Психологическая характеристика


Конечно, далеко не все и не всегда страсти побуждают к эго­изму. Например, страстная любовь к науке, которая, по словам И. П. Павлова, необходима нашей молодежи, занимающейся научной деятельностью,— благородная страсть, не содержащая в себе никакого эгоизма.
Не совсем совпадает с общественной направленностью та чер­та характера, которая в житейском словоупотреблении известна как общительность.
Общительные люди лучше чувствуют себя в обществе, они быстро осваиваются в коллективе, скоро находят себе товари­щей, имеют потребность делиться своими радостями и печалями с другими людьми. Но общительность не всегда имеет альтруис­тические корни. В условиях жизни буржуазного общества общи­тельность нередко является средством для извлечения выгоды. Гоголевский Чичиков был очень общительным человеком и умел производить хорошее впечатление на всех, но он общался с людьми лишь для того, чтобы «обходить» их в своих эгоистич­ных, корыстных целях. У советского человека воспитывается об­щительность, основанная на чувстве коллективизма и исключаю­щая эгоизм и двоедушие.
Общительности противоположна замкнутость. Замкнутые люди предпочитают оставаться наедине с собой или довольство­ваться обществом немногих близких людей. В капиталистичес­ком обществе замкнутость иногда выражает своего рода пас­сивный протест людей, недовольных общественным строем, но не идущих на активную борьбу с ним и предпочитающих замкнуться в скорлупу личных переживаний.
Вежливость и культурность в обращении с людьми могут, и, мы сказали бы, должны быть укоренившимися чертами характе­ра. Встречаются и в нашем обществе, в том числе и среди моло­дежи, лица, недооценивающие значения внешних форм культуры и ссылающиеся на людей, у которых эти внешние формы явля­ются своеобразной маскировкой. В связи с этим полезно вспом­нить слова М. И. Калинина: «Так как развитой человек поль­зуется большим вниманием, то некоторые перенимают внешние стороны культурности. О таких людях обычно говорят: наря­дилась ворона в павлиньи перья. Однако, по-моему, такое суж­дение неправильно, вредно для развития культуры. Разумеется, в массе люди вначале берут внешнюю сторону. Но поскольку че­ловек старается приобрести внешние стороны культурности, они, в свою очередь, влияют уже на поднятие его общей культуры» [6, 91]. Советский человек должен владеть и внешними форма­ми культурности.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.