Профориентация людей


Казалось бы, что профориентация должна была сразу и полностью перейти в руки педагогов. Но ею вообще перестали заниматься и психологи, и педагоги. И это, несмотря на то, что за неделю до опубликования постановления о педологии Н. К. Крупская писала в «Комсомольской правде» о правильных путях профориентации: «Есть целый ряд профессий, которые требуют специальных свойств: остроты слуха, зрения, особого развития осязания, особенной тренировки нервных центров и пр. Этими вопросами занимается особая наука – психотехника. Она имеет очень большое значение для отбора наиболее приспособленных людей для целого ряда профессий. Она может предохранить при выборе профессий людей от ряда ошибок. Но было бы смешно все сводить к психотехнике. Это подсобная наука. Основное, что определяет выбор професии,- это общественный уклад. Лишь социалистический уклад обеспечивает наиболее свободный выбор профессии самым широким массам населения» и.Казалось бы, ясно: надо решать основную задачу свободного выбора профессии всеми способами, данными социалистическим укладом школе, опираясь на теорию восстановленной в правах педагогики и используя возможности «подсобной науки» – пси­хотехники. Но вместе с педологией и тестологией не в меру ре­тивые, а более того, напуганные деятели ликвидировали и пси­хотехнику, и профессиональный отбор, а с ними и профессио­нальную ориентацию.
Война и период послевоенного восстановления отвлекли вни­мание от профориентации. Но начиная с 50-х годов в постанов­лениях партии и правительства о школе и об укреплении ее свя­зи с жизнью все время подчеркивается необходимость подготовки учащихся к сознательному выбору профессии. В тезисах и Совета Министров «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стра­не» о задачах профессиональной ориентации было сказано: «В процессе учебно-воспитательной работы школа призвана зна­комить учащихся с разнообразными видами труда в нашем об­ществе, помогать школьникам выявить имеющиеся у них склон­ности и сознательно выбрать будущую профессию»15. Такой цели и призвана служить профориентация, о необходимости ко­торой говорилось на XXIV съезде.
Профориентация – это система психолого-педагогичееких и медицинских мероприятий, помогающих каждому представите­лю подрастающего поколения выбирать себе профессию с уче­том потребностей общества и своих способностей.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.