленным показателям Ваших подчиненных, проставьте соответствующие баллы каждому.
Время на заполнение не ограничено,в оценке, по возможности, желательно избежать субъективных суждений, на основе только одной ситуации,а попытаться оценить весь период службы, начиная с периода прибытия военнослужащего в подразделение.
Показатели
эффективности:

Предметно – технологические:
-степень овладения навыками военной службы, специальными умениями при подготовке и несении службы в караулах;
-время, затрачиваемое на овладение и выполнение обязанностями службы;
-качество овладения и выполнения навыками;
-надежность овладения и выполнения навыками в определенное нормативами время, в реальных условиях несения службы;
-надежность, безошибочность выполнения обязанностей за период службы.
Личностные показатели:
-вовлеченность в выполнение обязанностей службы;
-степень мотивации, стремления добросовестно выполнять служебные обязанности, проявление волевых качеств при возникновении трудностей;
-заинтересованность в результата службы.
Социальные показатели:
-степень срабатываемости с товарищами, умение преодолевать конфликтные ситуации;
-уровень адаптации к условиям службы, принятие норм и правил армии;
-степень привязанности, потребности общения с окружающими.

Шкала оценки:

0 1 2 3 4 5

0 – почти полное отсутствие перечисленных качеств, 5 – реальное возможное и наиболее оптимальное.

в/зван

Ф.И.О.
Предметно-технологичекие показатели
Личностные
показатели
Социальные
показатели

1. ряд. Иванов И.И. 2 3 1
2. ряд. Петров А.П. 4 3 1
3. ряд. Ванин А.В. 2 2 3
4. ефр. Акинин Ю.Б. 3 2 3
5. ряд. Павлов В.В. 0 1 2
6. ряд. Вуколов С.П. 1 2 3
7. ряд. Ростов А.А. 1 2 3
8. ефр. Рякшин А.М. 1 1 1
9. ряд. Агафонов С.В. 1 2 3
… …………………….. ……………………………………………….. ……………………………………………….. ……………………………………………….. ………………………………………………..
25. ряд. Сидоров С.М. 1 2 4

Благодарим за работу!

СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА.


в/звание
Ф.И.О. год рожд. образ.
ценз состав
семьи место
жит-ва тест - опросник Шмишека Эф-ть деят-ти участ. груп.
прим.
призыв конст.эк. форм.эксп. конст. форм. эксп. контр.
1. рядовой Иванов В.В. 1977 1* 1 2 Дем.-16
Застр.-20
Педн.-12
Возб.-9
Гипр.-21
Дист.-6
Тревж.-3
Экзал.-9
Эмот.-18
Цикт.-18 18
20
10
9
18
6
3
9
15
15 18
16
10
18
15
6
3
9
12
15

1

2

+
2. - – - – - - - – - – - – - – - – - – - – - – - - - – - – - - – - – - – - – - – - - - – - – - – - - – - – - – - - - – - – - – - – - – - – - - – - – - – - – - – - - – - – - - – - – -
3.
4.
5.
6.
7. - – - – - - - – - – - – - – - – - - - – - – - - - – - – - - - – - – - - - – - – - – - – - – - – - - – - – - – - – - – - – - – - – - – - – - - – - – - – - – - – - - – - – - - – - – -
144. рядовой Артемов А.Б. 1978 2 2 1 Дем.-16
Застр.-24
Педн.-12
Возб.-15
Гипр.-24
Дист.-3
Тревж.-6
Экзл.-18
Эмот.-12
Цикл.-12 16
24
12
18
21
6
9
15
12
15 18
24
15
18
21
9
6
12
15
12

0

1

+

*-образовательный ценз (1-неполное среднее;2-среднее;3-высшее);
-состав семьи (1-полная;2-неполная);
-место жительства (1-сельская местность; 2-гордская местность)
Приложение 5

А К Ц Е Н Т У А Ц И И Ф Р У С Т Р И Р О В А Н Н О С Т Ь

Norma
(типы
личности)

Невротичекие
реакции

Невротические
состояния

Неврозы

Психопатия

Психозы

в процессе психологической помощи

О Т Н О С И Т Е Л Ь Н А Я А Д А П Т И В Н О С Т Ь

Динамика перехода от психической нормы к психопатологическим состояниям разного уровня и возможности возвращения в “норму”.

