Нарушение норм медицинской деонтологии
В настоящее время при изучении клинических дисциплин! очень мало обсуждаются вопросы нравственной ответственности врача за выбор тех или иных средств и методов диагностики и лечения. Студентам следует постоянно напоминать о том, что проникновение медицинской науки в тайны жизнедеятельности человеческого организма связано с постоянным расширением числа и разнообразия методов исследования больного и здорового человека. Многие из них крайне сложны, тягостны для больного, не всегда безопасны, так как могут сопровождаться серьезными осложнениями. Это различные пункции, прижизненные биопсии внутренних органов, разнообразные способы рентгеноконтрастного исследования, некоторые эндоскопические методы и т. д. Большая часть этих диагностических методов по выполнению и опасности равносильна хирургической операции. Вполне понятно, что там, где другие методы не могут дать исчерпывающей информации, их применение необходимо и желательно. К сожалению, в медицине наметилась тенденция к чрезмерному расширению границ применения агрессивных методов, часто не соответствующих тяжести заболеваний, грозящих более серьезными осложнениями, чем заболевание. При наличии нескольких возможных методов исследования проблема выбора оптимального из них становится не только делом профессиональной грамотности и квалификации врача, но и критерием его профессиональной нравственной зрелости деонтологической воспитанности. Преподавателям не следует ограничиваться только детальным изложением методики исследования. Вопросы обоснования выбора диагностических средств, необходимых и достаточных для решения конкретной диагностической задачи, должны получать соответствующее освещение. Здесь целесообразно, на наш взгляд, создание таких проблемных ситуаций, решение которых с необходимостью требовало бы от студентов глубокого знания руководящих деонтологических принципов и критериев выбора диагностических методов. Подобное «проигрывание» реальных жизненных ситуаций учит студентов применять общие принципы и нормы медицинской этики к конкретному случаю, способствует усвоению ими сущности нравственной ситуации, вырабатывает навыки решения подобных задач, формирует деонтологическую настороженность к выбору методов исследования больных и здоровых людей, позволяет избегать в будущей практической деятельности деонтологических ошибок.
Метки: действие, деонтология, наукаСтраницы: 1 2