Проблема «биологическое – социальное»


В советской психологической литературе представ­лены два основных взгляда применительно к проблеме «биологическое – социальное». Первый исходит из мето­дологического принципа о том, что «сама природа чело­века-продукт истории» (С. Л. Рубинштейн, 1957). В общественно-историческом процессе развития людей социальные факторы видоизменяют, переделывают био­логическое и вообще природу человека. Изменяя внеш­нюю природу, человек в то же время изменяет свою соб­ственную природу (К. Маркс). Нужно согласиться сине­нием А. В. Брушлинского, что данное методологически важное положение снимает дуализм между биологиче­ским и социальным фактором в развитии человека.Другой взгляд, довольно распространенный в настоя­щее время, гласит, что природные, биологические свой­ства обусловливают психическое развитие человека как индивида, но вместе с тем вовсе не влияют непосредст­венно на развитие человека как личности. Личность в отличие от индивида рассматривается как целиком со­циальное, но никак не природное существо. По мнению А. В. Брушлинского, эта концепция приводит как бы к «раскалыванию» современного человека надвое – на природные (еще не очеловеченные) и «чисто» социаль­ные компоненты. Так реализуется принцип: биологиче­ское – это не социальное, а социальное – это не биоло­гическое 1.
Ряд авторов выдвигают положение, что, якобы по К. Марксу, сущность человека социальна, а его природа биосоциальна. Они приходят к убеждению, что индивид относится к биологическому виду, а личность – к обще­ству. Так, например, А. Ф. Косарев (1975) пишет, что личность как свойство человека быть включенным в си­стему общественных отношений социальна полностью: в ней нет ни грана биологического. Некоторые авторы даже сравнивают и проводят аналогию между понятием стоимости товара (по К Марксу) и личностью: отсюда напрашивается вывод, что в личности нет ни одного ато­ма вещества природы.
Мы полагаем, что личность, будучи продуктом со­циального развития, выступает как качественная осо­бенность конкретного живого человека. Разве допустимо представить это качество вне его реального материаль­ного носителя? Сошлемся на точку зрения выдающегося психолога и философа С. Л. Рубинштейна: «Существует лишь единая личность – человек из плоти и крови, яв­ляющийся сознательным общественным существом»’.
Приведем также высказывание другого известного психолога – К. К. Платонова: «Довольно распространен взгляд на соотношение биологического и социального в человеке по признаку: организм биологичен, личность социальна. Это понимание обычно подкрепляется пони­манием личности только как совокупности общественных отношений и отрицанием в личности чего бы то ни было биологического. Иногда такое понимание личности даже приписывается Марксу. Ошибочность этих взглядов уже не раз была показана, в частности нами и И. С. Коном, и потому здесь я не буду останавливаться на доказа­тельстве того, что Маркс так личность не определял и не мог определять»2.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.