Акцентуации


Предлагаемая Вашему вниманию работа представляет собой методическое руководство по использованию мощного психодиагностического пакета по определению типов акцентуации. Этот пакет объединяет две методики: методику Смишека и ПДО (па-топсихологический диагностический опросник) Личко.
Первая методика была создана H.Schmieschek в 1970 на основе разработанной K.Leonnard в 1964,68 концепции «акцентуированных личностей». Эта методика была рассчитана на взрослых лиц. ПДО был разработан А.Е.Личко в 1970 на основе психологической теории отношений. Он был рассчитан для исследования подростков 14-18 лет, но практика его использования подтвердила возможность тестирования и более раннего возраста – 11-12 лет. Существуют данные о сопоставимости результатов тестирования по двум методикам. Поэтому мы считаем правомерным объединение методик в один пакет с широким диапазоном применения.
В первой части дается описание типов акцентуаций, составленное на основе проведенного нами обобщения различных работ авторов классификации Леонгарда и Личко. В некоторых случаях в описания включены необходимые дополнения и уточнения. Эти описания приведены не только для ознакомления, но и в помощь пользователю для составления психологически грамотного заключения по диагностированному типу.
Советуем особое внимание обратить на третью главу, содержащую компиляцию как уже сложившейся практики психолого-педагогической и психокоррекционной работы с акцентуантами, так и собственного опыта работы в этом направлении.
Мы думаем, что для некоторых категорий пользователей полезным будет и использование словаря специальных терминов, помещенного в конце руководства.
Наиболее эффективным мы считаем использование пакета методик в следующих практических областях:
педагогика – выявление причин школьной дезадаптации (неуспеваемость, нарушение дисциплины, конфликты со сверстниками, преподавателями и родителями), выбор оптимального стиля педагогического взаимодействия с трудными подростками и т.д.
медицина (психотерапия) – диагностика причин личностной дезадаптации и выбор адекватных методов психотерапевтического воздействия и т.п.

социальная сфера – профориентация (выявление причин, затрудняющих профессиональный выбор, определение адекватного стиля взаимодействия с клиентом), проведение судебно-меди-цинской экспертизы, выявление группы риска (лиц, склонных к правонарушениям, наркомании, суицидам) с целью социально-психологической поддержки и т.п.
менеджмент – отбор и оценка персонала, формирование совместимых команд, разработка рекомендаций по оптимизации стиля деятельности руководителя.
вооруженные силы – выявление лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям, формирование совместимых экипажей и т.д.

1. Психологическая концепция акцентуаций
1.1. Понятие акцентуации
Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологии неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард (К. Leonhard). Им же разработана и описана известная классификация акцентуаций личности.
В нашей стране получила распространение иная классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром профессором А.Е.Личко. Однако и в том и в другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации. В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как ДИСГАРМОНИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ ХАРАКТЕРА, ГИПЕРТРОФИРОВАННУЮ ВЫРАЖЕННОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ ЕГО ЧЕРТ, ЧТО ОБУСЛОВЛИВАЕТ ПОВЫШЕННУЮ УЯЗВИМОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ОПРЕДЕЛЕННОГО РОДА ВОЗДЕЙСТВИЙ И ЗАТРУДНЯЕТ ЕЕ АДАПТАЦИЮ В НЕКОТОРЫХ СПЕЦИФИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ.
При этом важно отметить, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, могут сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Точно так же, затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряженных с данной акцентуацией), может сочетаться с хорошими или даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом эти «другие» ситуации сами по себе могут быть объективно и более сложными, но не сопряженными с данной акцентуацией, не РЕФЕРЕНТНЫ ей.
В работах К.Леонгарда используется как сочетание «акцентуированная личность», так и «акцентуированные черты характера». Хотя все-таки главным у него является понятие «акцентуация личности». Сама классификация К.Леонгарда есть классификация акцентуированных личностей. А.Е.Личко полагает, что правильнее было бы говорить об акцентуациях характера, потому что в действительности именно об особенностях характера и типологии характера идет речь.
Мы полагаем, что справедливым является использование обоих сочетаний – и акцентуированная личность и акцентуация характера. В отечественной психологии сложилась традиция четко,

а иногда и резко подчеркивать различие в понятиях личность и характер. При этом имеется в виду, что понятие личность более широкое, включающее в себя направленность, мотивы, установки, интеллект, способности и т.д. Между тем, в западной психологии часто, говоря «личность», имеют ввиду ее характерологию. К этому есть определенные основания, потому что характер – это не только базис личности (так считают многие, хотя и это дискуссионно), но и интегративное образование. В характере находят свое выражение и система отношений личности, ее установки, ориентации и т.д. Если же обратиться именно к описаниям различных акцентуаций (все равно в какой типологии – К.Леонгарда или А.Личко), то легко увидеть, что многое в них характеризует именно личность в различных ее аспектах. В дальнейшем мы в равной степени и в равном значении будем использовать оба термина – акцентуированная личность и акцентуация характера.
Одной из распространенных практических ошибок, от которой нам хотелось бы предостеречь, является трактовка акцентуации как установленной патологии. Однако это не так. В работах К.Леонгарда специально подчеркивалось, что акцентуированные люди не являются ненормальными. В противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, а любое отклонение от нее рассматривать как патологию (К.Леонгард, 1981). К.Леонгард даже полагал, что человек без намека на акцентуацию, конечно, не склонен развиваться в неблагоприятную сторону, но столь же маловероятно, что он как-нибудь отличается в положительную сторону. Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному, т.е. как к социально положительному, так и социально отрицательному развитию. Обобщая все сказанное, очевидно, можно заключить, что АКЦЕНТУАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ НЕ ПАТОЛОГИЕЙ, А КРАЙНИМ ВАРИАНТОМ НОРМЫ.
По различным данным, распространенность акцентуаций в популяции сильно варьирует и зависит от многих факторов. К этим факторам относятся социокультурные особенности среды, половые и возрастные особенности и др. По данным К.Леонгарда и его сотрудников, доля акцентуированных личностей во взрослом населении составляет примерно 50%. Однако авторы специально подчеркивают, что в других странах соотношение акцентуированных и неакцентуированных людей может быть иным. ,.
Хотя в целом вопрос о динамике акцентуаций разработан еще недостаточно, уже сейчас определенно можно говорить о феномене заострения черт акцентуированного характера в подростко-

