Принцип экономичности


После некоторого затишья в развитии речи наступает сильный подъем. Такой волнообразный характер развития мы могли уже наблюдать и при фиксировании лепета ребенка; ритмическими колебаниями отмечены все фазы ко­личественного роста и качественного усовершенствования детской речи. К полутора годам словарь нашей девочки дал сильный скачок в смысле его обогащения и усложне­ния: он заключал в себе к тому времени 65 слов: 11 соб­ственных имен, 36 существительных, 6 глаголов (4 в по­велительном наклонении, 2 в неопределенном), 8 наречий, 1 притяжательное местоимение (моя), одно прилагатель­ное (ка – красный), два междометия (ага, ай); в речи ее попадались не только двусловные предложения, но и трех-словные.
К двум годам ребенок располагает 250-300 словами. Решающую роль в этом быстром обогащении словаря Штерн приписывает очень важному моменту, наступающе­му в развитии речи ребенка в возрасте 1,6-2,0, а именно моменту осознания ребенком, что каждая вещь име­ет свое имя. «До сих пор,- говорит Штерн,- ребе­нок только пользовался словами как символами; теперь он осознает, что слова – это символы, и неутомимо начи­нает их искать. Таким образом он делает одно из величай­гаих открытий в своей жизни, а именно: каждому предмету соответствует символизирующий его звуковой комплекс, служащий для его обозначения и его замены при общении с окружающими, иначе говоря, что каждая вещь имеет свое имя» В этом открытии Штерн усматривает дости­жение той ступени развития речи, на которую ни одно жи­вотное не поднимается. До сих пор звуки служили для це­лей выражения эмоций и сообщения своих желаний. Те­перь, начиная с момента, когда ребенок, сделав открытие, засыпает взрослых своими вопросами: «Что это такое?», «Как называется?» – речь вступает в мыслитель­ную, интеллектуальную фазу развития и судьбы речи и мышления тесно связываются друг с дру­гом.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.