Повод для насильственного вмешательства
Если ребенок целый день возится с тележкой или всецело поглощен куклой, то это не должно оставлять педагога индифферентным, как и не должно служить поводом для насильственного вмешательства. Не следует ни предоставлять ребенку самому выйти из тупика, ни применять метод запрещения или лишения. Выждав благоприятное время, надо в отсутствие ребенка удалить одни игрушки и взамен их дать другие, которые привлекут ребенка своей новизной и новыми перспективами, которые они открывают перед ним.Несколько слов о кукле. Еще недавно она служила предметом особенных нападок со стороны некоторых педагогов. Теперь, насколько можно судить по педагогической литературе преддошкольного возраста, практические работники не только примирились с куклой, но отводят ей почетное место в преддошкольных учреждениях.
Я полагаю, что эта победа куклы была неизбежна. Я решительно не вижу, чем кукла менее материальна, чем Мишка, и чем уход за куклой менее законен, менее обоснован и педагогически менее ценен, чем игра с кошкой, или в поезд, или в паровоз.
Ухаживая за куклой, дети, главным образом девочки, не только воспитывают в себе способность и умение радостно отдаваться заботам и труду ради другого, пусть воображаемого существа, но и при надлежащем оборудовании и самой ограниченной степени руководства приобретают целый ряд трудовых умений. Для чего нужны безжизненные формальные рамки Монтессори для упражнения в шнуровке и застегивании, когда это искусство можно усвоить на осмысленном целевом занятии, на уходе за «живой» куклой?
Для куклы надо приобретать предметы в магазине, кукле надо построить домик, сделать мебель, дать ей утварь и т. д. Какое богатое поле для творчества педагога и ребенка, и, главное, какая великолепная арена для развития эстетических и социальных чувств, для коллективного, постепенно усложняющегося и дифференцируемого труда!
Метки: вмешательство, повод, тупик
Страницы: 1 2