вом возрасте. В дальнейшем, очевидно, происходит их сглаживание или компенсация, а также переход явных акцентуаций в скрытые. По данным Н.Я.Иванова (см. табл.1, приложение), распространенность акцентуаций в подростковом возрасте, а Также в возрасте ранней юности различна у мальчиков и девочек. Кроме того, доля акцентуированных варьирует в зависимости от типа и особенностей учебного заведения.
1.2. Описание типов акцентуаций по А.Е.Личко
НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП
Главная черта – нежелание трудиться: ни работать, ни учиться, постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствию, праздности. При строгом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случая отлынивать от любого труда. Важнейшей особенностью является слабый волевой компонент личности. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается исполнения обязанностей, долга, достижения целей. Со слабостью волевого компонента и недостаточной инициативностью связаны и подчиненность в группе, компании. Контакты всегда поверхностны. Романтическая влюбленность не свойственна. К своему будущему равнодушны, планов не строят, живут настоящим. В связи со слабой волевой сферой безнадзорность быстро оказывает пагубное действие.
КОНФОРМНЫЙ ТИП
Главная черта – конформность: ярко выраженное стремление быть «как все». Это стремление распространяется на все – от стремления одеваться как все до сильной зависимости суждений, позиций и поведения от окружения. Становятся целиком продуктом своего окружения: в «хорошей» среде старательно учатся и работают, в «плохой» среде – усваивают достаточно быстро ее обычаи, привычки, манеру поведения. Некритичны к восприятию групповых эталонов поведения, установок, ценностей и любой информации вообще. Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы. Плохо переносят ломку жизненного стереотипа, лишение привычного общества.

ШИЗОИДНЫЙ ТИП
Главными чертами являются замкнутость и недостаток чувствительности в процессе общения. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Недостаток чувствительности проявляется в неумении понять чужие переживания, в низкой эмпатии (способности к сопереживанию), в неумении понять желания и мысли партнера. Увлечения отличаются силой, постоянством и нередко необычностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексуальностью, часто подчеркиваемой асексуальностью. Труднее всего переносятся ситуации, где нужно установить неформальные эмоциональные контакты, а также вторжение посторонних во внутренний мир.
ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ТИП
Главной чертой является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постепенно нарастающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло. Характерна аффективная взрывчатость. Аффекты не только сильны, но и продолжительны. Любовь почти всегда окрашена ревностью. Лидерство проявляется стремлением властвовать над сверстниками. Хорошо адаптируются в условиях строгого дисциплинарного режима, где высокой показной исполнительностью перед начальством стремятся завладеть положением, дающим власть над другими подростками. Свойственны мелочная аккуратность, скурпу-лезность, дотошное соблюдение всех правил (зачастую условных) иногда даже в ущерб делу, приверженность к порядку, педантизм.
ИСТЕРОИДНЫЙ ТИП
Главными чертами являются мощный эгоцентризм, ярко выраженная жажда внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания. Все остальные особенности основаны на этом. Лживость и фантазирование целиком служат цели приукрашивания и привлечения внимания к своей личности. Свойственны театральность переживаний, склонность к позерству. Низкая способность к упорному труду сочетается с высокими притязаниями в отношении будущей профессии. Среди сверстников претендуют на первенство или на исключительное положение. Смена увлечений и хобби также обусловлена стремлением найти такое дело, где можно быть на виду.

АСТЕНО- НЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП
Главными чертами является повышенная утомляемость, раздражительность. Утомляемость обычно проявляется при умственных занятиях и в обстановке соревнований, соперничества. При утомлении аффективные вспышки возникают по ничтожному поводу.
СЕНСИТИВНЫЙ ТИП
Имеет две главные особенности – большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В себе видит множество недостатков, особенно в области волевых качеств. Часто встречается неудовлетворенность своим физическим «Я» («образ тела»). Замкнутость, робость и застенчивость особенно выступают среди посторонних и в непривычной обстановке. С незнакомыми трудны даже самые поверхностные контакты, но с теми, к кому привыкли, бывают достаточно общительны. Чрезвычайные трудности вызывают ситуации негативного оценивания или обвинения (тем более несправедливого).
ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП
Главными чертами являются нерешительность, тревожная мнительность (в виде опасений за будущее свое и своих близких), склонность к самоанализу. Черты характера обычно обнаруживаются уже в начальной школе. Отвечать за себя и особенно за других бывает самой трудной задачей. Защитой от постоянной тревоги по поводу воображаемых неприятностей и случайностей служат выдуманные приметы и ритуалы. Нерешительность особенно проявляется при необходимости сделать самостоятельный выбор.
10

ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП
* Отличается всегда хорошим, слегка повышенным настроением, высоким жизненным тонусом. Высокая степень активности сочетается с постоянным стремлением к лидерству. Высокий отклик на новое, но интересы неустойчивы. Большая активность сочетается с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваиваются в незнакомой обстановке, но плохо переносят одиночество, размеренный режим, строго регламентированную дисциплину, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Склонны к переоценке своих возможностей и к чрезмерно оптимистическим планам на будущее. Стремление окружающих подавить их активность нередко ведет к бурным, но коротким вспышкам раздражения.
ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП
Характерной особенностью является достаточно частая смена нерезко выраженных фаз гипертимности и подавленности (субдепрессии). В субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес, подросток становится домоседом, избегает компании. Неудачи и даже мелкие неурядицы в это время тяжело переживаются. Серьезные нарекания, особенно унижающие самолюбие, способны навести на мысли о собственной неполноценности и ненужности. Возможно провоцирование суицида. В гипертимной фазе циклоидные подростки не отличаются от гипертимов. Длительность каждой фазы обычно не велика (1-2 недели). Между фазами часто имеет место достаточно длительный период неакцентуированного, «гармоничного» поведения.
11

