Перспективы развития харатера


33Изучая характер человека, необходимо отве­тить не только на вопросы, каковы черты характера у этого че­ловека и как они возникли и формировались, но и на вопрос, в каком направлении могут и должны развиваться эти черты как показатели характера.
В романе К. Федина «Необыкновенное лето» имеется такой диалог между коммунистами Рагозиными Кириллом Извековым:
«Ты умей найти такого человека, в котором немножко буду­щего есть. В труде его, в службе народу, еще в чем. И на нем учись. Практикуй свой идеал-то на человеке. Умей найти, — по­вторил Рагозин и опять остановил довольный взгляд на сыне.
— А ведь ты прав! — воскликнул Кирилл. — Я припоминаю в этом духе у Чернышевского: приближайте будущее, говорил он, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести».
Черта характера, даже самая хорошая, не должна рассмат­риваться как своего рода мертвый капитал, надо всегда предви­деть, что можно с этим капиталом сделать.
А. С. Макаренко говорил, что цели воспитания «…должны выражаться в проектируемых качествах личности, в картинах характеров и в тех линиях развития их, которые определенно намечаются для каждого отдельного человека» [23, т. 5, 474]. Он так раскрывал соотношение между «видением» и «предви­дением» характера человека, имея в виду своих воспитанников: «Видеть хорошее в человеке всегда трудно. В живых будничных движениях людей, тем более в коллективе сколько-нибудь не­здоровом, это хорошее видеть почти невозможно, оно слишком прикрыто мелкой повседневной борьбой, оно теряется в текущих конфликтах. Хорошее в человеке приходится всегда проектиро­вать…». Это взгляд педагога, но это взгляд и пси­холога, тонко разбирающегося в чертах характера.
Изучение черт характера в их перспективном развитии позво­лит в структуру характера внести необходимую динамику, для чего так важно устанавливать не только взаимосвязь черт хара­ктера, но и конкретные условия их развития. Мы знаем, что дан­ный ученик настойчив. Но в каком направлении будет дальше проявляться эта настойчивость? Как она выдержит испытание, если перед учеником будут поставлены особо трудные задачи? Не выродится ли настойчивость в упрямство или неразумное дон­кихотство?
Темой специального психологического исследования может явиться каждая черта в собирательном смысле.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.