Психические расстройства
В ряде психических расстройств, как правило, отмечаются варианты нарушения взаимосвязи между компонентами психики (сознательного и Неосознаваемого) вследствие патологического торможения и снижения регулирующей функции первого либо патологической де? автоматизации и дезинтеграции второго.Весьма значительную роль в нарушении осознавания играет аффективная сфера, которая в жизни человека обычно является мощным стимулятором сознания. Общеизвестно, что при сильных аффективных переживаниях сознание либо выключается, либо искажается и мыслительное содержание принимает характер неадекватности, даже бредоподобности.
Относительный антагонизм и синергия между неосознаваемой и сознательной деятельностью психики наблюдаются в обыденной жизни здоровых людей. Л. Н. Толстой с проницательностью уловил и описал эти явления в романе «Анна Каренина». Описывая работу Левина на косовице, автор, по-видимому, передает собственное самонаблюдение: «И чаще и чаще приходили те минуты бессознательного состояния, когда можно было не думать о том, что делаешь. Коса резала сама собой… В середине работы на него находили минуты, во время которых он забывал то, что делал, ему становилось легко, и в эти же самые минуты ряд его выходил ровен и хорош, как у Тита. Но только он вспоминал о том, что он делает, и начинал стараться сделать лучше, тотчас же испытывал всю тяжесть труда, и ряд выходил дурен». Писатель в художественной форме метко обрисовал момент синергии между сознательным и неосознаваемыми привычными автоматизмами, которые дают высокую продукцию в труде, и момент антагонизма, когда сознание не использует автоматизмы, а, наоборот, вмешиваясь в процесс неосознаваемых действий, невольно разрушает привычные автоматизмы в труде.
Один молодой пианист (наш пациент) проникся сверхценной идеей подвергнуть сознательному анализу процесс автоматизированной игры на пианино. Его попытки закончились тем, что он разучился играть вследствие деавтоматизацин процесса игры. Этот случай вызывает ассоциацию со сказкой О. Уайльда о сороконожке. Сороконожку спросили, как она ходит: какую сперва ногу ставит вперед, какую затем и т. д. Сороконожка задумалась и… разучилась ходить.
Приобретенные корковые неосознаваемые автоматизмы сходны по своим механизмам с врожденными подкорковыми автоматизированными механизмами витального типа. Однако если первые легко возникают и развиваются благодаря регулирующему влиянию сознания, то вторые значительно труднее поддаются воздействию со стороны сознания и при их нарушениях с большим трудом восстанавливаются функции.
Врожденные формы инстинктивного приспособления большей частью необходимы в условиях мало или вовсе неизменяющихся ситуаций внешней среды. Сознательное познание и действия, напротив, возникли и развились в условиях быстро меняющейся внешней социальной среды, поэтому они являются высшей формой регуляции поведения человека.
Метки: взаимосвязь, нарушение, расстройство
Страницы: 1 2