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП
Главная черта этого типа – крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от часто незаметных для окружающих поводов. От настроения момента зависят активность, работоспособность, общительность. У лабильных подростков чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем лицам, которые сами проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании. Тонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте. К лидерству не стремятся. Тяжело переживают утрату или эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц. Отличаются умением адекватно оценить свой характер.
СМЕШАННЫЕ ТИПЫ
Помимо явных акцентуаций, встречаются случаи одновременного заострения двух черт. Это так называемые смешанные типы, которые составляют половину случаев явных акцентуаций.
Смешанные типы могут быть обусловлены эндогенными факторами: наследственными особенностями и особенностями раннего периода развития. К такого рода типам относятся: конфор-мно-гипертимный, сочетания лабильного типа с циклоидным, ас-тено-невротическим и сенситивным; астено-невротического типа с сенситивным и психастеническим; шизоидного с сенситивным. психастеническим, эпилептоидным и истероидным; истероидного типа и эпилептоидным. Такие сочетания носят название промежуточных типов.
Смешанный тип может сформироваться и как результат накладывания черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу каких-либо хронически действующих психогенных факторов. Такие смешанные типы носят название амальгамных.
12

НЕ СОЧЕТАЮТСЯ МЕЖДУ СОБОЙ ТИПЫ
Гипертимный – с лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным
Циклоидный – со всеми типами, кроме гипертимного и лабильного
Лабильный – с гипертимным, психастеническим, шизоидным, зпилептоидным
Сенситивный – с гипертимным, циклоидным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым
Психастенический – с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым
Шизоидный – с гипертимным, циклоидным, лабильным, асте-ноневротическим
Эпилептоидный – с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим
Истероидный – с циклоидным, сенситивным, психастеническим
Неустойчивый – с циклоидным, сенситивным, психастеническим
1.3. Описание типов акцентуаций по К-Леонгарду
ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ ТИП
Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания. Это проявляется в тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном. Элементом этого поведения является самовосхваление, рассказы о себе или событиях, в которых эта личность занимала центральное место. Значительная доля этих рассказов может быть либо фантазированием, либо существенно приукрашенным изложением событий.
13

ВОЗБУДИМЫЙ ТИП
Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Вся манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального оценивания своих поступков, а обусловлена импульсом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия, общения для них характерна крайне низкая терпимость, что часто может характеризоваться как отсутствие терпимости вообще.
ДИСТИМИЧЕСКИЙ ТИП
Дистимическая личность есть противоположность гипертима. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре серьезны. Активность, а тем более гиперактивность им совершенно не свойственны.
ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ ТИП
Главной особенностью экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу печальных событий и фактов. При этом внутренняя впечатлительность и переживание сочетаются с ярким их внешним выражением.
ПЕДАНТИЧНЫЙ ТИП
Хорошо заметными внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-либо сделать, долго и тщательно все обдумывают. Очевидно, за внешней педантичностью стоит нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности. Эти люди без нужды не меняют место работы, а если это требуется, то с трудом идут на это. Любят свое производство, привычную работу. В быту им характерна добросовестность.
14

ТРЕВОЖНЫЙ ТИП
Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.
ЦИКЛОТИМИЧЕСКИЙ ТИП
Важнейшей особенностью циклотимического типа является смена гипертимических и дистимических состояний. При этом такие перемены являются и не редкими и не случайными. В гипертимической ‘фазе поведения типичное – радостные события вызывают не только радостные эмоции, но также и жажду деятельности, повышенную словоохотливость, активность. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.
ГИПЕРТИМИЧЕСКИЙ ТИП
Заметной особенностью гипертимического типа личности является постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении. Гипертим может находиться в приподнятом настроении, несмотря на отсутствие для этого каких-либо внешних поводов. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности. Характерны общительность, повышенная словоохотливость. На жизнь смотрят оптимистически, не теряя оптимизма и при возникновении трудностей. Трудности часто преодолевают без особого труда в силу органично присущей им активности и деятельности.
15

ЗАСТРЕВАЮЩИЙ ТИП
Застревающий тип личности характеризуется высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика, переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда просто не прощается. В связи с этим, окружающие часто характеризуют их как злопамятных и мстительных людей. К этому есть основания: переживания аффекта часто сочетаются с фантазированием, вынашиванием плана ответа обидчику, мести. Болезненная обидчивость этих людей, как правило, хорошо заметна. Их также можно назвать чувствительными и легкоуязвимыми, но в сочетании и в контексте вышесказанного.
эмотивный тип
Главной особенностью эмотивной личности является высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высоко развитая эмпатия. Все эти особенности, как правило, хорошо видны и постоянно проявляются ао внешних реакциях личности в различных ситуациях. Характерной особенностью является повышенная слезливость («глаза на мокром месте»).
Сравнительно-сопоставительный анализ классификации акцентуированных личностей (по К.Леонгарду) и классификации акцентуаций характера (по А.Личко)
Тип акцентуаций по К.Леонгарду
Соответствие типов по А.Личко классификации К.Леонгар-да (по мнению А.Личко)
Анализ соответствия двух классификаций (по А.Реану)
Тип акцентуаций по К.Леонгарду
Соответствие типов по А.Личко классификации К.Леон гарда (по мнению А.Личко)
Анализ соответствия двух классификаций (по А.Реану)
Педантичный
Застревающий
Возбудимый
Гипертимиче-ский
Дистимиче-ский
Циклотимиче-ский
Экзальтированный
Эмотивный
Тревожный
Психастенический
Эпилептоидный
Гипертимный
Циклоидный
Лабильный
Лабильный
Сенситивный
Нет прямого соответствия. Частично психастенический и сенситивный. Не основные элементы эпилептоидного.
Соответствия нет. Частично – эпилептоидный.
Эпилептоидный (не полное соответствие)
Гипертимный
Циклоидный. Частично лабильный.
Нет прямого соответствия. Частично лабильный
Не прямое соответствие -лабильный и сенситивный.
Не прямое соответствие -сенситивный и психастенический

