Превалирующая форма отражения действительности


У части детей появляется тенденция к рассказыванию сказок, фантазированию, умозаключениям (зачастую неправильным), в их речи регистрируется значительное количество слов III и IV степеней обобщения. Выразительность интонаций снижается. Характер рисунков детей этого возраста во всех случаях вполне согласовался с особенностями их речевых реакций: у одних это были изображения конкретных объектов или не менее конкретных событий со множеством деталей, показывающих яркость восприятия этими детьми реальной действительности; у других же детей рисунки более обобщенные, с преобладанием фантастических, сказочных сюжетов, жизненных деталей значительно меньше. Можно привести несколько примеров речевых реакций и рисунков детей того и другого типа. Анюта Е., 5 лет, рассказывает о дне рождения своей подружки: «У Лены столько гостей было — я, Володя, Таня, Галя, Рита! Мы чай пили с пирожными — корзиночки были, и эклеры, и такие кругленькие, и еще эклеры!». Володя, брат Анюты (близнец), об этом же событии рассказывает: «Ну, все девчонки были, неинтересно. А пирожные надо покупать одинаковые, чтобы гости не ссорились. Вообще не люблю ходить в гости!». Кирюша Л., 5 лет 5 мес, рассказывает Жоре П. того же возраста, какого он хотел бы иметь щенка: «Маленького, а лапы большие — я вчера такого видел: он идет, а лапы путаются! А потом стал за хвостом крутиться — я со смеха чуть не лопнул!». Жора слушает скептически: «Лапы, хвостик! Ты скажи, какой породы? Нужно, чтоб породистый был. А то-лапы!». В приведенных разговорах отчетливо видны различия в превалирующей форме отражения действительности у этих детей. В рассказах Анюты и Кирюши много перечисления конкретных лиц или подробностей, что свидетельствует о большом удельном весе образного отражения; их рассказы имеют яркую эмоциональную окраску. Таких детей можно отнести к художественному типу нервной деятельности.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.