Поведение человека в новой обстановке
В других случаях поведение человека в новой обстановке создает скорее драматическое впечатление, так как человек оказывается «слабым» для данной ситуации. Ольга Ивановна в рассказе А. П. Чехова «Попрыгунья» — женщина легкомысленная, ветреная, не понимающая всей глубины и благородства личности своего мужа Осипа Дымова. Но вот Дымов тяжело заболевает. Тогда у «попрыгуньи» возникают новые, еще самой ей неясные чувства отвращения к себе и запоздавшей преданности мужу, у трупа мужа, в необычной для Ольги Ивановны ситуации, ее беспомощность, искренность желания стать другой проявились с большой драматической силой. «Дымов! — звала она его, трепля его за плечо и не веря тому, что он уже никогда не проснется.— Дымов! Дымов же!» Будет ли другой Ольга Ивановна, похоронив мужа, сказать трудно. Многое зависит от того, потребуют ли жизненные ситуации от Ольги Ивановны изменения привычных черт ее характера.
Выше (стр. ПО) указывалось, что в некоторых ситуациях человек имеет нехарактерное для себя психическое состояние. Такие ситуации побуждают к переживаниям и действиям, не свойственным данному человеку, но при закреплении могущим привести к формированию новых черт характера. Ученица IX класса была малоинициативная, пассивна, несамостоятельна. Но жизненные обстоятельства неожиданно сложились так, что она должна была сделаться активной помощницей своей матери по дому и в том числе по уходу за маленькой сестрой. В этой новой ситуации ученица проявила инициативу и самостоятельность, каких ранее у нее не было. Таким образом, можно различать ситуации, стимулирующие проявление имеющихся черт характера, и ситуации, побуждающие формирование новых черт характера.
Для каждой черты характера имеются такие ситуации, в которых эта черта проявляется наиболее ярко. Например, такая моральная черта, как храбрость, лучше проявляется в тех условиях, где имеется опасность, риск. Или, например, ученика считают дисциплинированным. Чтобы проверить это мнение, надо наблюдать, как ведет себя этот ученик в различных условиях жизни и по отношению к различным людям: учителям, родителям и товарищам, когда за ним наблюдают и когда он остается один.
Иногда люди по-разному проявляют себя наедине с собой и в обществе. Вот почему Макаренко придавал большое значение для оценки дисциплинированности человека его поведению не на виду. Например, если воспитанник, видя на паркетном полу грязную бумажку, поднимает и выбрасывает ее в то время, когда никто за ним не наблюдает,— это значит, что у воспитанника есть внутренняя, а не показная дисциплина.
Метки: обстановка, поведение, человек
Страницы: 1 2