Демонстративный
Истероидный
Истероидный

16
17

2. Технология работы с методиками
2.1. ПДО (патохарактерологический диагностический опросник)
2.1.1. Процедура тестирования
Опросник ПДО был разработан в 1970 А.Е.Личко в Ленинградском психоневрологическом институте им.В.М.Бехтерева. Лежащая в его основе психологическая теория отношений определила и процедуру и своеобразное построение опросника. Исследованию подвергается отношение испытуемого к ряду личностных проблем, разбитых в тексте опросника на 25 тем. Каждая тема содержит список от 10 до 19 возможных ответов. Испытуемому предлагается выбрать наиболее подходящие варианты, причем допускается выбор нескольких вариантов, а также отказ от выбора. Такая процедура, несомненно, предоставляет больше возможностей для проявления истинной установки испытуемого по сравнению с неизбежно вынужденными ответами в традиционных оп-росниках.
Основная задача опросника ПДО – определение типов акцентуации характера и типов психопатии. Помимо этого опросник позволяет определять психологическую склонность к алкоголизму, делинквентности, оценивать риск формирования психопатии, развития депрессии и социальной дезадаптации, оценивать возможность органической природы психопатии и акцентуации характера, оценивать степень проявления реакции эмансипации в самооценке, а также степень проявления черт мужественности-женственности в системе отношений.
При работе с опросником принято использовать следующую систему условных обозначений:
Г – гипертимный тип
Ц – циклоидный тип
Л – лабильный тип
А – астено-невротический тип
С – сенситивный тип
П – психастенический тип
Ш- шизоидный тип
Э – эпилептоидный тип
И – истероидный тип
18

Н – неустойчивый тип
К – конформный тип
О – показатель негативного отношения к
исследованию, количество отказов от выборов
Д – показатель диссимуляции черт характера
Т – показатель откровенности
В – [brain minimal damage) показатель органической природы психопатии и акцентуаций
Дп – показатель риска депрессии
Е – показатель реакции эмансипации
о – психологическая склонность к делинквентности
М – выраженность черт мужественности
Ф – выраженность черт женственности
V – психологическая склонность к алкоголизации Эти условные обозначения встречаются в тексте, они используются при оценке результатов, в графике подсчета баллов и в необходимых для оценки таблицах.
Для проведения обследования требуется текст опросника ПДО и два ответных бланка. Текст опросника представляет собой список утверждений, сгруппированных по 25 темам, предваряемый общей инструкцией к первому исследованию. Ответный бланк содержит номера, соответствующие номерам утверждений в тексте опросника. Тестирование проводится индивидуально или с группой, включает два исследования и требует на каждое исследование от получаса до 1 часа времени. Опросник рассчитан на подростков в возрасте от 14 до 18 лет, хотя возможно обследование более раннего возраста – с 11-12 лет, принципиальных ограничений для этого нет, хотя достоверность результатов все же снижается. Опросник не пригоден для подростков с выраженной интеллектуальной недостаточностью, либо с присутствием острого психотического состояния с нарушениями сознания, а также при выраженном психическом дефекте.
В первом исследовании испытуемый знакомится с инструкцией в тексте опросника и затем в каждом разделе выбирает наиболее подходящий ответ или несколько ответов.
Во втором исследовании он инструктируется устно и затем в гех же самых разделах выбирает один или несколько наиболее НЕПОДХОДЯЩИХ ответов. В обоих исследованиях нельзя выбирать более трех ответов и разрешается отказаться от выбора в каких-то разделах.
19

Наш вариант процедуры тестирования предполагает размещение в’сех вариантов ответов по всем типам на одном ответном бланке. Каждая колонка соответствует теме с тем же номером. Цифры в колонке соответствуют номерам вариантов ответов. Выбор рекомендуется отмечать перечеркиванием накрест нужной цифры. Отметка должна быть достаточно четкой и яркой, это повышает удобство и скорость обработки.
Сразу же после тестирования необходимо проверить ответные листы. Если обнаружится, что в каком-либо разделе испытуемый сделал более трех выборов, следует попросить его сократить выборы до необходимого количества. А если окажется, что отказов в целом по всем разделам больше шести, то испытуемый должен попытаться уменьшить их число. Иначе результаты тестирования не могут быть. рассмотрены как достоверные.
Большое количество отказов от выбора говорит либо о трудности работы с опросником, либо о негативном отношении к исследованию. И во втором случае, если сокращение количества отказов встречает сопротивление, лучше повторить тестирование, но уже после психотерапевтической беседы.
2.1.2. Обработка и интерпретация результатов
Первичная обработка результатов осуществляется с помощью ключей с кодом шкалы объективной оценки. Ключи содержат символьно-цветовые обозначения типов и дополнительных показателей. Каждый символ соответствует одному баллу в пользу соответствующего типа или показателя. За один выбор может начисляться несколько баллов, причем по нескольким типам.
Для обработки результатов предлагается два ключа – для первичного и для вторичного исследования. Накладывая ключ на соответствующий ответный бланк и совмещая маркеры, психолог последовательно ищет ключевые окна, совмещенные с отметкой на бланке. Коды типов указаны сверху над ответом, коды дополнительных показателей внизу под ответом.
Получаемые таким образом баллы по 1-му и 2-му исследованиям откладываются на графике подсчета баллов (см.оценочный бланк) символом «X». Далее осуществляется оценка и уточнение графика, определение дополнительных и вспомогательных показателей. Уточнение графика производится начислением дополни-
20

