Общая способность индивида


Голландский психолог Геза Ревеш более других связывает способности с деятельностью; однако их уровень он определяет не по удовлетворению или предвосхищению общественных потребностей личностью, а напротив, по ее независимости от об­щества52. А. В. Ярмоленко, критически разбирая книгу Ревеша, пишет: «Эта монография, написанная как итог многолетнего изу­чения проблемы одаренности на различных ее уровнях и в раз­личных областях труда, наглядно демонстрирует бессилие раз­решения проблемы с позиций буржуазной психологии, несмотря на обилие материала и внешнюю тщательность его обработки… Исходное для решения проблемы способностей понятие труда, трудовой деятельности человека как потребности, как создания объективных ценностей для общества выпало из поля зрения Ревеша. Вооружившись старым оружием статистических обоб­щений, отказавшись от структурного анализа способностей, Ревеш остается лишь иллюстратором декларируемых им, далеко не новых положений и ярко отражает современное положение проблемы одаренности в буржуазной психологии»53. Вполне за­служенная оценка! Среди современных буржуазных психологов нет единства о понимании способностей. Но все же, коротко говоря, большинст­ву из них свойственны следующие взгляды:
1. Признание врожденности способностей.
2. Рассмотрение способностей всегда равными самим себе и изменяющимися только па основе своего саморазвития.
3. Признание влияния среды и до испытания только в качестве параллельного фактора, изменяющего только путем либо уско­рения, либо замедления спонтанного развития врожденных спо­собностей.
4. Математический анализ способностей путем манипулиро­вания с формальными результатами тестовых испытаний и вы­ведения математическим путем различного числа факторов, ли­шенных психологической и тем более нейродинамической реаль­ности.
5. При исследовании способностей внимание направлено толь­ко на измерение их уровня при полном игнорировании изучения их активного формирования.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.