Приложение 6

П Р О Г Р А М М А
проведения сессии по групповой психотерапии с молодыми военнослужащими с застревающей акцентуацией.
(Вариант)
1 этап. Предварительная подготовка к проведению цикла.?
Цель : набор мотивированных участников групповой психотерапии, первоначальное психологическое обследование, определение индивидуальных задач работы с каждым, уточнение программы групповой психотерапи; заключение контракта, определние рамок и задач работы с участниками.
1. Отбор участников.
На основе предварительного изучения документов, результатов психологического обследования во время призыва и приема молодого пополнения, по рекомендациям командиров подразделений.
2. Психологическое обследование.
-проведение тестирования военнослужащих тестом – опросником Шмишека на предмет уточнения степени выраженности акцентуации, выполнение личностных рисуночных тестов: ”Несуществующее животное”, ”Дом-дерево-человек”.
-опрос командиров подразделений по методике “Оценка эффективности деятельности военнослужащего” с целью определения индивидуальных показателей по критериям оценки эффективности.
3. Проведение беседы.
Разъяснение сущности групповой работы, определение ее задач, сроков и продолжительности и обсуждение других вопросов.
4.Индивидуальные беседы.
Проводятся с участниками групповой работы, целью которой является выяснение вопросов, связанных с особенностями личности, ее восприятия окружающего мира и отношения к людям, условиям военной службы.
2 этап. Проведение групповой работы.
Занятие №1.
Тема: ”Психодиагоностика личности.”
Время: 2 часа.
Место: комната психологической разгрузки части.
Цели:
• -диагностика психологических особенностей личности;
• -прояснение позиции и установок на участие в групповой работе;
• -развитие умения выявлять и анализировать свои психологические характеристики и характеристики окружающих людей.
1. Приветствие ведущего группе.(3 мин.)
2. Рассказ об основах психологических знаний, целях занятий:(7 мин.)
• участие и умение работать в группе, приобретение коммуникативных умений;
• умение контролировать свои чувства и поступки;
• эмоциональная поддержка;
• самопроявление;
• повышение адаптационных возможностей;
• решение внутриличностных проблем, тревожности, чувства неудовлетворенности;
• приобретение нового опыта; проверка и тренинг новых способов поведения, самореализации;
3. Раскрытие логики занятий.(7-10 мин.)
4. Выбор псевдонимов, места в аудитории с учетом максимальной комфортности и желания общения. Ведущий предлагает воспроизвести имя на “визитке” и поместить ее на грудь.(5 мин.)
5. ренировка в приветствии.(5 мин.)
Участники по очереди встают и кратко приветствуют группу, передавая что-то приятное, дополняя друг друга и в заключении касаясь соседа рукой.
6. Упражнеие “Самопрезентация”.(45 мин)
Ведущий предлагает по очереди представиться псевдонимом и рассказать о себе( в течении 3-5 мин.),не акцентируя внимания на биографии а освещая личностные качества (“сильные” и “слабые”).По окончанию участники делятся впечатлениями.
7. Упражнение “Правила работы в группе”.(7-10 мин.)
Ведущий разъясняет, что подчинение нормам не является обязательным, но от их соблюдения или несоблюдения зависит эффективность работы группы, а значит, и успешное решение своих проблем.
Основные правила члена группы: выполнять распорядок групповых занятий; говорить в группе обо всем открыто и искренне; не выносить за пределы группы то, что происходит во время групповых занятий; как можно больше контактов и общения; помогать товарищам по группе осознавать и изменять свой способ поведения, если он противоречит общепринятым нормам; недопустимость непосредственной оценки человека; отказаться от общих фраз, говорить о проблемах и переживаниях, как своих собственных, так и товарищей по группе, конкретно и по принципу здесь и теперь; выслушивать взгляды, мнения и советы членов группы, обдумывать их, но принимать решения самостоятельно.
В заключении участники обсуждают, ополняют и принимают правила поведения.
8. Упражнение “Нарисуй себя”.(10-12 мин.)
Ведущий предлагает нарисовать себя такими, какие вы есть, и такими, какими бы хотели быть.
Для ведущего. Если рисуют высоким, крупным, широкоплечим, стройным, а свое лицо максимально привлекательным, имеет место высокая самооценка; если рисуют маленьким, узкоплечим, непривлекательным, а также если “я в будущем” лучше “я сейчас”, то речь идет о заниженной самооценке.
9. Письменный опрос “Самооценка и притязания “здесь и теперь””.(Приложение № ).(5 мин.)
Ведущий предлагает ответить на вопросы несколькими фразами:
1. Мое состояние …
2. Мое поведение…
3. Мое место в этой жизни…
4. Я хочу получить от жизни…
5. Мне мешает…
10. Домашнее задание “Мой герб”.(3 мин.)
Ведущий предлагает нарисовать на следующее занятие воображаемый “герб” и придумать ему лозунг, отражающий принцип жизни владельца.
11. Ознакомление с “экспресс – аутогенной тренировкой”(“экспресс-АТ”).(7-10 мин)
Ведущий объясняет физиологические основы метода и эффект, ожидаемый от выполнения того или иного упражнения, знакомит с планом тренировок. Участникам предлагаются упражнения “Вызывание ощущения тяжести”, ”вызывание ощущения тепла”.
12. Подведение итогов занятия.(3 мин)
Ведущий предлагает высказаться 1-2 фразами о занятии, сказать об обиде, если такая была в ходе работы.
В заключении “Рука ведущего”. Руководитель подымает ладонь вверх и говорит о том, что ему было приятно работать с группой. Затем это делают все по очереди.

Занятие №2.

Тема: ”Характер”.
Время: 2 часа.
Место: комната психологической разгрузки части.
Цель:
• развитие представления о себе, чертах своего характера;
• принятие себя таким, какой есть;
• осознание значения межличностного общения и место черт характера в нем.
1. Психологическая разминка в виде приветствия.(3-5 мин.)
2. Напоминание о правилах группы.(2-3 мин.)
3. Обсуждение домашнего задания.(15 мин.)
Ведущий собирает “гербы” и предлагает сделать выставку, на которой участники должны угадать, где чей и почему с краткой аргументацией. Ведущий в заключении предлагает разобрать свои и в дальнейшем на протяжении сессии доработать герб и лозунг.
4. Дискуссия о чертах характера.(25 мин.)
Ведущий кратко рассказывает о характере и его чертах, необходимости самовоспитания, предлагает обсудить, какие черты необходимы человеку сегодня. Затем каждый по очереди рассказывает о своем характере, выделив положительные его стороны и отрицательные. В заключении ведущий предлагает обменяться мнениями об объективности оценок.
5. Упражнение “Коммивояжер”.(35 мин.)
Ведущий предлагает по очереди выступить в роли рекламного агента по распространению чего-либо, два человека выступают в роли раздраженных клиентов и задают каверзные вопросы, остальные наблюдают.
В заключении обсуждение поведения каждого участника, бор и вручение 1,2,3 премии.
6. Упражнение “Выбери два главных качества твоего характера”.(10-12 мин.)
Ведущий предлагает выбрать каждому участнику выбрать два самых важных, по их мнению, качества, необходимые для успешной жизни и службы:

• решительность;
• чувство достоинства;
• доброжелательность;
• настойчивость;
• трудолюбие;
• доброта;
• смелость;оптимизм;
• щедрость;
• терпиливость;
• устойчивость к трудностям.