тельных баллов по шкале ОШ. Баллы начисляются, если при анализе исходной ОШ обнаруживается наличие каких-либо показателей из таблицы:
Показатели по графику ОШ Начисляемые баллы

П,С
Л
Л
Н
П
шш, и ш
Н
пп, ц
э
ээ
ш,и
ш
с
с,ш,и
с
и
э
ээ
Г = О или 1
Ц ^ 6
А ^ 4 П == 0 или 1 Н = 0 или 1
К = О
К = 1
Д 5? 6
Т> Д
В = 5
В $? 6
Е^б
0^5
0^6 М < Ф (у мальчиков)
V ^ -6
V> +6
1 ошибка в выборах*
2 и более ошибки

* Ошибка в выборе означает, что один и тот же номер выбирается и в первом, и во втором исследовании.
Конформность
Если К==0 или 1 – низкая конформность, даже нонконформизм;
К=2, 3 – умеренная конформность;
К=4, 5 – средняя конформность;
К=6 и более – высокая конформность.
Негативное отношение к исследованию
Об этом свидетельствует величина 0=7 и большая. Надежность диагностики типа при этом существенно снижается.
21

Возможная склонность к диссимуляции
Здесь этот показатель трактуется как стремление не раскрывать черт своего характера и действительного отношения к проблемам.
Если Д больше, чем Т на 4 балла и больше, это значительно снижает точность диагностики типов и практически полностью исключает правильную диагностику типов Ц и К.
Высокий Д=6 и более наиболее часто встречается у типа Н.
Повышенная откровенность
Об этом свидетельствует превышение показателя Т над Д. Чаще встречается у типа Ц и особенно П.
Возможность органической природы психопатии и акцентуации характера
Основывается на значении В – если оно равно или более 5, то вероятность органического генеза очень велика. Если же В меньше 5, то данная вероятность тем не менее не отрицается.
Выраженность реакции эмансипации в самооценке
Оценивается величина показателя Е.
При Е=0 или 1 – реакция эмансипации слабая;
при Е=2 или 3 – умеренная;
при Е==4 или 5 – выраженная;
при Е=6 и более – очень сильная.
Выраженная реакция эмансипации не свойственна типам С и П-в этом случае эти типы не диагностируются независимо от количества баллов по объективной шкале (ОШ).
Слабая выраженность реакции эмансипации у типа Г не отражает зачастую резкую ее выраженность в поведении.
Психологическая склонность к делинквентности
Определяется только у подростков мужского пола при значении показателя о=4 и более. Исключением является тип Ш, у которого этот показатель часто высок безо всякой склонности к делинквентности, и тип Н, для которого d обычно низок, но при этом склонность к делинквентности, как правило, высока.
22

Выраженность черт мужественности – женственности в системе отношений
Если разность М-Ф – положительна, то в системе отношений преобладают черты мужественности, если отрицательна – женственности. Преобладание М у подростков-девочек часто встречается в случае психопатии. И наоборот, преобладание Ф у подростков-мальчиков часто встречается при психопатиях и акцентуациях по типу И, Ш, С.
Психологическая склонность к алкоголизации (V)
Определяется без графика. Подсчитывается алгебраическая сумма баллов в шестой теме («Отношение к спиртным напиткам») по 1-му и
2-му исследованию.
При V – отрицательном – склонность к алкоголизации отсутствует;
При V==0 или +1 – результат неопределенный;
При V=+2 и выше – предполагается склонность к алкоголизации;
При V==-(-6 и выше – результат говорит скорее о склонности выставить напоказ свое алкогольное поведение.
Высокий риск депрессии (Дп)
Этот показатель отсутствует в кодах объективной шкалы. Он вычисляется на основе анализа графика. Сначала по Дп начисляются положительные баллы – по одному за каждое событие:’!) Г=2 и меньше, 2) С=7 и больше, 3) Н=2 и меньше, 4) Т>Д, 5) М<Ф (только для подростков-мальчиков).
Затем из полученного числа вычитается по одному баллу за каждое событие из следующих: 1) Г=7 и- больше, 2) Н=7 и больше, 3) М==7 и больше, 4) Есть диссимуляция личного отношения.
При Дп отрицательном – высокий риск депрессии отвергается, при Дп=+2 и выше – существует высокий риск депрессии, при Дп=-(-1 или 0 – результат неопределенный.
23

ДИАГНОСТИКА ТИПОВ ПСИХОПАТИЙ И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА
Производится с помощью последовательно применяемых правил.
Правило 0. Тип считается неопределенным, если по ОШ не набрано минимальное диагностическое число (МДЧ) баллов ни для одного из типов.
МДЧ составляет для типа Г – 7 баллов, для типа А – 5, для остальных – 6.
Правило 1. Если МДЧ достигается или превышается только для одного типа, то диагностируется этот тип (кроме случаев, указанных в правилах 2 и 3)
Правило 2. Если установлена возможность диссимуляции, то типы Ц и К не диагностируются.
Правило 3. Если реакция эмансипации выражена в самооценке, то типы С и П не диагностируются.
Правило 4. Если МДЧ достигнуто или превышено в отношении типа К и еще одного или нескольких типов, то тип К не диагностируется.
Правило 5. Если после применения правил 2, 3 и 4 оказывается, что МДЧ достигнуто в отношении еще 2-х типов, то:
а) в случае нижеперечисленных совместимых сочетаний диагностируется смешанный тип:

ЛН;
ГЦ, гн, ги;
ЛА, лс, ли,
АС, АП, АИ;
СП, СШ;

