Отношения личности


211Стимулируя в эксперименте активность мотива, мы должны опираться на социально типичные, общие для всех наших испытуе­мых отношения личности, определяемые общими условиями развития, общими моментами истории личности. Так, например, если наши испытуемые — паровозные маши­нисты, мы стимулируем мотив профессиональной при­годности, если это студенты или ученики — мотив умст­венной работоспособности, если это спортсмены — мотив спортивного честолюбия и т. п.
Чтобы опираться в эксперименте на социально ти­пичные отношения личности, недостаточно выбрать испытуемых однородной социальной группы; необхо­димы специальные приемы активизации этого отношения.
Все эти условия, однако, недостаточны, чтобы с на­дежностью экспериментально вызвать одинаковую и оп­ределенную степень активности мотива максимальную или оптимальную. Так, например, у людей одной и той же профессии может быть различная степень активности отношения к своей профессии или отношения к экспери­ментатору.
В настоящее время нам неизвестны такие экспери­ментальные приемы, которые позволяли бы с полной до­стоверностью вызывать одинаковую у всех испытуемых максимальную или оптимальную степень активности ка­кого – либо мотива. Следовательно, задача заключается не столько в том, чтобы вызвать одинаковую определен­ную степень активности мотива, сколько в том, чтобы с достоверностью определить, какова была проявленная степень активности мотива.
По каким критериям это возможно определить? Один из таких критериев — уровень притязаний. В психоло­гических исследованиях пользуются различными крите­риями для определения уровня притязаний. В зависи­мости от применяемого критерия изменяется и самое по­нимание психологической сущности уровня притязаний. С точки зрения степени активности мотивов, наиболее важный критерий — тот уровень достижений при пре­одолении трудностей, к которому стремится человек в данной задаче. В этом случае об уровне притязаний мы судим по тому, какую степень трудности следующего за­дания выбирает испытуемый после того, как с большим или меньшим успехом выполнил предыдущее задание.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.