Отношения личности
Стимулируя в эксперименте активность мотива, мы должны опираться на социально типичные, общие для всех наших испытуемых отношения личности, определяемые общими условиями развития, общими моментами истории личности. Так, например, если наши испытуемые — паровозные машинисты, мы стимулируем мотив профессиональной пригодности, если это студенты или ученики — мотив умственной работоспособности, если это спортсмены — мотив спортивного честолюбия и т. п.
Чтобы опираться в эксперименте на социально типичные отношения личности, недостаточно выбрать испытуемых однородной социальной группы; необходимы специальные приемы активизации этого отношения.
Все эти условия, однако, недостаточны, чтобы с надежностью экспериментально вызвать одинаковую и определенную степень активности мотива максимальную или оптимальную. Так, например, у людей одной и той же профессии может быть различная степень активности отношения к своей профессии или отношения к экспериментатору.
В настоящее время нам неизвестны такие экспериментальные приемы, которые позволяли бы с полной достоверностью вызывать одинаковую у всех испытуемых максимальную или оптимальную степень активности какого – либо мотива. Следовательно, задача заключается не столько в том, чтобы вызвать одинаковую определенную степень активности мотива, сколько в том, чтобы с достоверностью определить, какова была проявленная степень активности мотива.
По каким критериям это возможно определить? Один из таких критериев — уровень притязаний. В психологических исследованиях пользуются различными критериями для определения уровня притязаний. В зависимости от применяемого критерия изменяется и самое понимание психологической сущности уровня притязаний. С точки зрения степени активности мотивов, наиболее важный критерий — тот уровень достижений при преодолении трудностей, к которому стремится человек в данной задаче. В этом случае об уровне притязаний мы судим по тому, какую степень трудности следующего задания выбирает испытуемый после того, как с большим или меньшим успехом выполнил предыдущее задание.
Страницы: 1 2