ШЭ, ши, ил
ЭЙ, эн;

ин

Исключение составляет случай в правиле 6.
б) в случае остальных сочетаний диагностируется тот тип, в пользу которого получено наибольшее превышение в баллах над его МДЧ;
в) если в отношении двух несовместимых типов достигнуто одинаковое превышение над МДЧ, то для исключения одного из типов руководствуются следующим принципом доминирования:
24

Г+Л=Г Г+А=А Г+С=Г Г+П=П Г+Ш=Ш Г+Э=Э
Ц+А=А
Ц+С=С
Ц+П=П
Ц+Ш=Ш
Ц+Э=Э
ц+и=и ц+н=н
л+п=п
л+ш=ш
л+э=э
А+Ш=Ш
А+Э=Э
А+Н=Н
С+Э=Э
с+и=и с+н=н
п+э=э п+и==и п+н=н

Правило 6. Если в пользу какого-либо типа достигнуто превышение над МДЧ большее, чем у других типов и разница в превышении МДЧ составляет больше 4-х, то другие типы не диагностируются, даже если сочетание совместимо.
Правило 7. Если МДЧ достигнуто в отношении трех и более типов и по правилам 2, 3, 4 и 6. их не удается сократить до двух, то отбираются два типа, в пользу которых получено наибольшее превышение в» баллах и далее выполняется правило 5.
Правило 8. Во всех остальных случаях при необходимости вделать выбор между несколькими типами, в отношении которых достигнуто одинаковое превышение над МДЧ, диагностируется 1-3 типа, которые в соответствии с правилом 5 совместимы с наибольшим числом из остальных сравниваемых.
РИСК СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ (ШКАЛЫ Ю.В.ПОПОВА, Н.Я.ИВАНОВА)
Оценка возможна, если определен один из типов Г, Л, С, Ш, Э, И, Н.
Если диагностирован смешанный тип, ориентироваться следует на тот тип, в отношении которого набрано большее количество баллов. Если же количество баллов одинаковое, пользуются шкалой любого из них.
Для определения риска социальной дезадаптации следует пользоваться следующими списками признаков для диагностирования типа:
25

Типы акцентуаций Признаки дезадаптации

Гипертимный
Лабильный
Сенситивный
Шизоидный
Эпилептоидный
Истероидный
Неустойчивый
Г^ 11, Э>7, Н>8, Д>5, Е>5,
Г+Н ^ 19
Л ^ 12, Ш > 7, Н ^ 7, Е ^ 4, d ^ 4
С ^ 11, Э ^ 6, d ^ 3, Дп амбивалентность*
Л ^6, Ш ^ 12, d>5
Ш>7,И^8,Н^8,Е^5,а>5
А 5? 5, П > 8, И > 13, Н ^ 7, d ^ 6
Ц 5? 6, Н 5? 10, В ^ 5, А+С+П ^ 7

* Дп амбивалентность – наличие и положительных, и отрицательных баллов по шкале депрессии,
Наличие хотя бы одного признака говорит о риске дезадаптации. Если признаков 2 и более – делают риск очень высоким.
Возможность формирования психопатии
Определяется по таблице:
Тип акцентуаций Признаки формирования психопатии

Гипертимный
Лабильный
Сенситивный
Шизоидный
Эпилептоидный
Истероидный Неустойчивый
О, Е ^ 6 7, К = О, Д > 6
Н ^ 10, К А 5? 6, Ш ^ С $s 12
Г < 1, Л < 1, Ш > 13, d 5? 7, V 5? +4
Г = О, Ц ^ 8, К s^ 1, d ^6, две ошибки в
выборах и более при условии, что Э ^ 10
А^5,0^6,Е>6
Н > 12, К < 1, В > 5, V < -6

При оценке возможности формирования психопатии следует руководствоваться следующими правилами:
Правило 1. Отсутствие указанных признаков не может свидетельствовать против клинического диагноза психопатии, так как в 30% случаев, клинически верифицированных как психопатии, эти признаки могут отсутствовать.
26

Правило 2. Наличие указанных признаков у подростков с нарушениями поведения может расцениваться как один из доводов в пользу диагноза психопатии при клинической оценке, но не как решающий диагностический фактор.
Правило 3. Обнаружение указанных признаков при массовом обследовании не может служить прямым указанием для подозрений в отношении психопатии. Однако такие подростки нуждаются в более тщательном и детальном психологическом обследовании.
После того как определен тип акцентуации характера и определены показатели, психологом может быть сделано заключение. Перед тем как делать заключение, желательно сопоставить результаты тестирования по ПДО и аналитические данные, полученные от близко знающих подростка лиц. Особенно важно получить сведения по следующим вопросам: обычный фон и динамика настроения подростка, поведение в ситуациях взаимодействия со сверстниками, взрослыми (особо следует отмечать реакции эмансипации, группирования, конформность и т.п.), самооценка, ситуации, являющиеся уязвимым местом подростка, стремления и интересы подростка, склонность к различным подростковым и детским реакциям, сексуальное поведение и др. Анамнестические сведения желательно излагать в лаконичной форме и включать в них лишь информативные для диагностики типов признаки. Случаи явного несовпадения результатов тестирования с анамнезом свидетельствуют о недостоверности этих результатов.
При составлении заключения, кроме указания диагностированного типа акцентуации, можно использовать описательные поведенческие характеристики типов акцентуаций, представленные в первом разделе.
2.2. Методика Х.Смишека
Данная методика была разработана Х.Смишеком в 1970 на основе концепции К.Леонгарда акцентуированных личностей. По форме она представляет собой опросник, состоящий из 88 вопросов и предполагающий два варианта ответов – «да», «нет»,
Для проведения тестирования требуется сам опросник и ответный бланк. Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в групповом варианте. Опросник рассчитан на взрослых лиц, но успешно применялся и на подростках 14-16 лет.
Прилагаемая к опроснику инструкция может быть изменена, если возникнет необходимость приспособить ее к особенностям
27

