Прожитый период времени


В качестве общего правила можно выразить, что с увеличением возраста прожитый период времени кажет­ся все более коротким. Во сне или в состояниях, способ­ствующих репродукции, может показаться, что прошло много времени, потому что перед сознанием проходит необычайное количество образов.С. Иодль приводит арабскую легенду, в которой ис­пользовано это наблюдение: согласно преданию Маго­мет в промежутке времени между падением из его рук и опорожнением кувшина с водой во время эпилеп­тического припадка был перенесен божеством через все небеса. Подобные переживания имеют место при курении опиума и гашиша, а также при эпилептических измене­ниях сознания.При ожидании будущего переживания аналогичны с настоящим временем. Время, которое проходит в ожида­нии наступления события, нам кажется тем короче, чем богаче оно заполнено, и тем длиннее, чем полнее занято сознание только мыслью об ожидаемом событии.
Резюмируя сказанное, С. Иодль спрашивает: что укорачивает время? Деятельность! Что делает время не­выносимо длинным? Праздность! Там, где нет изменения содержания сознания, не имеет места и субъективное движение времени. И наоборот, там, где содержание бы­стро меняется, время кажется очень коротким, потому что оно вместе с содержанием сознания находится в дви­жении. В воспоминании, напротив, такие отрезки време­ни кажутся длинными, потому что репродукция облада­ет богатым содержанием. Все эти интересные психологические данные о субъ­ективных переживаниях времени, блестяще проанализи­рованы экспериментами и клиническими наблюдениями при различных психических нарушениях.
С. Иодль – последователь Л. Фейербаха, близко сто­ящий к реалистической, материалистической позиции, подвергает критике априористическую, идеалистическую концепцию И. Канта о времени. По его мнению, все, что в сознании появляется, выступает во временной последо­вательности, потому что последовательность вещей при­надлежит объективному миру.
Сознание учится располагать свои познавательные сведения по способу, соответствующему объективному миру с помощью контроля обратной афферентации. Ра­нее упоминалось, что сознание личности в своем онтогене­тическом развитии приспосабливается автоматизированно располагать свои пространственные представления предметов друг возле друга соответственно их располо­жению во внешней среде. Подобно этому оно таким же способом располагает свои временные представления последовательно одно после другого соответственно по­следовательности явлений в объективном мире.
Данные наших клинических исследований говорят, что нарушения пространственно-временных переживаний выступают в едином плане с закономерностями возник­новения феноменов психического отчуждения, в том чис­ле и сенсорного распада образов восприятий и представ­лений в предметной сфере сознания.
Функциональный сенсорный распад образов рождает многообразную симптоматику нарушений субъективного пространства, времени, перспективы, формы, величины и движения, что позволяет предположить наличие в норме автоматизированного механизма, отображающего вне­шние явления и тело в виде подобия системных кинема­тографических изображений. Этот сложный процесс реа­лизуется путем интеграции и синтетического использо­вания всех рецепторных функций.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.