После выбора ведущий организует обсуждение сделанного выбора.
7. Упражнение “Решим Вашу проблему”.(5-8 мин)
Ведущий предлагает участникам на листке написать свою проблема, а затем каждому по кругу дописать под ней что-либо хорошее о человеке, начиная со слов “Зато…”Впоследствии все разбирают свои листы и ведущий предлагает подумать над написанным группой в свободное время.
8. Овладение упражнениями АТ: ”вызывание ощущения тяжести”, ”ощущение тепла”, ”регуляция ритма сердечной деятельности”.(12-15 мин.)
9. Подведение итогов занятия, прощание с группой.(2-3 мин.)

Занятие № 3.

Тема: ”Мое место и роль среди окружающих меня людей.”
Время: 2 часа.
Место: комната психологической разгрузки части.
Цели:
• определение и осознание своих притязаний и реального положения в группе;
• осмысление своего места и роли в кругу друзей, подразделения;
• осознание проблем поведения и выбор направления самореализации Я.
1. Психологичекая разминка в виде приветствия.(3-5 мин.)
2. Обсуждение домашнего задания.(15-20 мин.)
Ведущий предлагает выступить о впечатлениях, навеянных в размышлениях о высказанных положительных качеств личности, подчеркнутых группой, высказаться, на что можно рассчитывать в жизни (профессия, служба, личная жизнь)
В заключении обсуждается результаты проведенной работы.
3. Упражнение “Мой идеал”.(20 мин.)
Группе предлагается по очереди высказаться о своем идеале и выделить самые важные качества, помогающие ему быть успешным в группе. По окончанию выступлений проводится обсуждение.
4. Психологическая летучка.(5-7 мин.)
Ведущий предлагает подумать и кратко высказаться по вопросу: ”С кем Вы хотели
бы сейчас дружить-с глупым, трусливым , самонадеянным или с умным, смелым, сильным, авторитетным?” Затем задается вопрос: ”А будет ли такой дружить с Вами?”
5. Упражнение “Слежка”.(10 мин.)
Ведущий предлагает во время перерыва понаблюдать за членами группы, а затем попытаться рассказать – о чем думал, что делал человек.
6. Упражнение “Отказ”.(10-12 мин.)
Участники делятся на пары и им предлагается тактично отказать в просьбе, которая кажется некорректной, трудновыполнимой.В заключении – обсуждение результатов упражнения.
7. Обсуждение ситуаций из жизни.Участники пытаются разобраться в притязаниях и ролях участвовавших в ситуации.(15-20 мин.)
8. Упражнение “Войдите в круг”.(10-15 мин.)
Предлагается разыграть ситуацию, когда в группу приходит “новенький”. Один человек играет эту роль и затем после 2-3 инсценировок ведущий предлагает обсудить чувства и эмоции ,возникшие при разыгрывании “ролей”.
9. Освоение техники АТ на фоне классической музыки.(Шопен. Соната №3)(15 мин.)
Ведущий: ”Я понимаю, что от меня требуется…я уже много делаю…Я понимаю себя…Я осознаю свои роли в этом мире…Я хочу…”
10. Домашнее задание “Презент”.
Предлагается разбиться на пары и подготовить неожиданный и приятный подарок друг другу.
11. Упражнение “Конверт”.(5-7 мин.)
Ведущий предлагает откровенно написать о впечатлениях групповой работы и своих ощущениях, а затем запечатать свой самоотчет в конверт. Ведущий собирает конверты и предлагает вскрыть их на последнем занятии.
11. Подведение итогов, прощание (2-3 мин)

Занятие №4

Тема: ”Я и конфликт.”
Время: 2 часа.
Место: комната психологической разгрузки части.
Цели:
• осознание Я и его роли в конфликтах с окружающими;
• соотнесение самооценки и понимание других;
• оценивание собственного эгоизма, связь его с одиночеством;
• осознание чувства благодарности.
1. Психологическая разминка в виде приветствия.(3 мин.)
2. Обсуждение домашнего задания.(10-15 мин.)
Участники дарят подарки друг другу, затем проводится обсуждение, что чувствовал каждый тогда, когда дарил и тогда, когда принимал подарок, а также делятся наблюдениями о поведении других.
3. Дискуссия на тему “Отношения с другими и конфликт”.(15-20 мин.)
Ведущий: ”Восприимчивость к чужим чувствам и потребностям, осознание собственного поведения…повышение коммуникабельности, открытости…мы живем среди людей…Отношения с другими очень важны…Следует научиться верно оценивать людей…От понимания себя и верной самооценки легко перейти к пониманию других.. Жизнь очень непроста, особенно при серьезных изменениях обстановки .В ней нередки трудности, неудачи, конфликты, кризисы, обман, клевета, сплетня и сговор. Надо разбираться, уметь бороться, но главное – избегать.
Затем в группе обсуждается эта проблема, выступаюшие по очереди высказывают свою точку зрения.
4. Упражнение “Решение задачи”.(30-35 мин.)
половина группы усаживается в круг в центре комнаты, вторая половина располагается вокруг первой. Участникам, находящимся во внутреннем круге, дается ситуационная задача или тема для дискуссии. Подходят любые задачи и темы, но лучше конкретные, актуальные в повседневной жизни подразделения: ”Конфликтная ситуация с сержантом”, ”Проблемная ситуация в суточном наряде”, ”Вы устали, а вокруг люди”.Тему лучше обсуждать по принципу здесь и теперь.
Участникам, находящимся во внешнем круге предлагается наблюдать за поведением кого-либо из конкретных участников в центре и подмечать, как тот участвует в дискуссии, в какой степени оказывает поддержку своим партнерам. Через 10-15 минут участники меняются местами. В заключении вся группа садится в общий круг и обсуждает различные варианты решения проблемы, формы поведения и реагирования отдельных участников дискуссии.
5. Упражнение “Дискуссия”.(10-15 мин.)
Четыре участника группы добровольно участвовать в дискуссии, взяв на себя одну из предложенных ролей.
”Начальник”. Держится высокомерно, мыслит бесаппеляционно. Себя считает правым, остальных – виновным. Говорит властным голосом, не терпит возражений.
“Подчиненный”. Во всем противоположен начальнику. Держится подобострастно, во всем соглашается с начальником. Всех успокаивает, очень боится конфликтовать.
“Компьютер”.Ультрарассудительный,спокойный,холодный,собранный,бесстрастный,умный.Говорит только правду.
“Чудак”. Высказывает неожиданные суждения, приводящие всех в недоумение. Держится независимо, но неуклюже. Предметом дискуссии могут стать проблемы взаимоотношений в подразделении.
Во время дискуссии ее участники сжимают друг другу кисти рук .Чем больше высота эмоционального накала, тем крепче конфронтирующий участник сжимает руку своего партнера, выплескивая отрицательные эмоции.
Упражнение заканчивается общим обсуждением поведения участников дискуссии. Участники защищают свою позицию.
6. Упражнение “Впечатления”.(15-20 мин.)
Один из участников садится напротив другого, глядит ему прямо в глаза и громко, чтобы слышала вся группа, рассказывает, какое впечатление он на него производит. Так поступают все участники по очереди. Ведущий следит, чтобы не затевалась дискуссия, не превращалось упражнение в фарс или гротеск.
7. Овладение основами АТ.
Ведущий: ”Другу, я друг, товарищу – товарищ, с хорошим человеком добр, с врагом решителен и отважен…Я признаю свои промахи в общении с другими…Я критичен к себе и иду дорогой самосовершенствования…”
8. Домашнее задание.
Ведущий предлагает каждому выбрать конфликтную ситуацию, имеющую место в его жизни сейчас. Затем он получает задание участвовать в какой-то конкретной ситуации, вызывающей подобный конфликт, оставаясь спокойным, адекватным, но настойчивым и по возможности разрешить конфликтную ситуацию.
9. Подведение итогов, прощание.(2-3 мин.)

