Ограниченный источник познания
Движения («дело») являются хотя и очень важным, но все же ограниченным источником познания маленьким ребенком окружающего мира. Другим таким источником служит его речевое общение со взрослыми. В главе IV своей монографии, а также в ряде статей Е. А. Аркин подробно рассматривает закономерности формирования речи у детей. Обобщая многочисленные научные данные, он показывает ничем не заменимую роль речевого общения для развития всех психических функций и’ личности ребенка (особенно на самых первых этапах жизни). Он подробно прослеживает изменение словаря и грамматических форм детской речи от младенчества до прихода вшколу. До сих пор в психологии и педагогике при характеристике речи дошкольников используют материалы, собранные и обработанные Ефимом Ароновичем. Родители и воспитатели также могут использовать его данные для общей ориентации в уровне развития речи своих детей (конечно, учитывая их конкретные особенности, а также возможные индивидуальные отклонения, на нормальность которых не раз указывал Е. А. Аркин).Как мы отмечали выше, Ефим Аронович выделял такую характерную черту дошкольников, как активность и самостоятельность. Сопровождение своих предметах действий и эмоциональных реакций высказываниями, словесная оценка своих и чужих поступков служат ребенку средством обобщения своего опыта, а вместе с тем самоутверждения и приобретения? относительной независимости от окружающих. Но если у ребенка слабо развита и бедна практическая и игровая деятельность, если взрослые многословными объяснениями заменяют ему предметное манипулирование, его речь превращается «в источник подавления независимости и увеличения подчиненности ребенка воле и руководству старших. Зачем делать, когда при помощи слов можно привлечь к себе внимание окружающих и даже их восхищение?» При этом «слово заменяет дело» (стр. 175).
Это тонкое и правильное соображение Е. А. Аркина необходимо помнить родителям и воспитателям, поскольку в наше время дети очень рано сталкиваются с печатным словом, научаются читать, часто «глотают» книжки.
Метки: источник, общение, познание
Страницы: 1 2