Общая способность индивида
Голландский психолог Геза Ревеш более других связывает способности с деятельностью; однако их уровень он определяет не по удовлетворению или предвосхищению общественных потребностей личностью, а напротив, по ее независимости от общества52. А. В. Ярмоленко, критически разбирая книгу Ревеша, пишет: «Эта монография, написанная как итог многолетнего изучения проблемы одаренности на различных ее уровнях и в различных областях труда, наглядно демонстрирует бессилие разрешения проблемы с позиций буржуазной психологии, несмотря на обилие материала и внешнюю тщательность его обработки… Исходное для решения проблемы способностей понятие труда, трудовой деятельности человека как потребности, как создания объективных ценностей для общества выпало из поля зрения Ревеша. Вооружившись старым оружием статистических обобщений, отказавшись от структурного анализа способностей, Ревеш остается лишь иллюстратором декларируемых им, далеко не новых положений и ярко отражает современное положение проблемы одаренности в буржуазной психологии»53. Вполне заслуженная оценка! Среди современных буржуазных психологов нет единства о понимании способностей. Но все же, коротко говоря, большинству из них свойственны следующие взгляды:
1. Признание врожденности способностей.
2. Рассмотрение способностей всегда равными самим себе и изменяющимися только па основе своего саморазвития.
3. Признание влияния среды и до испытания только в качестве параллельного фактора, изменяющего только путем либо ускорения, либо замедления спонтанного развития врожденных способностей.
4. Математический анализ способностей путем манипулирования с формальными результатами тестовых испытаний и выведения математическим путем различного числа факторов, лишенных психологической и тем более нейродинамической реальности.
5. При исследовании способностей внимание направлено только на измерение их уровня при полном игнорировании изучения их активного формирования.
Страницы: 1 2