Занятие № 5.

Тема: ”Я и мои обиды.”
Время: 2 часа.
Место: комната психологической разгрузки.
Цели:
• осознание обиды, истинной и ложной;
• поиск причин неудач в жизни в себе, в своем отношении к окружающим;
• соотнесение обиды и неудачи;
• овладение собой и чувствами в обиде.
1. Психологическая разминка в виде приветствия.(3 мин.)
2. Обсуждение домашнего задания.(15-18 мин.)
Ведущий предлагает по очереди рассказать о ситуациях, своих чувствах, способах разрешения конфликтных ситуаций, своем состоянии после “победы”. В заключении руководитель проводит обсуждение со всей группой типичных ситуаций и путей ее разрешения.
3. Дискуссия на тему “Об обиде и обидчивости.”(20 мин.)
Ведущий: ”Что-то простительно, а что-то не прощается… Есть истинная и есть ложная обида, необходимо подумать, намеренно ли тебя обидели, хотели ли унизить или без злого умысла…Сделай паузу…Обратись к обиде через несколько дней…Мы часто не замечаем, когда обижаем других, и болезненно реагируем, когда обижают нас…”
Ведущий старается, чтобы свое мнение высказали все участники.
4. Упражнение “Напутствие”.(20 мин.)
Ведущий предлагает представить, что у каждого есть младший брат, которого призывают в ВС .Необходимо научить его, как вести себя с ребятами, чтобы он избежал неудач, с которыми он встретился. Роль “брата” поручается кому-нибудь из группы.
В заключение краткое обсуждение услышанного 1-2 фразами в рамках группы.
5. Упражнение “Раскаивание и признание”.(15 мин.)
Ведущий предлагает вспомнить ситуацию, когда был совершен дурной поступок, но вас простили,а может и нет; вспомнить, когда по отношению к членам группы был совершен дурной поступок, когда обидели и когда было прощение, а когда нет. Что приятнее: прощать или копить в душе зло. Через 1-2 минуты предлагается каждому выбрать одну из ситуаций и выразить свои чувства к человеку, позитивные или негативные.
В заключении обсуждается вопрос: что легче и безопаснее выразить – позитивное или негативное? Стоит ли идти на риск раскрытия себя и проявить мягкость.
6. Упражнение “Вдвоем”.(15 мин.)
Первая позиция. Руководитель предлагает разделиться на пары и выбрать себе в партнеры по возможности человека, которого более или менее знакомого. Затем сесть на стулья спиной к спине и вести разговор о недостатках и промахах друг друга в необидной, но критичной форме. Через несколько минут повернуться друг к другу и поделиться своими ощущениями.
Вторая позиция.Один партнер сидит ,другой стоит. Продолжают разговор. Через несколько минут меняются местами, чтобы каждый испытал ощущения при разговоре в позициях “сверху” и “снизу”. После упражнения партнеры делятся впечатлениями.
Третья позиция. Партнеры сидят друг напротив друга и смотрят в глаза, взявшись за руки и “говорят только глазами”, выражая свое отношение при необходимости сжатие кистей рук партнера. Через несколько минут делятся впечатлениями.
В конце упражнения каждый участник кратко делится своими впечатлениями.
7. Дискуссия “Как вести себя по отношению к обманувшему? А как вести себя с враждебно настроенным человеком?”(15 мин)
Ведущий предлагает выступить со своим мнениями, по ходу уточняя позиции и наблюдая за мимикой, тональностью выступлений.
8. Овладение и совершенствование методом АТ(10 мин.)
9. Домашнее задание .
Ведущий предлагает дорисовать свой герб и уточнить, если есть необходимость, свой жизненный лозунг.
10. Подведение итогов, прощание.(2-3 мин.)

Занятие № 6.

