Психологическая характеристика
Конечно, далеко не все и не всегда страсти побуждают к эгоизму. Например, страстная любовь к науке, которая, по словам И. П. Павлова, необходима нашей молодежи, занимающейся научной деятельностью,— благородная страсть, не содержащая в себе никакого эгоизма.
Не совсем совпадает с общественной направленностью та черта характера, которая в житейском словоупотреблении известна как общительность.
Общительные люди лучше чувствуют себя в обществе, они быстро осваиваются в коллективе, скоро находят себе товарищей, имеют потребность делиться своими радостями и печалями с другими людьми. Но общительность не всегда имеет альтруистические корни. В условиях жизни буржуазного общества общительность нередко является средством для извлечения выгоды. Гоголевский Чичиков был очень общительным человеком и умел производить хорошее впечатление на всех, но он общался с людьми лишь для того, чтобы «обходить» их в своих эгоистичных, корыстных целях. У советского человека воспитывается общительность, основанная на чувстве коллективизма и исключающая эгоизм и двоедушие.
Общительности противоположна замкнутость. Замкнутые люди предпочитают оставаться наедине с собой или довольствоваться обществом немногих близких людей. В капиталистическом обществе замкнутость иногда выражает своего рода пассивный протест людей, недовольных общественным строем, но не идущих на активную борьбу с ним и предпочитающих замкнуться в скорлупу личных переживаний.
Вежливость и культурность в обращении с людьми могут, и, мы сказали бы, должны быть укоренившимися чертами характера. Встречаются и в нашем обществе, в том числе и среди молодежи, лица, недооценивающие значения внешних форм культуры и ссылающиеся на людей, у которых эти внешние формы являются своеобразной маскировкой. В связи с этим полезно вспомнить слова М. И. Калинина: «Так как развитой человек пользуется большим вниманием, то некоторые перенимают внешние стороны культурности. О таких людях обычно говорят: нарядилась ворона в павлиньи перья. Однако, по-моему, такое суждение неправильно, вредно для развития культуры. Разумеется, в массе люди вначале берут внешнюю сторону. Но поскольку человек старается приобрести внешние стороны культурности, они, в свою очередь, влияют уже на поднятие его общей культуры» [6, 91]. Советский человек должен владеть и внешними формами культурности.
Метки: коллектив, любовь, характер
Страницы: 1 2