контингента испытуемых. Инструкция должна быть максимально простой и соответствовать умственным возможностям испытуемых. В случае испытуемых-подростков желательно подкрепить инструкцию 1-2 примерами.
После тестирований психолог обрабатывает ответный бланк с помощью ключа. В результате он получает показатели по каждому из типов акцентуаций (сырые баллы). Затем полученные показатели преобразуются с помощью соответствующих коэффициентов по формуле:
Сырые Баллы х Коэффициент = Итоговый Показатель.
Коэффициенты для каждого типа акцентуаций следующие:
1. Гипертимический 3
2. Застревающий 2
3. Педантичный 2
4. Эмотивный 3
5. Тревожный З
6. Циклотимный 3
7. Возбудимый 3
8. Дистимический 3
9. Демонстративный 2
10. Экзальтированный 6
Результаты подсчета записываются в бланке фиксации результатов. Сразу же может быть дана приблизительная оценка типа акцентуации. Если итоговый показатель превосходит 12 (максимальное значение – 24), то это считается признаком акцентуации по данному типу. Однако имеются данные (Уфа, 1986), которые подтверждаются и нашими исследованиями, что критическое значение для диагностики типа лежит в пределах 14-16.
Далее, результаты могут быть представлены графически. Для этого следует отложить полученные показатели в системе координат: тип акцентуации – значение показателя. Эта система координат уже представлена на бланке фиксации результатов. После соединения точек на графике получаем профиль личностных акцентуаций.
Следует учитывать, что опросник не имеет шкалы лжи, поэтому требуются дополнительные действия, чтобы получить достоверные результаты. Максимум внимательности и убеждения нужны психологу на стадии инструктирования, чтобы заметить возможные отрицательные установки на исследование и создать
28

атмосферу благожелательности и серьезного настроя на работу. На стадии оценки результатов, анализируя график, мы можем иногда заметить, что профиль акцентуаций сильно сдвинут вверх или вниз. В этом случае мы советуем при определении типов акцентуации не привязывать оценку к каким-то числовым значениям, а оценивать форму профиля.
При составлении заключения могут использоваться описательные поведенческие характеристики, приведенные в 1-м разделе.
29

3. Рекомендации по психокоррекционной и психопедагогической работе с акцентуированными личностями
3.1. Общие рекомендации
Особенности психокоррекционной и психопедагогической работы зависят от того, какого результата хочет достичь психолог или педагог. Специфика работы с акцентуированными личностями заключается в том, что акцентуации не относятся к явлениям психопатологическим, а являются вариантами нормы. Более того, возможные негативные следствия акцентуации по определенному типу уравновешиваются ее позитивным влиянием на проявление творческих способностей личности, развитие индивидуальности. Поэтому психокоррекционные воздействия не обязательно направляются на нивелирование акцентуированной черты Исключением могут стать только случаи, когда акцентуация приводит к нарушению социальной адаптации.
Работа психолога или педагога с акцентуантом в основном заключается в коррекции или построении особого рода отношений акцентуанта с окружающими с учетом характера его акцентуации. Частным случаем такой работы может служить построение отношений между психологом и акцентуантом в процессе психокоррекции.
Установление первого контакта
К первому контакту психолог должен подходить, имея определенную установку. Если он имеет дело с подростком, его позиция не может быть позицией нейтрального, незаинтересованного лица, бесстрастно оценивающего действия и внутренний мир подростка. Подросток в большей степени чем взрослый ищет эмоционального сопереживания. Поэтому с самых первых шагов психокоррекции психолог использует механизм эмоционального отреагирования. Отреагирование приносит ощутимое облегчение подростку, но, поскольку происходящие при этом изменения крайне нестойки, этот механизм используется для создания основы последующих психокоррекционных действий.
30

Взрослому акцентуанту тоже необходимо от психолога проявление эмоционального отреагирования. Но установка психолога в этом случае отличается большей нейтральностью.
Необходимая для контакта установка может быть окончательно принята психологом только с учетом того конкретного типа акцентуации, с которым он имеет дело. Каждый тип обладает определенными требованиями к дистанции, потребностью в сопереживании, степенью истощаемости в контакте, степенью внушаемости или сопротивлению директивности и т.д. Конкретные данные по особенности контакта с разными типами Вы можете найти в разделе 3.2.
Специфические для подростков реакции эмансипации, увлечения, группирования также влияют на установление первого контакта. Так, подросток склонен переносить реакцию эмансипации на психолога. Это представляет собой серьезное препятствие. Сильная реакция эмансипации требует от психолога скорректировать свою установку. С первого контакта подросток должен почувствовать равноправие отношений, возможность проявить свою самостоятельность. Он должен видеть, что психолог или педагог ищет в нем взрослые черты, но не настаивает, чтобы подросток что-то делал, говорил или чувствовал, поскольку он уже не ребенок.
Приведем в пример тактический план первого контакта, предложенный А.Е.Личко (Труды…, т.66, 1973), составленный с учетом психологических особенностей подростков-акцентуантов. Вначале подростку сообщаются известные психологу сведения, полученные из различных источников. Подросток должен подтвердить их или опровергнуть, что-то дополнить и объяснить. Уже на этом этапе можно обнаружить наиболее эмоционально значимые темы по таким признакам, как недомолвки, уклонение от обсуждения некоторых вопросов, вегетативные реакции. На первых этапах контакта эти темы лучше оставить в стороне. От болез-’ ненных тем можно плавно уклониться с помошью расспросов формального характера, а затем развивать контакт в направлении его неформальных отношений с товарищами и его увлечений. Добившись здесь определенного контакта, можно вернуться к «больным проблемам».
31

