Потребности темперамента


Следовательно, такие особенности темперамента, как невнимательность, торопливость, нетерпение, При инте­ресном трудовом задании подавляются. Однако другие потребности темперамента: эффективность, вспыльчи­вость, не точность движений — проявляются также и при наличии к трудовому заданию.
Каждый тип темперамента характеризуется не только определенными закономерно связанными индивидуаль­ными психическими свойствами, но и различным харак­тером и направлением динамических сдвигов этих свойств под влиянием отношений личности. Каждый темперамент имеет не только статическую психологиче­скую характеристику, но и динамическую. Одна из важ­нейших задач психологического исследования заключает­ся в систематическом изучении этих динамических сдви­гов.
Свойства общего типа не проявляются в условнореф­лекторной деятельности не только благодаря противо­действующему влиянию условного функционального со­стояния, т. е. тонического условного рефлекса, но и под влиянием физических условных рефлексов. В предыду­щей главе был приведен соответствующий фактический материал лабораторий И. П. Павлова — в работах С. Н. Выржиковского и Ф. П. Майорова, Л. О. Зевальда. После того как в результате «заключения» в темноте у щенят сильного типа вырабатывался ряд защитно-оборонительных рефлексов, присущая им «смелость» и агрес­сивность не проявлялись в поведении. После того как в результате длительной тренировки у неуравновешенных собак воспитывалась тонкая дифференцировка на опре­деленные раздражители, их неуравновешенность, есте­ственно, не проявлялась, если применяли в опыте те же самые раздражители. Если многократно производить пе­ределку у инертных собак, применяя одни и те же раз­дражители, то в результате в последующих переделках инертность нервных процессов не проявляется.
Соответственно и психические свойства темперамен­та могут не проявиться в поведении благодаря противо­действующему влиянию навыков и привычек поведения. Несдержанность и эффективность холерика не прояв­ляются на уроке в том случае, если у него имеются проч­но усвоенные навыки и привычки дисциплинированного поведения. В работе А. И. Ильиной характерные для флегматиков не инициативность, пассивность и зам­кнутость при общении с людьми у Аиды Н. совершенно не проявляются тогда, когда она председательствует на собрании, так как она хорошо усвоила соответствующие навыки поведения.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.