Отношение к окружающим
Хорошо продуманное и правильно проведенное физическое воспитание вызвало сдвиг не только в физическом развитии, но и во всей личности ребенка. Сокращение продолжительности дневного сна, энергичные движения на воздухе, урегулирование питания, индивидуальные занятия по физической культуре отразились на поведении и характере ребенка, а не только на физическом состоянии.
Поучительно, что даже относительно незначительные изменения в режиме, систематически, изо дня в день проводимые сознательным педагогом, объединенные одной общей идеей, в состоянии оставить след на всей нервно-психической организации ребенка.
Внимательное построение всего физического воспитания, изменения в режиме, хотя и небольшие, но соответствующие индивидуальным особенностям ребенка и направленные к усилению его обмена веществ, повышению энергии и работоспособности, упорядочению его движений, отвлечению его внимания от узколичных интересов (путем предоставления ему соответственных ролей в подвижных играх), привели к повышению его активности, улучшению координации его движений, приобщению к общей жизни коллектива.
Приведенные в кратком изложении случаи достаточно убедительно подтверждают мысли, положенные в основу настоящей работы. Из них вытекает еще один вывод, не имеющий прямого отношения к нашей теме, но важный для понимания развивающейся детской личности и процесса ее воспитания.
Мы обычно говорим о чрезвычайной пластичности детской организации, о ее необыкновенной гибкости и податливости. Нет сомнения, что во всех изложенных примерах эта пластичность ярко проявилась. Но только ли пластичность? Когда маленький ребенок-одиночка, замкнувшийся в свою скорлупу, боязливо озирающийся при приближении к нему человека, становится под влиянием удовлетворения его потребности в ласке и внимании смышленым, приветливым, живым ребенком,- в этом и во многих других подобных случаях проявляется не только пластичность.
Страницы: 1 2