Психические расстройства


Психические расстройстваВ ряде психических расстройств, как правило, отме­чаются варианты нарушения взаимосвязи между компо­нентами психики (сознательного и Неосознаваемого) вследствие патологического торможения и снижения ре­гулирующей функции первого либо патологической де? автоматизации и дезинтеграции второго.Весьма значительную роль в нарушении осознавания играет аффективная сфера, которая в жизни человека обычно является мощным стимулятором сознания. Обще­известно, что при сильных аффективных переживаниях сознание либо выключается, либо искажается и мысли­тельное содержание принимает характер неадекватности, даже бредоподобности.
Относительный антагонизм и синергия между неосо­знаваемой и сознательной деятельностью психики наблю­даются в обыденной жизни здоровых людей. Л. Н. Тол­стой с проницательностью уловил и описал эти явления в романе «Анна Каренина». Описывая работу Левина на косовице, автор, по-видимому, передает собственное са­монаблюдение: «И чаще и чаще приходили те минуты бессознательного состояния, когда можно было не думать о том, что делаешь. Коса резала сама собой… В середине работы на него находили минуты, во время которых он забывал то, что делал, ему становилось легко, и в эти же самые минуты ряд его выходил ровен и хорош, как у Тита. Но только он вспоминал о том, что он делает, и начинал стараться сделать лучше, тотчас же испытывал всю тяжесть труда, и ряд выходил дурен». Писатель в художественной форме метко обрисовал момент синергии между сознательным и неосознаваемы­ми привычными автоматизмами, которые дают высокую продукцию в труде, и момент антагонизма, когда созна­ние не использует автоматизмы, а, наоборот, вмешиваясь в процесс неосознаваемых действий, невольно разрушает привычные автоматизмы в труде.
Один молодой пианист (наш пациент) проникся сверхценной идеей подвергнуть сознательному анализу про­цесс автоматизированной игры на пианино. Его попытки закончились тем, что он разучился играть вследствие де­автоматизацин процесса игры. Этот случай вызывает ас­социацию со сказкой О. Уайльда о сороконожке. Сороко­ножку спросили, как она ходит: какую сперва ногу ста­вит вперед, какую затем и т. д. Сороконожка задумалась и… разучилась ходить.
Приобретенные корковые неосознаваемые автоматиз­мы сходны по своим механизмам с врожденными подкор­ковыми автоматизированными механизмами витального типа. Однако если первые легко возникают и развивают­ся благодаря регулирующему влиянию сознания, то вто­рые значительно труднее поддаются воздействию со сто­роны сознания и при их нарушениях с большим трудом восстанавливаются функции.
Врожденные формы инстинктивного приспособления большей частью необходимы в условиях мало или вовсе неизменяющихся ситуаций внешней среды. Сознательное познание и действия, напротив, возникли и развились в условиях быстро меняющейся внешней социальной сре­ды, поэтому они являются высшей формой регуляции по­ведения человека.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.