Психокоррекционные подходы
Психокоррекционные мероприятия, направленные на акценту-анта, не должны, как уже указывалось, иметь своей целью сглаживание акцентуированной черты. Основной упор делается на осознание акцентуантом специфических особенностей своего характера, ситуаций и отношений, в которых он чувствует себя наиболее уязвимым и собственных действий, которые к этой уязвимости приводят. Осознание увеличивает широту и гибкость восприятия указанных ситуаций и себя в этих ситуациях. Появляются новые способы анализа ситуации и повышается вероятность формирования новых способов действий.
Конкретные действия, с помощью которых достигается осознание, различаются от подхода к подходу. РАЦИОНАЛЬНАЯ (разъяснительная) психокоррекция использует апелляцию к логике, рассудку. Она проводится в режиме индивидуальных бесед, во время которых в ненавязчивой форме, с привлечением примеров из жизни других акцентуанту разъясняются причины его поступков, оплошности, ошибки, сильные и слабые стороны характера. В ходе беседы психолог стремится подвести его к определенному решению. Тут может быть два варианта. Либо акцентуанта постепенно подводят к правильному решению, чтобы у него создалось впечатление, что такое решение он принял сам, либо при хорошем контакте и доверии психолог, используя элементы внушения, предлагает это решение.
ГРУППОВЫЕ методы психокоррекции также нацелены на осознание собственных качеств,’но используют для этого опосредованное воздействие через мнение группы и закономерности межличностного взаимодействия в группе. Для групповых дискуссий важен выбор темы. Она должна соответствовать интересам участников и касаться особенностей их характера. Полезно бывает обсуждать темы: контакты с окружающими людьми, взаимоотношения с членами семьи, личный жизненный успех. С подростками это могут быть такие темы как отношения с родителями, отношения с товарищами, выбор жизненного пути и т.д.
Напряженное состояние участников дискуссии может быть снято переносом внимания участников на каких-либо посторонних лиц. Им может быть предложен для обсуждения пример из жизни или история болезни неизвестного человека. При достаточной открытости и взаимопонимании в группе может быть применен
32

более сильный проективный прием – когда для обсуждения предлагаются некоторые важные для осознания эпизоды из жизни, примеры, жизненные ситуации, сходные с таковыми одного из участников группы,-либо даже примеры из жизни собственно участников группы. Но этот прием трудно применим для подросткового возраста и предъявляет высокие требования к уровню развития группы и профессионализму психолога.
Групповые дискуссии довольно эффективны во взрослом возрасте, но в подростковой среде возникают значительные трудности. Ощутимый результат может проявиться, если подростки сплочены в неформальную группу и если с неформальным лидером у психолога установлен хороший контакт, В противном случае лучше использовать невербальные групповые методы, либо индивидуальный подход.
Одной из разновидностей групповых методов является СЕМЕЙНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ. Чрезмерное развитие некоторых черт характера может подпитываться особенностями семейных взаимоотношений. Это относится, конечно, преимущественно к подросткам. Недооценка родителями особенностей характера детей может способствовать не только усилению конфликтности семейных отношений, но и приводить к развитию патохарактеро-логических реакций, неврозов, формированию психопатических развитии на базе акцентуированных черт. Некоторые типы акцентуаций наиболее чувствительно реагируют или особенно уязвимы в отношении определенных типов семейных отношений. Так, согласно классификации А.Е.Личко, выделяется несколько типов НЕПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ:
Гипопротекция – недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. Особенно неблагоприятны при акцентуациях по гипертимному, неустойчивому и конформному типам.
Доминирующая гиперпротекция – чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает к самостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга. Особенно неблагоприятна для акцентуаций по психастеническому, сенситивному и астеническому типам, усиливает у них астенические черты. У гипертимных подростков приводит к резкой реакции эмансипации.
Потворствующая гиперпротекция – недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения у подростков. Этим культивируются неустойчивые и истероидные черты.
33

Воспитание «в культе болезни» – болезнь ребенка, даже незначительное недомогание предоставляет ребенку особые права и ставит его в центр внимания семьи. Культивируется эгоцентризм и рентные установки.
Эмоциональное отвержение – ребенок ощущает, что им тяготятся. Тяжело сказывается на лабильных, сенситивных и астенических подростках, усиливая черты этих типов. Возможно заострение черт и у эпилептоидов.
Условия жестких взаимоотношений – срывание зла на подростке и душевная жестокость. Способствует усилению черт у эпилептоидов и развитию эпилептических черт на основе конформной акцентуации.
Условия повышенной эмоциональной ответственности – на ребенка возлагаются недетские заботы и завышенные ожидания. Очень чувствительным оказывается психастенический тип, черты которого заостряются и могут переходить в психопатическое развитие или невроз.
Противоречивое воспитание – несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи. Такое воспитание может оказаться особенно травмирующим для любых типов акцентуаций.
Тактика психолога может заключаться в том, чтобы от индивидуальных бесед’с каждым членом семьи постепенно прийти к общесемейной п&ихокоррекции, в ходе которой (м.б. в целой серии встреч) будут строиться продуктивные способы внутрисе-мейного оценивания и взаимодействия. Сначала в ходе односторонних встреч психолог способствует эмоциональному отреагиро-ванию каждой из сторон. После эмоционального отреагирования происходит различение сущности конфликта или неправильных отношений. Объясняются характерологические особенности сторон, ошибочные представления каждого члена семьи, мотивация их поступков.
На заключительном этапе происходит взаимная коррекция оценок и построение шаблонов продуктивного взаимодействия. На этом этапе оказывается возможным использовать элементы социально-психологического тренинга, психодрамы, невербальные групповые методы.
Как индивидуальные, так и групповые методы коррекции акцентуированных личностей предполагают, особенно на первых этапах, целенаправленные действия по осознанию своих специфических особенностей, своих слабых и сильных сторон.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.