Особенности психики


Подростковый период формирования психики знаменует собой пере­ход индивидуального сознания в общественное. В возрасте 10-12 лет ребенок способен наряду со сложной деятельностью строить предва­рительный план действия, оценивать поступки. Накопленные в созна­нии подростков образы, представления, понятия и растущий уровень сознания создают условия для более широкого оперирования абстракт­ными категориями, для построения концепций, гипотетических сужде­ний и осуществления преднамеренного наблюдения с целью проверки своих гипотез. Характерной чертой раннего отрочества, следовательно, является формирующаяся возможность предвидения будущего, перспек­тив деятельности, действий, поступков, жизни. Это качество раскрыва­ется в типичном для подростков начале обсуждения вопросов о цели жизни, о жизни и смерти, о бесконечности Вселенной и т. д. Не скоро удается подросткам осмыслить эти сложные абстракции, но сам факт поисков ответа на такие вопросы весьма характерен для данного воз­раста.
Уровень психического развития подростков составляет в сущности основу для научного мышления и создает условия для высшего разви­тия рефлексии (самоанализа, анализа внутреннего мира переживаний, соотношения их с меняющимися условиями окружающей действитель­ности) .
Сказанное находит подтверждение в известной мысли И. М. Сече­нова. Сравнивая ребенка со взрослым, он подчеркивал, что первый живет почти исключительно настоящим, то1да как второй «наполовину» живет и действует для будущего. Естественно, что механизм такого развития определяется не столько процессом биологического созрева­ния соответствующих нервных аппаратов, сколько результатом чрез­вычайного совершенствования их функции вследствие длительной пере­работки в сознании ребенка сложных влияний окружающей его дейст­вительности.
Описываемый период развития психики характеризуется и другим существенным качеством – началом формирования высших эстетических, этических и интеллектуальных чувств. В период отрочества ребенок не только начинает испытывать диффе­ренцированное удовольствие от красивого, чувство радости от соверше­ния благородного поступка или удовлетворения правильно организо­ванной трудовой деятельностью, но и сознательно разграничивать кра­сивое от безвкусного, благородное от безнравственного, радость труда от лености.
Описанные выше самые общие качества психики подростков нахо­дят многообразие своих выражений в их поведении и деятельности. В предшествующем периоде ребенок живет своими непосредственными впечатлениями, которые тем более актуальны для него, что он не уста­навливает между ними объективно существующие сложные связи. Вступая в период отрочества, подросток вдруг замечает, что его взгляд на вещи совершенно меняется. Все предметы и явления, которые он видел до того, как бы поворачиваются к нему иной, неизвестной до того, стороной. Первое впечатление обладает для подростка такой не­пререкаемостью, такой силой, что все согласующееся с ним признается правильным и закономерным, все же иное, вступающее в противоречие с непосредственным впечатлением, оценивается как фальшивое, оши­бочное, неверное.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.