Ограниченный источник познания
Здесь опасность вербализма, отрыва слова от его подлинного предметного содержания особенно велика. Культ слова не имеет ничего общего с культурой детской речи, неотделимой от культуры всей личности ребенка, в которой «слово не должно стать поперек дороги делу, а доляшо служить ему и в нем же черпать свой точный смысл и живой источник обновления и обогащения» (стр. 175).
В детской психологии большое внимание уделяется изучению мышления (интеллекта) детей. В работах Е: А. Аркина содержится много сведений об интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста, в частности, им специально выделяются черты, типичные для мышления отдельных возрастных групп дошкольников (младшая, средняя и старшая группы).
Надо сказать, что Ефим Аронович был далек от того, чтобы чрезмерно интеллектуализировать поведение дошкольников (от этой тенденции не свободны некоторые ученые и педагоги). Наоборот, он всячески подчеркивал те моменты в поведении детей, которые связаны с их эмоциональной впечатлительностью, отзывчивостью, импульсивностью. Именно эмоциональной жизни ребенка Ефим Аронович придает особое значение и подробно описывает ее особенности. Он на многих примерах показывает, что собственно рассудочная деятельность детей неразрывно связана с общим эмоциональным фоном их переживаний. Лишь понимая взаимосвязь мыслей и эмоций, воспитатели могут, по мнению Е. А. Аркина, правильно вскрывать основания вопросов и суждений детей, а также мотивы их поступков.
Страницы: 1 2