Тема: ”Я и военная служба.”
Время: 2 часа.
Место: комната психологической разгрузки части.
Цели:
• осознание изменяющегося мира опыта, центром которого является личность;
• символизирование опыта, восприятие военной службы в самости личности, предотвращение его игнорирования, отказа, как несовместимого со структурой Я;
• индетификация значимого сенсорного опыта и ощущений общения, их символизация и организация.
1. Психологическая разминка в виде приветствия.(2-3 мин.)
2. Обсуждение домашнего задания.(7-10 мин.)
3. Дискуссия “Я и военная служба. Что мне мешает?”(15-17 мин.)
Ведущий организует дискуссию, включая периодически вопросы, стремясь вовлечь всю аудиторию: ”Мои ощущения, связанные с военной службой…в чем секрет успешной службы: в формальном плане и в реальном,личностном?.. Какие качества нужны мне, чтобы быть лучшим…а необходимо ли стремиться быть самым лучшим…Глупо скрывать свои проблемы,но вот с кем поделиться?.. Как изменились мои душевные и телесные ощущения в армии…”
4. Ведущий предлагает рассказать о своих родителях (бабушке, дедушке),об их жизни сейчас ,об их работе, о том, что их сейчас может тревожить, об их здоровье.(25 мин.)
Группа наблюдает за выступающими и делится в конце своими впечатлениями о мимике, жестах, искренности переживаемого.
5. Упражнение “Фантазирование”.(35-40 мин.)
Ведущий предлагает пофантазировать о сегодняшней жизни без ограничений. Затем один из участников закрывает глаза и начинает фантазировать. Темы могут варьироваться, но ведущий корректно должен возвращать “фантазера” на позицию “теперь и сейчас и в рамках социального статуса. Поощряется описание телесных ощущений, ситуаций, окружающих вещей. Если в процессе фантазирования встречается препятствие (робеет, смущается и т. п.), ведущий поощряет его к само раскрытию, помогает продолжить фантазирование.
По завершению участники группы делятся впечатлениями.
6. ”Дискуссионный клуб”.(15 мин.)
Ведущий: ”Друзья! Это наша уже не первая встреча.О многом мы уже успели поговорить, пытались разобраться в себе, посоветоваться с товарищами, пытались научиться снимать напряжение, тревожность. О чем еще вам хотелось поговорить, что вас беспокоит, о чем поспорить…”
Ведущий корректно выбирает тему, наиболее часто встречающуюся в высказываниях и пытается не участвовать в дискуссии, анализируя готовность группы к самоорганизации и саморегулированию. Тематика дискуссии анализируется и в дальнейшем проводится корректировка содержания занятий.
Важно плавно завершить дискуссию и обязательно похвалить группу за самостоятельность.
7. Упражнение “Конверт”.
Ведущий предлагает после успешной встречи “отдохнуть” и подумать о том,что дала групповая работа каждому а затем написать откровенный самоотчет на листе и запечатать его в подписанный конверт. Ведущий собирает конверты и предлагает их вскрыть на последней встрече. Все удобно рассаживаются, закрывают глаза и прослушивают музыкальную композицию “Звуки природы.”(15 мин.)
Сознательно не дается установка о теме размышлений.
8. Подведение итогов, прощание.(1-3 мин.)

Занятие № 7.

Тема: ”Мои эмоции. Мои эмоции и мои ценности.”
Время: 2 часа.
Место: комната психологической разгрузки части.
Цели:
• соотнесение целенаправленного поведения и эмоции;
• иерархия личностных эмоций в структуре личности;
• определение переживаемых ценностей личности как части Я и ценностей, интоецированных или заимствованных у других;
• различие эмоций и ценностей, связанных с органическими ощущениями и потребностями и значимых ценностей.
1. Психологическая разминка в виде приветствия.(2-3 мин.)
2. Упражнение “Самоуправление”.(15 мин.)
Ведущий предлагает новый метод организации встречи: ”Друзья! На последнем занятии вы попробовали работать и общаться друг с другом без моей помощи. И это отлично. Сегодня я предлагаю вам принять меня в группу, а роль ведущего, если вы не против поручить на ваш выбор (перечисляются “кандидаты”) …” *
В ходе обсуждения ведущий предлагает высказываться по существу, объясняя недостатки и сильные стороны кандидатуры. Возможен вариант, когда занятие могут вести и два человека.
3. Упражнение “Пойми меня”.(20-25 мин.)
1 позиция. Ведущий предлагает разыграть пантомиму: робкий, нахальная личность в ситуациии, очень уверенный в себе человек, не уверенный в себе, комплексующий, обиженный, счастливый, победивший, проигравший, злорадствующий.
Участникам предлагается выбрать себе роль и изобразить конкретную ситуацию, остальные пытаются понять. В заключении краткое обсуждение и рассказ о своих чувствах при выборе и проигрывании роли.
2 позиция. Предлагается разыграть сценку из 1-3 участников по индивидуальному выбору, но знакомую всем в принципе. После показа краткое обсуждение и рассказ о своих чувствах при выборе и проигрывании ролей.
4. Упражнение “Начистоту”.(10-15 мин.)
Предлагается высказать начальнику(товарищу, подруге, родителям и т.д.) в эмоциональной форме свои претензии и принципы, огорчения, обосновывая их, объяснить свое поведение в незавершенной ситуации общения и предложить ее решение, удовлетворяющее обе стороны.
Необходимо оставить время для обсуждения.
5. Упражнение “Предвыборная компания”.(10-15 мин.)
Участникам предлагается выступить с обличительной речью на суде в отношении кого-либо или предвыборной речью перед избирателями и показать себя с выгодной стороны, но придерживаясь своих принципов.
Сравниваются сыгранные роли с реальным поведением в реальной жизни.
6. Упражнение “Антикварный магазин”.(20-25 мин.)
Предлагается сесть на стул, закрыть глаза, расслабиться, представив себе, что находится в магазине, где продают антикварные вещи. Мысленно необходимо выбрать себе любой предмет и вообразить себя этим предметом, пытаясь вложить в нее внутриличностный конфликт, которые ими до конца не осознаются, но очевидны для окружающих. При этом желательно утрировать именно те черты характера, которые при этом конфликте выражаются.
Затем предлагается рассказать от имени этого предмета о себе: ”Как вы себя чувствуете”; ”почему оказались в магазине”; ”Кто и где ваш прежний хозяин” и т.д. Открываются глаза и участник делится своими впечатлениями и ощущениями с группой.
7. Дискуссия “Как мне мешают мои эмоции”.(15-20 мин.)
Предлагается обсудить как эмоции помогают или мешают отстаивать свою точку зрения, вообще общаться с окружающими. Какие их проявления нежелательны для выступающего, что он хотел бы приобрести в этом плане.
8. Ведущий предлагает “вернуть” его к руководсву. Кратко обсуждается продуктивность занятия.(2-3 мин)
9. Освоение методики АТ.(10 мин.)
10. Подведение итогов,прощание.(3-5 мин.)

