Научно-технический прогресс
Однако теория Тоффлера не содержит научного ответа на вопрос о том, какие социальные механизмы могут одновременно способствовать развитию и углублению научно-технического прогресса, а также разумно регулировать его на благо человека и общества. Фактически все надежды Разрешить эту проблему связываются в теории Тоффлера вес тем же капиталистическим обществом, лишь несколько Реформированным, более приспособленным к быстрым переменам, вызываемым научно-техническим прогрессом. Критически преодолевая подобного рода утопические проекты биологической адаптации человека – поскольку они хотя и связывают этот процесс с социальными переменами, но не выводят их за рамки капиталистического общества,- необходимо, однако, при решении проблемы адаптации учитывать все, что может предложить наука, в частности биология, для увеличения адаптационных возможностей человека. Сегодня все чаще говорят о наступлении нового, биологического, этапа научно-технической революции, о «веке биологии» как о ее неизбежной перспективе. И одним из главных симптомов приближения «века биологии» считается то, что в выдвигающейся и становящейся магистральной в системе естественных и общественных наук проблеме человека вопросы биологии человека занимают весьма заметное место.Биологическое «обслуживание» человека принимает все более многообразные формы в современных условиях. Оно в значительной мере социологизирует медицину, выдвигает перед ней задачу рассмотрения широкого спектра философских (не только мировоззренческих и методологических, но и социально-этических, гуманистических) проблем. Как может биология человека помочь адекватной социальной реализации сущностных сил человека, повлиять на развитие его способностей и потребностей и вместе с тем не нарушить уникальности, неповторимого своеобразия личности, сохранить в неприкосновенности ее достоинство и свободу? Эти вопросы приобретают весьма конкретное, практическое звучание в медицине, когда человек рассматривается в качестве объекта познания и клинического врачевания. Без четкого же определения методологических, социально-философских и этических принципов клинического познания становится невозможным дальнейший прогресс медицины.
Марксистско-ленинская методология дает ключ к научному пониманию этих принципов. Рассматривая медицинскую науку как социальный институт современного общества, сущностное предназначение которого в профилактическом и клиническом обслуживании человека, определяя социальную сущность человека как совокупность всех общественных отношений, эта методология утверждает приоритет социальных и гуманистических целей познания перед социальными методами исследования человека. К. Маркс писал, что «…рождение дает человеку лишь индивидуальное бытие и прежде всего дает ему жизнь как природному индивиду» , что человек «…только в обществе может развить свою истинную природу, и о силе его природы надо судить не по силе отдельных индивидуумов, а по силе всего общества» .
Страницы: 1 2