Принцип экономичности
После некоторого затишья в развитии речи наступает сильный подъем. Такой волнообразный характер развития мы могли уже наблюдать и при фиксировании лепета ребенка; ритмическими колебаниями отмечены все фазы количественного роста и качественного усовершенствования детской речи. К полутора годам словарь нашей девочки дал сильный скачок в смысле его обогащения и усложнения: он заключал в себе к тому времени 65 слов: 11 собственных имен, 36 существительных, 6 глаголов (4 в повелительном наклонении, 2 в неопределенном), 8 наречий, 1 притяжательное местоимение (моя), одно прилагательное (ка – красный), два междометия (ага, ай); в речи ее попадались не только двусловные предложения, но и трех-словные.
К двум годам ребенок располагает 250-300 словами. Решающую роль в этом быстром обогащении словаря Штерн приписывает очень важному моменту, наступающему в развитии речи ребенка в возрасте 1,6-2,0, а именно моменту осознания ребенком, что каждая вещь имеет свое имя. «До сих пор,- говорит Штерн,- ребенок только пользовался словами как символами; теперь он осознает, что слова – это символы, и неутомимо начинает их искать. Таким образом он делает одно из величайгаих открытий в своей жизни, а именно: каждому предмету соответствует символизирующий его звуковой комплекс, служащий для его обозначения и его замены при общении с окружающими, иначе говоря, что каждая вещь имеет свое имя» В этом открытии Штерн усматривает достижение той ступени развития речи, на которую ни одно животное не поднимается. До сих пор звуки служили для целей выражения эмоций и сообщения своих желаний. Теперь, начиная с момента, когда ребенок, сделав открытие, засыпает взрослых своими вопросами: «Что это такое?», «Как называется?» – речь вступает в мыслительную, интеллектуальную фазу развития и судьбы речи и мышления тесно связываются друг с другом.
Страницы: 1 2