Занятие № 8.

Тема: ”Я и обида, Я и агрессия.”
Время:2 часа.
Место:комната психологической разгрузки части.
Цели:
• укрепление доверия в группе, наиболее полное раскрыти каждого участника;
• возвращение на новом этапе к проблемам, стоящим перед группой;
• устранение порога недопущения в сферу сознания или искажение воспринимаемых обид и научение адекватному анализу и реакции;
• ассимиляция Я к реальности социального окружения и уровню способностей личности, включение первоначально несовместимых с личностью реалий в нормальное переживание повседневности.
1. Психологическая разминка в виде приветствия.(3-5 мин.)
2. Упражнение “Борьба противоположностей”.(25-30 ми.)
Ведущий определяет тему дискусси, связанную с повседневной жизнью, затем одному из участников поручается роль Нападающего ,другому – Защищающегося.
Участники садятся лицом друг другу и начинают дискуссию. Каждый из участников должен твердо придерживаться своей роли. Нападающий должен критиковать партнера, ругать его, поучать, говорить твердым авторитетным голосом. Защищающийся – извиняться, оправдываться, объяснять, почему у него не получается все то, что требует от него Нападающий. Дискуссия длиться 5-7 мин.
После этого партнеры меняются ролями. Каждому участнику диалога нужно как можно полнее и глубже осознать чувство власти, агрессии Нападающего и чувство робости, унижения, незащищенности Защищающего.
Предлагается сравнить роли с поведением в реальной жизни.
3. Ведущий предлагает рассказать, на что может рассчитывать, по их мнению, в жизни (профессии, службе и т.д.)(15-20 мин.)
Группа выступает критиком и обсуждает притязания.
4. Упражнение “Субличности”.(20-25 мин)
Ведущий :”Субличностями, по определению Тома Йоуменса1 ,называются “многочисленные психологические образования в рамках нашей собственной личности, у которых имеются свои собственые цели, потребности, притязания.”
Некоторые из субличностей есть или присущи только Вам, другие варианты субличностей, напротив, чаще и активнее встречаются у других людей. Например: Ребенок, Родитель, Плакса, Зануда, Недовольный, Деловой, Мститель.
Сосредоточитесь и попробуйте мысленно ответить на следующие вопросы: какие субличности доминируют в Вас: что ценное, а что отрицательное в этих субличностях; каково ваше отношение к этим субличностям; можете ли вы управлять ими или они Вас подавляют.”
Предлагается членам по очереди поделиться своим опытом с группой.
5. Упражнение “Восхождение”.(15-20 мин.)
Ведущий: ”Уединитесь, расслабьтесь. Выберите субличность, которая наиболее активна, более вам знакомая. Представьте себя в долине вместе с этой субличностью. Вчувствуйтесь в красоту долины, ощутите аромат цветов, трав…Желает ли это делать субличность? А теперь вместе с ней поднимайтесь в гору. Пробирайтесь сквозь заросли и каменные завалы, но идите все выше и выше. На протяжении всего подъема сохраняйте контакт с вашей субличностью, и по мере восхождения вы будете замечать изменения, происходящие вней. Чем выше, тем больше изменений. Кто из вас быстрее устает, кто не желает больше подыматься? У кого больше брюзжания, обиды, агрессии? Кто побеждает? Достигнув вершины, вы можете наблюдать полную или значительную трансформацию субличности. Позвольте субличности полностью выразить себя и пообщаться с ней.”
Затем происходит обсуждение приобретенного опыта в группе.
6. Упражнение “Формирование качества характера.”(10-15 мин.)
Ведущий: ”Расслабьтесь. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Попытайтесь отделить от Я понятие “спокойствие”, осознайте ценность этого качества, его пользу в вашей бурной, полной тревог жизни, неполноценность Я без этого качества.
Еще больше расслабьте мышцы,особенно мышцы лица, дышите ровно и спокойно – это будет физическая установка на спокойствие.. Теперь мысленно создайте себе образ спокойного человека и попытайтесь войти в этот образ. Представьте себе пустынный тихий пляж, лес или другое место, где вы чувствуете себя спокойно…а теперь попробуйте представить человека, который вызывает неприязнь, раздражение и попробуйте при этом почувствовать себя спокойным. Понаблюдайте со стороны, как вы – спокойный человек – ведете себя в этой ситуации.”
Ведущий организует краткое обсуждение и предлагает попробовать поработать с этим упражнением “дома”.
7. Овладение и совершенствование метода АТ.(7-10 мин.)
8. Подведение итогов и прощание.(1-3 мин.)

Занятие № 9.

