Нарушение норм медицинской деонтоло­гии


В настоящее время при изучении клинических дисциплин! очень мало обсуждаются вопросы нравственной ответствен­ности врача за выбор тех или иных средств и методов диагностики и лечения. Студентам следует постоянно напо­минать о том, что проникновение медицинской науки в тайны жизнедеятельности человеческого организма связано с по­стоянным расширением числа и разнообразия методов иссле­дования больного и здорового человека. Многие из них крайне сложны, тягостны для больного, не всегда безопас­ны, так как могут сопровождаться серьезными осложнени­ями. Это различные пункции, прижизненные биопсии внут­ренних органов, разнообразные способы рентгеноконтрастного исследования, некоторые эндоскопические методы и т. д. Большая часть этих диагностических методов по выполнению и опасности равносильна хирургической опера­ции. Вполне понятно, что там, где другие методы не могут дать исчерпывающей информации, их применение необходи­мо и желательно. К сожалению, в медицине наметилась тенденция к чрезмерному расширению границ применения агрессивных методов, часто не соответствующих тяжести заболеваний, грозящих более серьезными осложнениями, чем заболевание. При наличии нескольких возможных методов исследова­ния проблема выбора оптимального из них становится не только делом профессиональной грамотности и квалифика­ции врача, но и критерием его профессиональной нравствен­ной зрелости деонтологической воспитанности. Преподава­телям не следует ограничиваться только детальным изложе­нием методики исследования. Вопросы обоснования выбора диагностических средств, необходимых и достаточных для решения конкретной диагностической задачи, должны полу­чать соответствующее освещение. Здесь целесообразно, на наш взгляд, создание таких проблемных ситуаций, решение которых с необходимостью требовало бы от студентов глубокого знания руководящих деонтологических принципов и критериев выбора диагностических методов. Подобное «проигрывание» реальных жизненных ситуаций учит студен­тов применять общие принципы и нормы медицинской этики к конкретному случаю, способствует усвоению ими сущно­сти нравственной ситуации, вырабатывает навыки решения подобных задач, формирует деонтологическую насторожен­ность к выбору методов исследования больных и здоровых людей, позволяет избегать в будущей практической деятель­ности деонтологических ошибок.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.