Первая стадия взаимодействия с окружающей средой


Первая стадия взаимодействия с окружающей средойТаким образом, развитие уже довольно высокой формы обобщения через посредство слов пока тесно связано с тем уровнем нервной деятельности, который И. П. Павлов называл первой инстанцией взаимодействия организма с окружающей средой.
Каждое словосочетание, даже такое элементарное, как приведенные выше, представляет собой интеграцию многих временных связей. Сначала фраза действует как комплексный раздражитель, компоненты которого не имеют самостоятельного значения. Рефлекторный эффект получается на комплекс в целом. Однако каждое из слов используется окружающими людьми в различных сочетаниях (например, «дай ручку», «дай чашку», «дай яблоко» и т. д.) и такое слово дифференцируется ребенком как общий элемент многих комплексных раздражителей. Это способствует выделению данного слова. Постепенно фраза становится объединением нескольких словесных сигналов, каждый из которых имеет свое определенное значение. Только теперь делается возможным более свободное комбинирование слов в разных сочетаниях.
Таким образом, в развитии фразовой речи детей раннего возраста можно выделить три фазы образования системности: а) система условных связей вырабатывается на нерасчленяемый пока комплексный раздражитель, состоящий из 2—3 стереотипно применяемых слов: «Покажи носик!», «Иди сюда!», «Дай ручку!» и т. п.; 2) выработка дифференцирования отдельных слов во фразе; 3) интеграция дифференцированных словесных сигналов в новые комплексы.
У детей З—4 лет возникновение новых фраз происходит несколько иначе: здесь выпадает первая фаза, так как дети имеют уже сравнительно большой запас хорошо отдифференцированных словесных сигналов, которые теперь объединяются в многочисленные комбинации.
В работе В. Н. Вакляковой (1975) в нашей лаборатории была сделана попытка электроэнцефалографического анализа межцентральных отношений в коре мозга, которые возникают при объединении слов во фразу.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.