Тема: ”Каким я хочу быть.”
Время: 2 часа.
Место: комната психологической разгрузки части.
Цели:
• сформировать понимание, что индивид существует в постоянно изменяющемся мире опыта,центром которого он является;
• осознание своих мотивов как целенаправленной попытки личности удовлетворить свои нужды, данные ему в опыте в рамках индивидуального восприятия и возможность регулирования этих нужд;
• формирование компетенции личности, как опоры для поведения, притязаний.
1. Психологическая разминка в виде приветствия.(2-3 мин.)
2. Обсуждение домашнего задания.(10-15 мин.)
3. Упражнение “Эксперт”.(25-30 мин.)
1 позиция. Ведущий предлагает поставить оценки ( по пятибалльной системе ) следующим свои личные качествам: уровень ума, интеллект, способность к овладению знаний,трудолюбие,смелость,самостоятельность,общительность,находчивость,быстрота в действиях, ловкость, физическая сила, способность отстоять собственное мнение, внешние данные, здоровье.
В ходе обсуждения участники должны кратко мотивировать свою оценку.
2 позиция.Теперь предлагается поставить оценку другим. Каждый по очереди встает перед группой, отвечает на поставленные вопросы, рассказывает о себе. После этого обсуждается и принимается голосованием карточками с баллами оценка самостоятельности, общительности, находчивости, а затем и общая оценка.
После оценки каждого члена группы дается слово обсуждаемому для согласия или несогласия с оценкой.
4. Упражнение “Подбери роль”.(15-20 мин.)
Ведущий предлагает каждому выбрать для всех членов группы “жизненную роль” и кратко обосновать свой выбор.
В конце ведущий организует краткое обсуждение, где выявляется приятие или непринятие отдельных “ролей” членами группы.
5. Коллективное рисуночное упражнение “Наша группа”.(15-20 мин.)
Ведущий предлагает на листе ватмана изобразить группу, каждый себя, сопровождая рисунок краткой подписью. Порядок определяется произвольно, но если нет желающих начинать первым, то можно предложить жребий.
“Картина“ вывешивается на доске и группа по очереди интерпретирует рисунки и композицию в целом.
6. Ведущий предлагает “свободную тему”, предлагая поделиться участникам проблемами, мыслями, предложениями.(10-15 мин.)
7. Упражнение “Конверт”.(10-12 мин.)
Предлагается описать свои впечатления и ощущения о групповой работе, своем состоянии и запечатать в конверт, который собирает ведущий для дальнейшего прочтения на последнем занятии.
8. Овладение и совершенствование техникой АТ.(10-15 мин.)
9. Подведение итогов и прощание.(2-3 мин.)

Занятие № 10.

Тема: ”Я слушаю ”.
Время: 2 часа.
Место: комната психологической разгрузки части.
Цели:
• осознание результата взаимодействия с другими какорганизованной, подвижной, но концептуальной модели восприятия характеристик и взаимоотношений самого себя;
• формирование критичного суждения о своем поведении через призму восприятия других;
• ассимиляция и включение переживаний других в структуру сознания.
1. Психологичекая разминка в виде приветствия.(3-5 мин.)
2. Упражнение “Адвокат”.(15-20 мин.)
Ведущий предлагает объяснить и попытаться описать чувства и мотивы военнслужащего, известного всем,совершившего что-то “ненормальное” с точки зрения обыденной логики (желательно так называемого “изгоя”).
По очереди участники должны найти оправдание слабости обсуждаемого, понять причины, роль в этом поведении (поступке) окружающих.
3.Дискуссия: ”Что значит для каждого из вас понятия “хороший товарищ”, ”приятель”, ”друг”.(15-20 мин.)
Ведущий акцентирует внимание на проблеме, связанной с необходимостью для личности быть услышанным.
4. Упражнение “Только приятное”.(10-15 мин.)
Предлагается объективно,но доброжелательно похвалить соседа, рассказать о поступке, который характеризует его с очень положительной стороны.
Обсуждение должно выявить ощущения тех, о ком говорят приятное, какие чувства родились в отношении говорящего.
5. Упражнение “Клевета.”(15-20 мин.)
Ведущий предлагает такую ситуацию, когда\ человека незаслуженно обвинили. Окружающие убеждены, что он доносчик. Необходимо разыграть ситуацию,когда группа бросает обидные слова и “организует” бойкот. Защищаясь, необходимо привести доказательства своей невиновности, найти контакт с группой.
Обсуждается незаслуженность беспочвенных и поспешных оскорблений и подозрений и убедительность и твердость доказательств невиновности.
6. Ведущий предлагает проанализировать поведение, мимику, интонации и настроение участников группы и попытаться рассказать о переживаемом человеком.(10-15 мин.)
7. Упражнение “Отказ”.(10-12 мин.)
Вежливо и тактично отказать в просьбе, которая кажется не6корректной, трудновыполнимой или вовсе невыпонимой, человеку, настойчиво добивающемуся согласия выполнить ее.
Обсуждается, что испытывает тот и другой человек.
8. Упражнение “Кто я?”(10-12 мин.)
Ведущий группе предлагает рассмотреть упражнение как домашнее задание: ”Способствует выявлению нашего истинного Я, которое проявляется вовне не только положительными, но и отрицательными сторонами.
Выберите тихое место, возьмите блокнот, поставьте дату и напишите вопрос: ”Кто я? ”Ниже напишите ответ на вопрос. Постарайтесь, чтобы ответ был предельно открытым и честным. Можно задать этот вопрос несколько раз и несколько раз ответить на него. Сядьте, закройте глаза, расслабьтесь. Мысленно задайте себе вопрос “Кто я?” и попытайтесь уловить на него ответ в форме образа.Беспристрастно изучите возникший образ, откройте глаза и опишите его. Затем снова закройте глаза и снова задайте тот же вопрос. Теперь выразите этот образ движениями. Запишите впечатления.”
9. Подведение итогов и прощание.(2-3 мин.)

Занятие № 11.

Тема: ”Подводим итоги.”
Время:2 часа.
Место:комната психологической разгрузки части.
Цели:
• попытка комплексного анализа Я в свете проведенной работы;
• определение, на какой потенциал, положительный опыт и внутренние силы могут быть использованы в жизни;
• осмысление и овладение навыками “работы” с трудной ситуацией.
1. Психологичекая разминка в виде приветствия.(2-3 мин.)
2. Обсуждение домашнего задания.(20-25 мин.)
3. Упражнение. ”Посмотрим на себя со стороны.”(20-25 мин.)
Ведущий предлагает участникам увидеть со стороны себя и попытаться проанализировать мотивы, поведение и взаимоотношения с другими людьми.
В заключении группа обсуждает рассказы и высказывает свое мнение на соответствие истинного образа каждого.
4. Упражнение “Раздражение”.(15-20 мин.)
Предлагается проанализировать ситуацию, вызвавшую раздражение и рассказать об ощущениях и чувствах и причинах раздражения, о том, какой образ вызывает его почему. Затем предлагается “выйти” из этого состояния и выделить, что помогает, а что мешает.
Группа пытается выработать алгоритм поведения в подобных ситуациях.
5. Дискуссия “О слабостях”.(15-17 мин.)
Ведущий: ”Установка-” я не могу, я слаб” и ее особенности…Борясь с этой установкой человек укрепляет свои знания, свои силы, умения и навыки. ”Вооружение” установкой на ситуацию, затем на поведение и жизнь…
6. Упражнение “Я люблю…”(10-12 мин.)
Ведущий: ”Часто говорят, что любят человека или он нрвится, но не знают за что. Подумайте, какие установки у вас работают? Совпадают ли качества идеала и ваши?”
Участники по очереди рассказывают о своих впечатлениях, группа обсуждает полученные результаты.
7. Овладение и совершенствование техникой АТ.(10 мин.)
8. Подведение итогов и прощание.(2-3 мин.)

Занятие № 12.

Тема: ”Подведение итогов”.
Время:2 часа.
Место:комната психологической разгрузки части.
Цели:
• подведение итогов работы в группе;
• осознание решенности личностных проблем;
• определение горизонтов самосовершенствования;
• соотнесение себя с группой и опыта общения с ней;
• получение эмпирического материалы об эффективности работы психолога.
1. Психологическя разминка в виде приветствия.(7-10 мин.)
Ведущий, подчеркивая значимость последней встречи, предлагает более развернуто приветствовать друг друга.
2. Упражнение “Конверт”.(15-20 мин.)
Ведущий предлагает описать впечатления о групповой работе, затем раздает конверты прошлых занятий и организует обсуждение.
3. Самоотчет.(10-15 мин.)
Участники развернуто отвечают на вопрос: ”Какую роль сыграло для Вас работа в группе?”
4. Итоговая анкета.(Приложение № ).(10-12 мин.)
Работа группы с анкетой:
1. Удалось ли развить адекватное понимание самого себя и осуществить коррекцию самооценки?
2. Научились ли Вы объективно оценивать свое поведение в конкретных ситуациях?
3. Изменилось ли отношение к окружающим в позитивную сторону и терпимость к другим людям?
4. Овладели ли Вы способностью владеть собой в минуты поражений и побед, более спокойнее реагировать на жизненные неудачи?
Вопросы имели варианты: полностью удалось, в общем удалось, частично удалось, почти не удалось, совсем не удалось.
Кроме 4 закрытых вопросов, задаются 2 открытых вопросов о дополнительных эффектах:
1. Что еще, кроме вышеназванного, Вам удалось сделать в ходе групповой работы?
2. Хотели бы Вы принять участие в занятиях еще одного цикла?
5. Проведение теста – опросника Шмишека.(15-20 мин.)
6. Дискуссия на свободную тему.(10-15 мин.)
7. Упражнение “Пожелания”.(20-25 мин.)
Ведущий предлагает выступить участникам с пожеланиями всем участникам группы, о возможных недостатках и успехах, о напрвлениях самосовершенствования.
8. Упражнение “Подумаем”. (10 мин.)
Ведущий предлагает расслабиться и подумать на тему прощания с группой под классическую музыку и после 1-2 фразами выразить свои ощущения.
9. Подведение итогов групповой работы и прощание ведущего с группой, пожелания каждому участнику.(10-12 мин,)
Приложение 7

Уважаемый друг!

Вам предлагается ответить искренне на следующие вопросы несколькими фразами, раскрывающими Ваши состояния и ощущения:
1.Мое состояние сейчас можно описать как:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2.Мое поведение на занятии можно охарактеризовать как:
_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3.Мое место в жизни сегодня можно описать как:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4.Я хочу получить от жизни:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5.Мне мешает :
-в моем характере:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
-в жизни:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________

Спасибо за откровенность!

Анкета.

Уважаемый друг!
В заключении работы в группе Вам предлагается ответить на ряд вопросов,которые помогут лучше понять проблемы,стоящие перед группой в целом,так и перед каждым ее членом,а также лучше организовывать работу с военнослужащими.


Вопрос
полностью
удалось

в общем
удалось
частично
удалось
почти не
удалось
совсем не
удалось
1. Удалось ли развить адекватное понимание самого себя и осуществить коррекци самооценки?
2. Научились ли Вы объективно оценивать свое поведение в конкретных ситуациях?
3. Изменилось ли Ваше отношение к окружающим в позитивную сторону и терпимость к другим людям?

4. Овладели ли Вы способностью владеть собой в минуты поражений и побед,более спокойнее реагировать на жизненные неудачи?

5.Что еще,кроме вышеназванного,Вам удалось сделать в ходе групповой работы?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Хотели бы Вы принять участие в занятиях еще одного цикла и какие у Вас пожелания по содержанию встреч?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за работу!

Профиль характера
(личностной акцентуации)
и эффективности деятельности по этапам проведения исследования

“Фил”
(контрольная группа)

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.